Адрес: https://polit.ru/article/2011/11/25/lekt_yasin/


25 ноября 2011, 13:17

В стороне от публичной политики

1 декабря 2011 г. в лектории Политехнического музея состоится лекция министра экономики РФ в 1994-1997 гг Евгения Ясина «Цена промедления: Почему реформы 90-х оказались безальтернативными?». «Полит.ру» предлагает своим читателям присоединиться к дискуссии и задать вопрос одному из разработчиков известной программы рыночных реформ «500 дней».

Выступление Ясина пройдет в рамках цикла лекций «Реформы 90-х. Как это было», которые проводит Фонд Егора Гайдара при поддержке «Полит.ру».

Пять публичных лекций с реформаторами 90-х — это попытка в живой, открытой беседе рассказать о событиях тех лет, объяснить суть принимаемых решений и попробовать совместно понять, были ли другие пути выхода из сложившейся экономической и политической ситуации.

Одессит и убежденный антикоммунист Евгений Ясин - едва ли не единственный экономист своего поколения, сумевший понять российские реформы, принять их и внести огромный вклад в их развитие. Один из разработчиков известной программы рыночных реформ «500 дней». Дважды входил в состав правительства – в 1994 был министром экономики и в 1997 – министром без портфеля.

С 2000 года возглавляет фонд «Либеральная миссия». До сентября 2007 года являлся членом Федерального политсовета «Союза Правых Сил», однако после того, как стал членом Общественной палаты, приостановил членство в партии.

Один из создателей Государственного университета – Высшая школа экономики.

Евгений Ясин, по отзывам хорошо знающих его людей, за свою жизнь сумел пройти не только сквозь огонь и воду, но и сквозь медные трубы, что гораздо сложнее. И сохранить совершенную независимость от власти, с одной стороны, и от денег - с другой. А также - столь свойственные одесситам оптимизм и любовь к свободе.

 

Евгений Ясин о реформах и реформаторах:

Масштаб личности Егора Тимуровича огромен. Это крупнейшая фигура в российской истории конца XX века, безусловно, сравнимая с такими фигурами, как Витте и Столыпин.

В конце октября 1991 года я был в глубоком конфликте с Гайдаром, потому что работал в группе Явлинского по спасению Советского Союза, и не понимал, почему такую позицию занимает Гайдар.

Мы тогда считали, что достаточно принять решение, достаточно политической воли, достаточно просто подписать указ президента, составить закон, и после этого все дело пойдет само собой.

Важнейшие институты свободного общества мы создали в 1992 году - это частная собственность и свободные цены.

В 1993 г. Ельцин совершил государственный переворот.

И только вторжение Чубайса, Черномырдина и еще каких-то людей остановило Ельцина.

Я должен согласиться со многим из того, что вы сейчас говорили, кроме, пожалуй, того, что те люди, которые делали реформы в 90-х годах, продали демократию.

 

О российской экономике:

Модернизации в этом инвестиционном климате, в этой деловой обстановке не будет. Повторюсь - не будет! Сколько вы здесь ни стройте Сколково. Это будет только в основном растрата государственных денег.

Нельзя же быть такими козлами, извините меня за грубость, Михаил Юрьевич.

Мафия — это чисто рыночное явление.

У Газпрома и МПС явно не исчерпан такой ресурс, как достижение большей прозрачности. Говоря проще - сокращение объема воровства.

Проблема в том, что многие, сколачивая капиталы, продолжают считать, что все разрушается из-за того, что государство ушло из экономики.

 

О гражданском обществе:

И Гитлер, и Лукашенко пришли к власти в результате сравнительно свободных выборов.

Когда большое количество людей голосует или обсуждает какую-то проблему, это всегда очень муторно и некомпетентно.

Мы не знаем, что такое демократия, что такое Конституция, мы не готовы к этому.

Мы живем в авторитарном государстве, которое использует все рычаги, чтобы растлить население.

Я не буду говорить о свободе печати, это ясно. Достаточно сказать слово «НТВ».

Вот это наше гражданское общество — 1,3 миллиона человек.

С элитой дело плохо, но я считаю, что если ее самые главные недостатки - это мздоимство, забота о своих корыстных интересах и т.д., то это не самое страшное.

Строить демократию на коммунистическом фундаменте невозможно никак, чтобы там ни говорили.

Есть такая патриархальная русская ценность - соборность. Если вы внимательно прочтете, что это такое, то обнаружите, что это и есть гражданское общество.

Когда человек и правительство сталкиваются в суде, власть должна думать не о победе любой ценой, а о том, чтобы человек вышел из суда с чувством того, что дело решено по справедливости.

 

О себе:

Я согласен с тем, что у нас бедная страна, я согласен с тем, что у нас большое неравенство, я согласен с тем, что у нас нет среднего класса.

Это, наверное, последняя программа в моей жизни, которую я написал.

Когда мне говорят, что демократия на Западе уже загнивает, это означает, что кто-то хочет залезть ко мне в карман, кто хочет сохранить власть здесь.

Я отказываюсь. Хотя – скажите. Если вы меня будете раздражать, тогда я тоже скажу.

Я член политсовета СПС, но всегда старался держаться в стороне от публичной политики.

Я убежден: демократия не кончилась, демократия только начинается.

Очень важно показать детям, что над ними – небо, а не потолок, что они могут всё, нужно только дерзать и принимать на себя соответствующие обязательства.


«Полит.ру» предлагает своим читателям задать вопросы лектору - это можно сделать в комментариях. Мы, как всегда, отберем наиболее интересные и в ходе лекции зададим их Евгению Григорьевичу Ясину.