Адрес: https://polit.ru/article/2011/09/15/cameron/


15 сентября 2011, 14:12

Британия – Россия: за рамками политики

Раньше всё было наоборот. Во времена холодной войны Великобритания часто играла роль моста между Москвой и Вашингтоном. Когда советско-американские отношения опускались ниже того уровня, который считался предельно допустимым, британские премьер-министры — Гарольд Макмиллан или Маргарет Тэтчер — принимали гостей из Кремля и пытались ослабить опасное напряжение. Сами они тоже появлялись в Москве - задолго до того периода, который потом стали называть разрядкой.

Визит Дэвида Кэмерона в Россию состоялся через шесть лет после предыдущего визита — Тони Блэра. Кроме того, он состоялся через два года после знаменитой «перезагрузки» американо-российских отношений; почти год спустя после события, которое объявили аналогичной перезагрузкой отношений между НАТО и Россией; а также по прошествии изрядного срока после того, как Москва и Варшава встали на путь исторического примирения. Кэмерон, со своей стороны, тоже предпринял попытку примирения с Россией.

Поводом к последнему резкому охлаждению в англо-российских отношениях послужили, конечно, убийство в 2006 г. в Лондоне Александра Литвиненко и отказ Москвы выдать человека, которого британские власти подозревали в совершении этого убийства, - Андрея Лугового. С точки зрения Кремля, случай Литвиненко — это только часть более масштабной проблемы, состоящей в том, что Британия предоставила политическое убежище миллиардеру Борису Березовскому, который в прошлом был влиятельным лицом в Кремле, а затем стал заклятым врагом того, кому он некогда помог прийти к власти, но затем не смог контролировать - Владимира Путина.

Прошлое не забудется, но ему не позволят препятствовать развитию продуктивных отношений. Даже при ухудшающихся политических отношениях британские компании вложили в Россию около 40 млрд. долларов. Российские магнаты и высокопоставленные чиновники (иногда одних бывает трудно отличить от других) продолжают покупать в Британии собственность. В Лондоне численность выходцев из России возросла до 350 000 человек, а у московских богачей появилось обыкновение посылать своих отпрысков на учебу в британские школы и университеты.

Были, конечно, и удручающие неудачи. Опыт деятельности BP в России печально известен скандалами с российскими партнерами. Однако неблагоприятный для бизнеса российский климат виноват в этом лишь отчасти: крупные нефтяные компании обычно работают в странах с тяжелой социально-политической ситуацией, если могут получать прибыль . Компания BP совершила две принципиальные ошибки: во-первых, она недооценила своих местных партнеров, а во-вторых, она попыталась сымитировать их манеру срезать углы. Будем надеяться, что это послужит ей уроком.

Еще одна неудача была на политическом фронте: она состояла в том, что Британии не удалось повлиять на внутриполитическую обстановку в России. Британские официальные представители в Москве громко заявляли о том, что они поддерживают демократию и права человека, и устанавливали контакты с деятелями российской либеральной оппозиции. Результатом стало административное давление на британские институты (например, на Британский Совет) и ухудшение дипломатических отношений. Из этого тоже были извлечены уроки. В первый же день визита господин Кэмерон встретился с премьер-министром Путиным и позировал с ним во время фотосессии, что еще пару лет назад было бы трудно себе представить.

К чему это всё? Россия с радостью будет привлекать Великобританию в качестве важнейшего «партнера по модернизации» с целью получения инвестиций и технологий. Однако это партнерство будут ограничивать не столько политические проблемы в отношениях между Москвой и Лондоном, сколько коррупционное вымогательство, слабое законодательство о частной собственности и почти полное отсутствие правовой защиты в России. Британия, со своей стороны, будет и дальше искать в России возможности для ведения бизнеса. Для гибких и изобретательных успех возможен. Несмотря на строгий визовый режим, всё больше людей будут ездить из одной страны в другую, так что воздушный мост Москва-Лондон останется одним из самых популярных в России.

Многое, конечно, останется по-прежнему. По ряду политических вопросов (из недавних это Ливия и Сирия) Британия и Россия согласятся не соглашаться, но, возможно, отныне в более вежливой форме. Британские СМИ будут и дальше бичевать российский авторитаризм — пожалуй, даже энергичнее, чем обычно, в преддверии думских и президентских выборов. Тем не менее, визит, нанесенный Дэвидом Кэмероном Владимиру Путину, наводит на мысль, что Даунинг-стрит готова принять как вариант официального возвращения Путина в Кремль в 2012 г., так и сохранение его в статусе главного лидера России.

Во многих отношениях визит британского премьер-министра в Россию стал скорее символическим, нежели переломным. Он не решил проблем в отношениях, но отодвинул их в сторону, тем самым несколько сгладив препятствия на пути развития. Он не привел к тому, что Британия поступилась принципами, но ясно обозначил, что допустимо на чужой территории, а что нет. Благодаря визиту правительство Ее Величества восстановило контакт с господином Путиным, что свидетельствует об укреплении реализма в британской внешней политике. Одним словом, это был полезный визит.

Кремль чувствует себя удовлетворенным и правым. Это ведь Лондон первым оборвал контакты на высшем уровне, а теперь Лондон же их и восстановил. Дело Литвиненко останется открытым, но Луговой в Лондон не поедет, а Березовский в последнее время ведет себя тихо. Британские компании будут приветствоваться в России, пока они играют по здешним правилам. А Лондон для состоятельных россиян будет либо вторым домом, либо надежным убежищем, либо и тем, и другим сразу. Единственный скользкий момент здесь – это список Магнитского, который, если его официально утвердят, может вызвать серьезные проблемы и новые раздоры. Но на нынешнем этапе это едва ли произойдет.

Всё это уже очень далеко отстоит от славных времен Большой игры и холодной войны – с их зонами влияния, противоборством демократии с коммунизмом и проблемами войны и мира.

Как и Британия полстолетия назад, Россия сейчас утратила свою империю и пока еще не полностью освоила новую роль. Но в отличие от Британии, Россия, вероятно, еще долгое время будет сама по себе. Между тем, в британско-российских отношениях бизнес и человеческие связи давно заменили собой прежнее геополитическое соперничество и гонку вооружений. Требование сегодняшнего дня состоит в том, чтобы политика поменьше вмешивалась в отношения двух стран. Благодаря визиту господина Кэмерона в Москву такая позиция получила официальное подтверждение.

Дмитрий Тренин – директор Московского Центра Карнеги. Недавно вышла его книга “Post Imperium: A Eurasiаn Story”.