Дмитрий Медведев подтвердил, что приедет на съезд «Единой России» и выступит там. В этом наблюдатели углядели намек на то, что именно на съезде Медведев объявит, кто из тандемократов пойдет на второй срок. Это успокоит элиты, но не даст ответа на вопрос — хочет ли тандем проводить реформы в принципе?
Президент Медведев посетит съезд «Единой России». По некоторым версиям, именно там и будет сделано То Самое Важное Заявление. Иными словами: все гадали, где и когда будет объявлено, идет ли на выборы Медведев или он уступил это право Владимиру Путину (варианты с третьим кандидатом или соперничеством тандемократов представляются совсем уж маргинальными). На пресс-конференции в мае, отвечая на стандартный вопрос относительно своего второго срока, президент ответил, что данное мероприятие не является «той площадкой, на которой делаются подобные заявления».
Многие ждали некоего важного заявления Медведева на Ярославском форуме — этот формат во многом был сделан «под него» и логично было предположить, что именно там нужная площадка. Однако съезд ЕР тоже статусное мероприятие, хотя и партийное.
Любовь Дмитрия Медведева к партии «Единая Россия» крайне сомнительна. Да, единороссы (и еще три партии) формально выдвигали его на пост президента в 2007 году. Однако инициатива по созданию «Общероссийского народного фронта» - целью которого, по всей видимости, является объяснить высокий результат «Единой России» на выборах — была воспринята Медведевым довольно скептично. «Я понимаю мотивы партии, которая хочет восстановить свое влияние в стране, создание такого альянса укладывается в рамки и объяснимо с точки зрения избирательных технологий», — заявил после создания «фронта» Медведев.
Заявление Медведева относительно посещения съезда «Единой России» однозначно было воспринято комментаторами — как из числа ньюсмейкеров, так и просто политизированных — как заявка на второй срок. Логика проста — если Медведев не претендует на второй срок, то и участвовать в съезде ему незачем.
В той же логике воспринимаются и заявления, переданные «Коммерсантом», относительно единой стратегии с Владимиром Путиным и особенно о продолжении реформы политической системы. Правда, заявление «политическую систему нужно реформировать постепенно, но неуклонно» Медведев делает не впервые. А вернись на пост президента Владимир Путин, он вряд ли бы стал сильно оглядываться на подобные обещания.
Сложно рассуждать серьезно, дает ли что-то поддержка партии Медведеву или наоборот. Однако очевидно, что явная солидаризация с партией ударит по имиджу Медведева как продвинутого и современного политика и на какое-то время нивелирует стилистический разрыв с путинским правлением, каковой имел место во время президентства Медведева. Впрочем, электорально это слабо значимо — симпатизанты лично Медведева и тем более его либеральных инициатив точно не составляют большинства, скорее наборот.
Заявление о втором сроке — если таковое действительно будет сделано в рамках съезда «партии власти» - будет означать, что на выборы страна пойдет уже с новым/старым президентом.
И фиксацию действующей системы верховной власти в целом. Демонтаж путинской системы и проведение реформ в этих условиях зависит только от того, удастся ли Медведеву избавиться от проверенных путинцев, стоящих во главе крупных корпораций и ведомств. И от того, какими обязательствами относительно будущего переустройства страны его свяжет по рукам Путин.
Впрочем, самый важный вопрос в этой истории — вопрос мотивации самого Медведева. Хотел ли вообще президент в ходе своего первого срока сломать путинскую систему — неконкурентную, с жесткой ориентацией на верных людей и принципы ручного управления. Если и хотел, то в первый срок ему это не удалось.
Последние события вокруг Совета Федерации — отставка Миронова и более чем сомнительное назначение Матвиенко — демонстрируют, что укреплением госинститутов вряд ли кто-то будет заниматься в обозримой перспективе. Причем, Медведев охотно прибегает к ручному управлению, когда необходимо решать принципиальные вопросы. Медведевские люди вполне присутствуют не высоких должностях.
Заявленные в 2008 году реформы — прежде всего судебная — де-факто провалились и ограничились разговорами. Если это просто неудачи, то правление тандема было довольно слабым. Если к изменению системы не было должных стимулов, то отчего им появиться во время второго срока Медведева?