Адрес: https://polit.ru/article/2011/09/28/rakety/


28 сентября 2011, 17:26

Ракетопад

Опять неудачный запуск баллистической ракеты. Последние годы ракеты и космические аппараты падают с завидной регулярностью. Причина проста: советская военная промышленность разваливается, российская так и не появилась. И уже, кажется, не появится, ведь никто не знает, какой ВПК и для чего нужен России.

Пуск новой стратегической ракеты наземного базирования, который был осуществлен во вторник с космодрома Плесецк в Архангельской области, завершился аварийно. Ракета пятого поколения упала прямо на территории космодрома Плесецк.

Подобные ракеты должны вскоре составить основу ракетных войск стратегического назначения. Предполагается, что их доля в арсенале РВСН к 2018 году составит не менее 80 процентов. А тут такая неудача.

За последние пару лет неудачных запусков ракет и иных летательных аппаратов (в первую очередь спутников для системы ГЛОНАСС) исчисляется уже десятками. Дело настолько плохо, что удачные запуски становятся настоящей новостью для медиа. Число провальных пусков «Булавы» - 6. В августе в России наблюдался настоящий ракетопад, когда за неделю упали сразу ракета-носитель «Протон-М» с космическим аппаратом «Экспресс-АМ4» и ракета-носитель «Союз-У» с грузовым транспортным кораблем «Прогресс М-12М».

Всякий раз следуют аппаратные последствия — предсказуемые и легко объяснимые. Снимают ответственных руководителей (вплоть до главы Роскосмоса Перминова), прокурорские работники проводят проверку, представители отрасли сетуют на безденежье и разрушенную инфраструктуру. Разработчики кивают на производителей агрегатов, производители — на конструкторов.

В неудачных пусках всего, что должно летать, а не падать и летать только туда, куда нужно, видится системный кризис российской космической отрасли и российского ракетостроения. То, что просто деньгами (а финансирование одного только космоса за последние несколько лет выросло кратно) проблемы не решить — в общем-то трюизм. Об этом говорят эксперты, это заботит граждан, это понимают власти. Однако ракеты продолжают падать, а не лететь куда положено.

Системный кризис заключается в том, что российской космической отрасли, российского ракетостроения и — шире — российской оборонной промышленности не существует в принципе.

В новой России существует все это советское — заточенное под другие задачи, иное финансирование и иные геополитические вызовы. На оборонку, включая космос и ракетостроение, работала без преувеличения «вся страна». Советская власть знала, что единственным способом сохранения власти для нее является мощный ракетный потенциал для отражения угрозы внешней и мощная милитаристская машина для создания внутри страны ощущения, будто только власть может страну и граждан защитить от внешней угрозы.

После окончания холодной войны космос и оборонка вообще оказались объективно избыточными отраслями. Это справедливо даже без учета тех неприятных для промышленности событий, которые имели место в 90-е годы. Просто воевать стало не с кем, а легитимность власти ныне опирается на а) удовлетворение нехитрых материальных пожеланий большинства населения, б) установление мало—мальского порядка, в) ожидания, что власти будут последовательно улучшать ситуацию.

Отказа от легитимации через внешнюю угрозу не произошло, но по мере снижения ее реальности, власти стали более имитировать ее, нежели всерьез опасаться.

Для войны с Грузией вооруженных сил хватит, а опасность  глобального конфликта отступила. Недаром основной потребитель ОПК — Минобороны — ныне, в прекрасное с точки зрения наполняемости бюджета время, отказывается от закупок стрелкового оружия — и без того довольно. Что же говорить о 90-х, когда казна была просто пустой.

Оборонка превратилась в фабрику ненужных никому вещей и быстро деградировала.

 

Во всех смыслах: ветшали фонды, уходили люди, старели лучшие кадры. Сегодня единственный способ ее реанимировать — создать практически с нуля. И создать ее в совсем ином виде.

И здесь начинается проблема — власть не понимает, что такое Россия, пытаясь жить одновременно в пространстве советского мифа, лихолетья 90-х и глобального мира одновременно. Поэтому осколки советской системы продолжают существовать, дорабатывать ресурс. А местами даже воспроизводиться, пусть и во все ухудшающемся виде. Власти пытаются реанимировать то, что не подлежит реанимации, поскольку с большой долей вероятности вообще не нужно в том виде, в котором существует. А заливание отраслей, связанных с обороной деньгами, далеко не лучший способ отрасли развивать. Так что Кудрина отправили в отставку ой как не кстати.

Падение ракет в этом контексте — неизбежность. Дряхлые отрасли не в состоянии уже делать то, подо что были «заточены» - продукцию военного назначения высокой сложности. И в таких условиях падения продолжатся, пусть даже военные выбьют из бюджета все, что там есть.