11 декабря 2019, среда, 17:56
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

14 октября 2011, 12:58

Михаил Блинкин: «Возможно, мы вступаем в стадию распада Москвы»

В сентябре при участии «Полит.ру» было начато проведение экспертных семинаров, которые должны помочь выработке стратегии развития Москвы. Столице нужен долгосрочный план развития и продуманная стратегия, которая учитывала бы нужды Москвы как города, удобного для жизни, реализацию городом столичных функций и создание мирового финансового центра. Серию публикаций, посвященных стратегии, продолжает научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин, соруководитель транспортной группы по разработке Стратегии-2020. Выступая на открытом семинаре «Полит.ру», он рассказал, что нужно сделать, чтобы предотвратить транспортный коллапс Москвы.

Стадия распада города

Будучи студентом, я читал книжечку «Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?» Да, за неё сажали, а сейчас не сажают. Так вот, просуществует ли Москва как город до 2020-го, до 2025 года? Это вопрос совершенно серьёзный. И дело не в том, что на нас бомба упадёт. Город с точки зрения транспортника – это такое населённое место, где можно жить в суточном цикле: приехал и вернулся. А не то, куда надо ехать в командировку с ночёвкой. Это стандартное для транспортника определение города. Все мировые города имеют средние скорости сообщения порядка 35, 38, даже 40 (в Нью-Йорке) километров в час.

В Москве по последнему аккуратному измерению 2008 года средняя скорость была 22 км/ч. Тогда Юрий Михайлович Лужков очень огорчился и перестал заказывать транспортные обследования, новое правительство их тоже не заказало, и очередного транспортного обследования за 2 года мы не провели – ни пассажирского, ни автомобильного. Хотя это несложно. Но по моим оценкам, скорость уже ниже 20 км/ч. Значит, за скорость сообщения мы будем конкурировать с Сан-Паулу, Мехико-Сити и Йоханнесбургом, остальные будут двигаться лучше.

И ситуация только ухудшается. Сейчас мы вернулись к докризисным продажам автомобилей – Москва купит в 2012 году порядка 300 тысяч автомобилей или даже больше. Тут есть еще эффект новых пользователей – они чуть активнее эксплуатируют автомобили. Что же будет через пару лет? Вполне возможно, мы вступаем в стадию распада города, и это очень серьёзно. Поэтому если говорить о стратегии, есть несколько принципиальных вещей, о которых думать нужно было не сегодня, а вчера.

Что нужно сделать

Первое: по данным, которые приходят к нам в Экспертную группу по транспорту правительственной стратегии 2020, через Москву проходит (по разным видам сообщения) от 60% до 80% грузов, которые привозят в Россию.

Но Москва как всероссийский грузовой хаб скоро просто «схлопнется». Если только при полной поддержке федерального центра – это не городская задача – не будут предприняты несколько принципиальных шагов по разгрузке Москвы. Это отодвигание центра всей транзитной, перегрузочной, перевалочной, дистрибутивной работы на рубеж Вышнего Волочка для Балтики, Вязьмы для Западной Европы и Белоруссии и т.д. Если же все грузы будут обрабатываться, как сейчас предполагается, на рубеже так называемого ЦКАДА, - это просто в прямом и точном смысле «удавка» на теле Москвы.

Конечно, ЦКАД как просто подмосковная дорога вместо нынешней разбитой бетонки – хороший проект. Но ЦКАД в том замысле, какой сегодня существует сегодня у Минтранса, обвешанный грузовыми терминалами и проходящий по территории новой Москвы (Апрелевка, Троицк), - это транспортный коллапс Москвы. Значит, если москва не сумеет на федеральном уровне пролоббировать коренной пересмотр транспортной политики, она закупорится, и никакие инвестиции не спасут.

Второй вопрос – резидентная мобильность. Для любого города мира самый большой резерв сброса транспортной нагрузки – это отвечающий требованиям обывателя рынок жилья, позволяющий человека по любому поводу (ребёнок пошёл в школу, папа сменил работу и т.д.) менять жильё. Транспортная мобильность без резидентной мобильности –так проблемы в больших городах не решаются. Но у нас резидентная мобильность в своё время была хорошо определена Иосифом Бродским: в каких рождались, в тех и умирали гнёздах. Вот какова наша резидентная мобильность.

Третий вопрос – правила застройки, землепользования и планировки. Вот пример – мы строим на люберецких полях орошения, оттуда пойдет грандиозная эстакада выше МКАДА, и новый населенный пункт на 200 тысяч жителей будет введен в бермудский треугольник Вешняков – Новогиреево. А там и без нового района на обеих выходных эстакадах – и на Паперника, и в Новогиреево – пробки 8 баллов по Яндексу круглые сутки. Если не принять жёстких мер по поводу текущей застройки, никакая стратегия не понадобится. В рекламных проспектах пишут: квартал стоит на пересечении двух прекрасных магистралей - Вернадского и Ломоносовского проспектов, рядом станция метро Университет, квартал обеспечен всеми видами городского транспорта. А на самом деле нужно считать, каков резерв пропускной способности магистралей, какую жилищную застройку они допускают – 2 или 6 этажей. Чиновники обязаны рассчитать, широкие или узкие дороги в месте предполагаемого строительства, какой остался транспортный резерв, и только потом определить, что может быть построено в данном месте.

Четвёртый вопрос: грузоёмкие производства. Только в 2010-м году Минобороны продало последние два танкоремонтных завода, которые находились в черте города, чуть за пределами Третьего транспортного кольца. Мыловаренные заводы из Москвы до сих пор не выведены. Конфеты мы варим недалеко от кремлёвских стен, в глубине Пятницкой улицы. Юрий Лужков считал, что грузоёмкие производства в городе - это хорошо, это рабочие места, дескать нельзя Москву превращать в город белых воротничков, Москве нужно производство… Но такой подход задушит Москву. Грузоёмкие производства должны быть выведены из города.

Пятое. Мы придерживаемся старых, добрых и ласковых правил использования автомобилей в городе. Аналогичные правила парковки были в моём любимом городе Детройте отменены в 1932-м году, а в Париже, Барселоне и т.д. – в начале 1960-х. Я до сих пор езжу к себе в офис на Садовое кольцо, ставя машину абсолютно бесплатно. В результате мне стандартная московская 15-километровая поездка на автомобиле (радиус Москвы без новых территорий – 17 км, стандартная московская поездка - 14-17 км), стоит $1. Та же поездка моему коллеге, который едет 2 остановки на трамвае, а затем на метро, стоит $2. Если мы будем сохранять эту практику free parking, Москва может сколько угодно тратить на решение транспортных проблем, но увеличение инвестиций ситуации не улучшит.

Без перечисленных пунктов транспортную проблему Москвы не решить, сколько ни вкладывать в метрополитен. Все это конфликтные, небезобидные темы: придется пойти на уменьшение доходов бюджета и сокращение рабочих мест за счет ограничения производства, логистических операций и застройки. Это конфликт интересов. Ведь логистический бизнес шел в Москву и ее окрестности, начиная с последних лет СССР и идет сюда уже 20 лет. Нет, ребята, нельзя. Это очень небезобидное решение в социальном и бюджетном смысле. Но альтернативы нет – если не принять эти решения, город загнется.

Транспортная статистика

Теперь несколько частных вопросов, относящихся к моей специальности. Москва про свою транспортную жизнь не знает ничего. Транспортная статистика Москвы образца 2011 года дословно воспроизводит показатели начала 1970-х годов. Мы считаем тонны по отгрузке, тонно-километры железнодорожных перевозок, автомобильных… А стандартные вещи, которые я одним кликом могу узнать по Барселоне, Амстердаму и Сан-Франциско, в Москве неизвестны: скорость сообщения, мобильность разного типа, транспортное поведение, загруженность отдельных участков - то есть то, как живёт город, по Москве неизвестно. Но, я думаю, никому из руководителей города не интересно, какая у нас там перевалка, сколько тысяч тонн отгружено. Интересны скорости сообщения в городе, уровень подвижности автомобилизированного хозяйства, но этого мы не меряем.

Последнее приличное автомобильное обследование было выполнено в Москве в 2008-м году. А последнее нормальное пассажирское обследование (трамвай, троллейбус, автобус) было сделано по заказу Б.Н.Ельцина, когда он стал первым секретарём МГК КПСС. С тех пор его ни разу не делали. Прошёл год новой власти, но серьёзных обследований мы не провели – ни пассажирских, ни автомобильных. Программа Сергея Собянина в транспортной политике – это, конечно, шаг вперед по сравнению с тем, что делалось при Лужкове, но очень маленький. Потому что информационная база нулевая, а нужны аналитические решения.

Во всех зарубежных программах акцент в первую очередь делается на уменьшении транспортной нагрузки на город и его центр (VKTvehicle kilometrs travel). Это показывает, сколько километров мы накрутили в городе в целом и в его центре. Я говорю: по моим оценкам, сейчас нагрузка составляет столько-то. В ответ смех: как это «по твоим оценкам»? Что, у вас нет официальной статистики на эту тему?» Узнать VKT Нью-Йорка– это два клика в Гугле. А в Москве не меряют. Хотя в Москве, слава Богу, ещё есть некоторые коллективы, которые умеют это делать.

Два контура

Следующий вопрос – двухконтурная дорожная сеть. С нею мы опаздываем на 80 лет – так же, как с free parking’ом. В планировочных нормах американских городов в 1946 году, а в Европе в 1950-х было записано: улично-дорожная сеть города двухконтурная. Она разделены на «фривеи» (или «моторвеи») и улицы. На улицах не строят развязки – это просто выброшенные деньги. Без создания двухконтурной дорожной сети транспортная проблема не имеет инвестиционного решения, не надо себя обманывать. Поэтому московские развлечения типа Алабяно-Балтийского тоннеля, в который уже вложено $2 млрд, и который ещё его надо достраивать – это выброшенные деньги. Соединить две улицы тоннелем ниже уровня метрополитена мог себе позволить только Лужков с его фантазией. Рациональному мышлению это недоступно.

Фривей – это дорога, которая идёт вне пятна застройки, имеет лимитированный доступ, на нее нельзя въехать со двора. А по улицам автомобили движутся медленно, и светофоры на каждом шагу. Поэтому когда мы трассируем уже построенное Третье транспортное кольцо на Башиловке и Беговой улице, мы только плодим заторы на ТТК. Это ведь тривиально.

Теперь город собирается строить северную рокаду – по улице Королёва, Фестивальной и т. д. Это тоже выброшенные деньги. Нет денег строить городские хайвеи – сделайте аккуратное светофорное регулирование и жёсткие режимы использования парковок. Есть деньги – можно спланировать и построить нормальные городские фривеи. Считается, что на 1 млн населения нужен один фривей. То есть в Москве – штук 10. При моей жизни фривеи не построят, в это надо вкладывать деньги. Но не строить их на городских улицах, как происходит, когда мы по Мнёвникам ведём Краснопресненский проспект, или делаем фривей по Ленинградскому проспекту, который одним боком упирается в Тверскую-Ямскую, а другим – в Химки. Такое возможно, только если никто ничего не считал.

Итак, Москва - тяжёлый больной, лечить его надо аккуратно, вдумчиво. Необходим сброс транзитной и перевалочной нагрузки, сокращение нагрузки, связанной с грузоёмкими производствами, жёсткая рестрикция застройки. Разработка стратегия – это уже некоторый «высший пилотаж». Но то, что больному надо померить температуру и давление – это азбука, для этого не надо звать иностранных терапевтов. А у нас температура не измерена – мне нечего ответить, когда зарубежные мои коллеги спрашивают, какая у нас динамика глобального пробега по городу.

Расширение Москвы

Первое: нужны первоочередные меры – прекращение огораживания по юго-западному направлению. Там ведь полутораполосные дороги. И вот вдоль них, вопреки закону об оформлении дорог, в пределах 25-метрового землеотвода, впритык к обочине строится забор, вывешивается объявление: «$9500 - сотка, продажа без подряда». Поэтому необходимо принятие превентивных мер, связанных с землепользованием. Иначе дороги просто негде будет строить. В числе первоочередных мер – добиться, чтобы реконструкция Калужского шоссе была поставлена в план 2012-14 годов. Там первый «пятачок» - на совести Москвы, развязка «Новоясеневская – Профсоюзая». Она была задумана еще коммунистами, когда начинали строить Ясенево, но до сих пор не построена.

На территории «новой Москвы» нужно спасать местную дорожную сеть. Там во многим местах отсутствуют хордовые дороги – проще доехать до МКАДа и вернуться по другой дороге буквой «П». Местная сеть очень слабенькая.

Второе – стратегия. Нужна программа транспортного освоения новой территории. Там придется строить современные рельсовые транспортные системы и гибриды типа «трамвай-электричка». Автомобильного транспорта для запланированной там численности населения не хватит – нужны современные рельсовые системы. В этом плане в мире есть огромный опыт. Самое замечательное – лучшая в Европе рельсовая система – это 8 км трамвайной линии Т3 в Париже. Вся она вместе с низкопольными вагонами обошлась бюджету Парижа всего в 300 миллионов евро. Это всего лишь… 30 метров туннеля Алабяна (добавление М.Э.Дмитриева – прим. ред). По сравнению с Алабяно-Балтийским туннелем, это просто копейки. Такие системы нужны и на новой территории Москвы – не сверхдорогие, не сверхсложные, с очень хорошими провозными способностями. В России, слава Богу, есть квалифицированные железнодорожные проектировщики, и это вполне решаемая задача, а не бином Ньютона.


Текст подготовлен по материалам открытого семинара «Полит.ру», посвященного стратегии развития Москвы.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

17:55 Кадыров обвинил Александра Сокурова в разжигании розни. Режиссер усомнился, достоин ли тот звания Героя России
17:46 Новый председатель СПЧ выступил против амнистии фигурантов «московского дела»
17:23 Иван Голунов подал заявление в ФСБ на полицейских
17:09 У берегов Японии найден пропавший полтора месяца назад российский катер
16:30 Time назвал Грету Тунберг человеком года
16:18 Создатели популярного антивируса Avast продавали информацию пользователей с 2013 года
15:59 ФБК подал документы на исключение из списка иностранных агентов и через день получил новый платеж из-за границы
15:32 Совет Федерации одобрил отмену «внутрибанковского роуминга»
15:28 Китайский мигрант попробовал перебраться через границу США в стиральной машине
14:50 Число жертв в перестрелке в Нью-Джерси выросло до 6 человек, в том числе убит полицейский
14:15 ФСБ задержала сторонника «Правого сектора» при попытке теракта в Мурманске
14:13 Любимое платье принцессы Дианы продали за $313 тыс. на лондонском аукционе
13:52 ТАСС: в 2022 году порог беспошлинного ввоза интернет-покупок снизится до €20
13:38 США остановили обучение всех военнослужащих из Саудовской Аравии
13:30 Бабушки-косатки увеличивают шансы внуков на выживание
13:29 На российском телевидении впервые покажут «Слугу народа» с Зеленским
13:08 Конституционный суд заставил московские власти выделить жилье жертвам репрессий
12:40 Под Владивостоком столкнулись 48 автомобилей
12:00 Сатурн наделил свой спутник Энцелад «тигровыми полосами»
11:46 ЛГБТ-активистке Юлии Цветковой назначили штраф 50 тыс. рублей
11:28 В Канаде совершил полет первый в мире электрический самолет
11:04 Напавшего на дом Памфиловой отправят в психбольницу
11:00 Археологи нашли на территории Омана древнеегипетский амулет «око Гора»
10:32 Боксеры сборной России отказались выступать на Олимпиаде под нейтральным флагом
10:13 В Москве прощаются с Юрием Лужковым
09:42 В России появился хайтек-омбудсмен. Это топ-менеджер фонда дочери Путина
09:28 На якутского шамана Габышева завели дело о насилии над представителем власти
08:19 Гендиректор «Метростроя» арестован в Петербурге по делу о присвоении и растрате
08:00 Новость из прошлого: 11 декабря 1999 года – Путин: на Северном Кавказе не война, а борьба с террористами
07:41 Компания Facebook отказалась предоставить властям США доступ к зашифрованным сообщениям
06:56 США ввели санкции против главы УМВД РФ по Грозному Аслана Ирасханова
05:54 Российские книгоиздатели просят признать Telegram пиратским ресурсом
10.12 23:40 Премию «Большая книга» получили авторы биографии Венедикта Ерофеева
10.12 21:51 Компания Apple начала продажу нового Mac Pro, топовая комплектация стоит более $52 тыс.
10.12 21:02 Издатель «Тинькофф-журнала» Александр Рай погиб при трагических обстоятельствах
10.12 20:44 Девятилетний вундеркинд не смог закончить университет из-за конфликта с ректором
10.12 20:02 Российский депутат арестован за торговлю наркотиками. Он продавал запрещенные вещества в подъезде
10.12 19:37 Twitter назвал самые обсуждаемые темы и персоны 2019 года
10.12 19:26 Главой Финляндии стала молодая женщина
10.12 18:31 Операторы связи купили оборудование за 10 млрд рублей для «закона Яровой»
10.12 17:40 В Петербурге 7 мужчин избили 18-летнюю девушку из-за внешнего вида
10.12 17:08 Кубанские полицейские заставили прохожего сорвать конопли и завели против него уголовное дело
10.12 16:32 Трое грабителей в Бурятии украли сейф с 2.7 млн рублей, но открыть его так и не смогли. Им грозит до 15 лет тюрьмы
10.12 16:32 Фигурантов дела о теракте в метро Петербурга приговорили к срокам от 19 лет до пожизненного
10.12 15:47 Умерла солистка группы Roxette
10.12 15:31 В Якутии задержали шамана Габышева. Два дня назад он возобновил свой путь в Москву для «изгнания Путина»
10.12 15:12 Глава ФСБ заявил о тотальном недопущении терактов на территории России в 2019 году
10.12 15:06 В Петербурге задержали двух полицейских. Они признались в пытках школьника
10.12 15:00 Новое исследование опровергает связь кесарева сечения с повышенным риском ожирения
10.12 14:35 Союз пчеловодов выразил соболезнования в связи со смертью экс-мэра Москвы Юрия Лужкова
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Кипр Киргизия Китай Коми Конституция Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Росгвардия Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия арест армия археология астрономия аукционы банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество землетрясение изнасилование импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература математика медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость нейробиология некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники статистика страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Астраханская область Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Бутовский полигон Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Калужская область Кирилл Серебренников Кировская область Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Наталья Поклонская Нижний Новгород Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 рейтинг Forbes Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.