В день милиции Медведев озаботился безопасностью на транспорте и появлением метро на всей территории «Большой Москвы». К теме безопасности российские ТОПы возвращаются регулярно. И всякий раз очередной теракт показывает, что в этой сфере все плохо. Потому как никто усилия прикладывать не хочет.
В день, который ранее именовали «днем милиции», а теперь называют «днем сотрудника органов внутренних дел», президент Медведев отправился на встречу с полицейскими отдела МВД по Академическому району Москвы. Рассказав им об успехах реформы МВД (они, конечно, ничего не знают про реформу), Медведев обратился к теме расширения метро.
Первым делом, президент предложил расширить метро во вновь присоединенные к Москве территории. «Нужно затащить метро в новую Москву, это нужно планировать», - наказал президент, продемонстрировав обычный для себя полет мысли.
«Большая Москва» с чиновничьими мини-городами или одним городом, если и появится в природе, то лет через 15-20 - срок невообразимо длинный для российской культуры планирования. Горизонт планирования у нас традиционно ограничен 5-10 годами, дальше заглядывать принято только с популистскими целями. Представить же, что посреди подмосковных лесов, каковые на сегодня занимают значительную часть новых земель Москвы, вдруг появится буква «М» и вход в подземный тоннель мог лишь человек с очень богатой фантазией.
Впрочем, присутствовавший на встрече с полицейскими мэр Москвы Сергей Собянин заверил Медведева, что планы по развитию метро в сторону «новой Москвы» рассматриваются. Приоритеты, впрочем, более земного порядка. «в течение ближайших пяти лет будет тратится по 100-120 млрд рублей в год на строительство метрополитена, планируется открыть 35 новых станций... Мы смотрим дальше - на 20 лет вперед, чтобы провести метро в микрорайоны, где его нет, усилить плотность линий», - поделился планами Собянин.
Говоря о метро, градоначальник не забыл и про полицию. Ввод новых станций, по словам Собянина, потребует дополнительных усилий МВД. Президент также отметился по теме, сказав, что «увеличения численности это не означает», а сотрудники МВД должны обеспечить безопасность города «по всему периметру». Он напомнил, как спускался в московское метро после терактов в марте прошлого года и заявил, что система безопасности должна работать, а не «превращаться в формальность». И призвал спускаться в метро Собянина и главу МВД Рашида Нургалиева. Могло даже показаться, что мэр Москвы призвал сотрудников МВД работать больше, а Медведев выразил неудовольствие их работой прямо в профессиональный праздник.
Тема обеспечения безопасности, впрочем, вполне серьезная. После ряда рейдов по объектам транспортной инфраструктуры Дмитрия Медведева и разноса различным начальникам, в том числе милицейским. В январе 2011 года, когда Медведев посетил станцию метро «Охотный ряд» президенту показали новейшие средства по обеспечению безопасности — рентген, газоанализатор, небольшие рамки для проверки вещей и так далее. Президент предложил установить приборы на всех станциях метро. Схожие меры касались и иных объектов транспортной инфраструктуры.
Метрополитен и правительство Москвы взяли под козырек. Согласно планам департамента по транспорту Москвы к концу 2011 года 46 станций метрополитена планируется обеспечить следующим оборудованием: специальные системы видеонаблюдения, рамки металлоискателей, устройства для локализации и безопасного хранения взрывных устройств, комплекс идентификации личности – все данные устройства будут управляться с одного пульта сотрудниками охраны.
Конечно, помимо Москвы имеются и другие города, но ведь и в Москве установленные рамки металлоискателей практически не используются. Спокойно стоят себе и никого через них не прогоняют.
Отношение к безопасности «от теракта до теракта» в России традиционно такое — несмотря на увольнения и требования высокого начальства все срочно наладить, «компетентные органы» довольно быстро начинают относиться к требованиям прохладно. А внеочередные властные окрики не подкрепляются должным финансированием. Однако когда опять что-то взрывается начинается штурмовщина и кампанейщина. Логика проста: проявить рвение и пересидеть тревожные времена, а потом у высокого начальства найдутся другие заботы и контролировать исполнение требований вновь станет некому.
Без понукания большого начальства система — не только безопасности, но и тушения пожаров, орошения полей, какая угодно другая — бюрократический аппарат ничего кардинально менять не хочет или не может из-за отсутствия средств. А никакого общественного контроля за «компетентными органами» со стороны общественности власть вообще и сами органы в частности не допускают. Да и общественности, признаться, требующий значительных усилий с ее стороны контроль мало интересен.