29 марта 2024, пятница, 15:11
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

21 октября 2011, 15:00

Трибуна идей

Продолжаем публикацию цикла видеобесед с экспертами в различных сферах и общественными деятелями о том, каким, на их взгляд, стоит быть Президентскому центру Бориса Ельцина. Основание создания Центра – Федеральный закон «О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий». Место создания – Екатеринбург. Цикл является частью более широкого обсуждения концепции и задач Центра. Мы публикуем комментарий депутата екатеринбургской городской думы, писателя Евгения Касимова.

 Я думаю, что если этот музей будет организован так же, как другие провинциальные музеи, где приходишь – вот висят брюки, стоптанные башмаки, трубка, которую курил кто-нибудь, - это будет малоинтересно. И тогда его ждет участь всех провинциальных музеев. Такие музеи прозябают, как правило, в безвестности. Они, может быть, и достаточно будут финансироваться, но кому они интересны? На мой взгляд, должен быть совершенно другой принцип создания такого центра.

ЕВГЕНИЙ КАСИМОВ from Полит.ру on Vimeo.

Депутат городской думы г. Екатеринбурга,
Писатель

Коли уж он будет существовать на деньги налогоплательщиков, на народные деньги, то имело бы смысл, наверное, объявить его абсолютно независимым. И таковым делать, то есть независимым политическим центром, который в первую очередь, конечно, создавал бы политический архив новейшей истории, создавал библиотеку, которая как раз могла бы состоять из каких-то книг политической и общественно-политической направленности, иметь хорошую компьютерную базу, где можно было бы всю эту информацию собирать, помимо ещё и какой-то бумажной. Далее, безусловно, нужен аналитический центр, аналитическая лаборатория, которая могла бы систематизировать все эти материалы и анализировать. И в конечном итоге издавать какие-то альманахи, бюллетени, какие-то книги  на основе этих анализов, которые могли бы, во-первых, подытожить какой-то период исторический, политический, в первую очередь, общественно-политический. И, может быть, даже заглянуть в будущее, что-то вроде прикладной футурологии, то есть что нам ожидать от будущего на основе анализа.

В этом случае такой музей, такой центр мог бы быть очень интересным всем слоям населения. Я думаю, что студенты обязательно туда бы потянулись, ученые, политологии, политтехнологи, и вообще это могло бы быть политической трибуной, где можно было бы проводить диспуты на тему настоящего и будущего, куда могли бы приглашать и политических оппонентов, где могла бы формироваться общественная мысль, если хотите. Вот такой центр был бы, я не побоюсь этого слова, очень своевременным, очень нужным,

Мемориалу, понятное дело, необходимо уделить место, это дань памяти. Всё-таки, как мне кажется, он должен быть современным и интересным сегодняшнему жителю города, и не только, может быть, города, региона, страны. Именно сегодня нужно понимать, что происходит у нас в стране, в обществе, и что будет происходить, вот это интересно. Если такие задачи ставить перед центром, я ещё раз говорю, в таком случае он перерастает рамки обыкновенного провинциального музея, куда приходят, конечно, но, как правило, это такие  вынужденные экскурсии: почесываясь, смотрят, что там, кто и как.

Для начала, конечно, должна быть команда, очень хорошая команда. Как в НИИЧАВО (в научно-исследовательском институте чародейства и волшебства). Команда энтузиастов, в первую очередь, которые могли бы уметь работать с материалами: это, конечно, историки, архивисты, политологи, журналисты, в конце концов. Нужно понимать принцип отбора материалов: что интересно сегодняшнему человеку и что будет интересно человеку из завтрашнего дня. Мы же все равно будем каким-то образом изучать сегодняшнее, которое станет когда-то прошлым, правильно? И от качества этого архива, от качества собранного материала будет зависеть представление, мы же знаем, как можно фальсифицировать историю: можно что-то утаивать, что-то ретушировать. Мне кажется, что раз он существует на деньги народные, на бюджетные, на деньги налогоплательщиков, то он просто обязан быть независимым.

Для меня очень важна площадка для обмена мнениями; такой центр, мне кажется, обязательно должен иметь зал и трибуну, где могли бы происходить какие-то научно-практические конференции, диспуты, дискуссии, выступления, лекции на определенную тему, естественно, должна быть собрана колоссальная бибилиотека.

У нас есть библиотеки очень хорошие, например, Публичная библиотека имени Белинского, но специфическая библиотека, касающаяся современной истории, современной политики, - вот это могло бы быть очень интересным. Это должна быть общедоступная библиотека. Нужно сделать таким образом, чтобы доступ иметь к научно-политическим журналам, которые издаются в Москве, и я, например, не знаю, где их взять: в киосках, понятное дело, один глянец лежит, а здесь серьезные журналы, литературные и общественно-философские. Конечно, компьютерный центр, обязательно компьютерный центр, обязательно архивы, серьезные архивы современных документов.

Я помню в 82-ом году товарищ мой, Володя Ежов, писатель, драматург, когда умер Брежнев, он в этот день просто записывал всё, вёл такой подробнейший дневник о том, как реагировали люди, он ходил и записывал, что люди говорили, что происходило в это время, по телевизору что показывали, что происходило дома. И, знаете, это настолько интересно, это свидетельства живого человека, это хроника одного дня. Потрясающе. Так и здесь что-то такое должно быть очень интересное, то есть нужно…

Выставочные центры? Да, безусловно. В них должны быть, наверное, постоянные экспозиции - и сменные, в том числе, экспозиции. Допустим, свободная пресса 1988-98 годов – пожалуйста, вот образцы этой прессы. Подробные лекции о том, как это было. В свое время в Свердловске (тогда еще Свердловске) проходила выставка, где снимали очень многие картины, очень многие экспозиции, просто разбирали. Например, у скульптора Федореева был портрет Ельцина, совершенно замечательный. Он был красно-черный, выполненный в красно-черных тонах, как бы  подчеркивая его достаточно сложный характер. Мы все жили в это время политикой, нам казалось, какие-то перемены - да, все это интересно было, это отражалось и в творчестве художников.  Эти выставки и сегодня ведь можно делать. Что, вы думаете, у нас сегодня нет политически заточенных художников? Что у нас нет карикатуристов? Вот что было бы интересно: выставку политической сатиры, карикатуры международной, не обязательно нашей региональной или какой-то российской. Есть здесь, насколько я знаю, колоссальные архивы, за несколько лет собранные, мировой карикатуры, потому что у нас проводился здесь конкурс, и эти рисунки сохранялись здесь.

Это должно быть в одном, мне кажется, месте, с определенной направленностью, тогда и библиотека будет. Понятное дело, что если мне нужно будет краеведение, то я пойду вот в эту библиотеку, а если мне нужна будет история последнего десятилетия, то я пойду туда, там будут грамотные специалисты, которые мне скажут, где найти материал, и, может быть, мне помогут разобраться в чем-нибудь.  Если такой центр будет организован, и он именно так будет работать, то, мне кажется, это повысит градус общественной жизни, а это очень важно. Если мы все время говорим о гражданском обществе, но почему-то вот оно не выкристаллизовывается, но ведь надо же понимать, что кристаллы рождаются при высоких температурах, а эти высокие температуры ниоткуда ведь не возьмутся. Зима так зима. А здесь среда возникает не парниковая, а среда, в которой можно градус поднять до температуры доменной печи, понимаете, и вот здесь начинается плавиться все. Плавится мысль, здесь начинает рождаться эта мысль, вот в чем дело, и тогда это из скромного провинциального музея  превращается в серьезный политический центр. Наверное, это было бы правильно. Если он будет правильно организован, конечно, он будет воспринят.  В музее должны жить.  Мне вот нравится музей Булгакова в Москве, потому что там все время что-то происходит, там какие-то чтения, какие-то выступления. Он живет какой-то жизнью очень интересной. Я говорю, это не отменяет и мемориальных каких-то комнат, мемориальных музеев, безусловно.

Музей должен все-таки работать еще и как, ну не знаю, издательский центр, научный центр, который исследует творчество того поэта, писателя, которому он посвящен.  Здесь, наверное, политики должны клятву верности приносить. Это было бы здорово: общественный, допустим, какой-нибудь деятель, например, всенародно избранный мэр, приносит клятву верности горожанам. Но не российскому народу, понятное дело, а горожанам. Вот это было бы здорово. Чтобы это не в здании муниципалитета происходило, а именно в политическом центре, тогда это было бы глубоко символично, понятно, тогда и спросить можно было бы. То есть вот какая-то церемония, конечно, могла бы, может возникнуть. Но она должна быть уместной.  Это может быть что-то типа Бобура, парижского центра современного искусства, Центр Помпиду, может быть, какая-то дикая эклектика (вошли бы элементы конструктивизма, ампира сталинского, советской безликой архитектуры семидесятых годов и помпезной современной архитектуры). Я не знаю, честно говоря. Здесь нужен очень хороший какой-то архитектор, мыслящий. И понятное дело, что архитектурные формы должны подчеркивать идею этого центра. Вот это, мне кажется, совершенно неоспоримо. То есть это должен быть центр-идея. Если он еще и в архитектурной форме будет все это подчеркивать, тогда его привлекательность будет значительной.

Поспорить насчет, например, проекта будущей России, то есть мне это было бы интересно послушать и самому, может быть, принять участие в дискуссии, в диспуте. А нужны настоящие, еще раз говорю, площадки для серьезных споров. Надо делиться мыслями. Вот если подобное будет происходить в таком центре, если будут открытые дискуссии, где люди могли бы делиться своими идеями… У нас же была дискуссионная трибуна в Политехничеком институте в конце восьмидесятых годов, которой управлял, грубо говоря, Геннадий Бурбулис. Это было очень интересно. Никто, конечно, не мог предположить, во что все потом выльется, но, тем не менее, мысли не стояли. Мы не требовали реализации какой-то, делились этими мыслями там, споры были.

Как говорится, дайте точку опоры – и я переверну весь мир. Появится площадка – и люди появятся.  Вы думаете, куда-то делись люди думающие, мыслящие, просто болеющие за свою страну? Нет, конечно. Просто у всех свое видение: одни думают, что вот так вот хорошо было бы, другие – так. Вот давайте делиться этими мыслями, опытами, фиксировать эти опыты, а потом, что называется, по истечении времени, определять, а кто же прав-то был. Для этого центр нужен.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.