Адрес: https://polit.ru/article/2011/12/09/vasiliev/


09 декабря 2011, 16:50

Командный дух

В Политехническом музее закончился курс лекций известных реформаторов. Последний из них — Сергей Васильев рассказал о формировании команды реформаторов, как появились их взгляды и почему провалились догайдаровские попытки реформирования экономики.

Цикл лекций по истории российских реформ «Как это было», организованный Фондом Егора Гайдара, завершился. Последним из пяти лекторов стал руководитель Рабочего центра экономических реформ при правительстве в 1991-94 годах Сергей Васильев.

В принципе прошедшие лекции показали наличие интереса к тематике у публики. Лекторий Политехнического музея был полон на протяжении всех пяти лекций. Правда еще и в том, что судя по вопросам из зала, никакого консенсуса относительно реформ и места команды Гайдара в обществе нет.

На основной вопрос, тревожащий публику, - была ли альтернатива гайдаровским реформам в конце 80-х-начале 90-х — все ранее выступавшие дали однозначно отрицательный ответ. Васильев также согласился, что альтернативы де-факто не было. Возможность пойти по китайскому пути, с его точки зрения, была упущена еще в начале 50-х, когда об этом задумывались Берия и Маленков. Для китайского пути требуется большая масса сельского населения, советская деревня уже в 60-е годы для этого не годилась.

А к середине 70-х годов прошлого столетия стало ясно, что плановая экономика не работает.


«Это была уже не командная экономика, а экономика согласования между разными уровнями хозяйствования», - отметил на лекции Васильев. Поворотным в осознании необходимости реформ, по его мнению, стал 1979 год. Тогда было издано постановление правительства, призванное улучшить механизмы планирования. По сути затея провалилась. В политической жизни тогда тоже наметились перемены, повлиявшие на процесс реформирования экономики — Советский Союз вторгся в Афганистан, а генеральные секретари партии начали меняться быстрее перчаток.

Тогда же сформировалась де-факто команда будущих реформаторов. Формировалась она на базе двух кружков молодых ученых — московского под руководством Егора Гайдара и ленинградского под руководством Анатолия Чубайса. Эта команда начала писать рекомендации для комиссии по экономике Политбюро. «Мы готовились по сути к прошлой войне. Пытались довести косыгинскую реформу до конца», - вспоминает Васильев. В результате родилась программа, по которой предполагалось перевести промышленность на систему «план заказ» (большую часть продукции промышленность производит по госзаказу, меньшую продает по свободным ценам), а также послабления в плане расгосударствления экономики — в мелкой торговле и сельском хозяйстве.

«Нас упрекают, что в 1991 году к власти пришла «команда завлабов, намекая будто мы не имели опыта практического управления. Мы не просто имели такой опыт, но и много лучше были подкованы теоретически. Сильно лучше, чем сотрудники Госплана», - говорит Васильев. «К 1986 году мы провели неплохую работу в области теории», - вспоминает он.

Поначалу реформы шли, как и задумывались, однако потом их начали опережать политические преобразования и реформы уже не успевали за ними.


А сами реформаторы потеряли возможность влиять на власть. Гайдар перешел в журнал «Коммунист», что по партийной иерархии было выше, но лишило команду возможности влияния. Да и сами они ударились в политику — в Москве и Ленинграде участвовали в создании и работе клубов «Перестройка».

К 1989 году, по словам Васильева, неизбежность реформ уже была очевидной. В стране наступил страшнейший дефицит, существовал огромный денежный навес, бюджет был дефицитен. Вопрос заключался в том, что проводить сначала — либерализацию цен, чтобы ликвидировать рублевый навес, или приватизацию госсобюственности, которая решила бы проблему дефицита товаров народного потребления.

Важным фактором, повлиявшим на выбор гайдаровского правительства, стал пример Польши, где сначала проводили либерализацию. Оказалось, что предприятия вполне реагируют на колебания цен, несмотря на форму собственности.

Однако были и проблемы — отсутствие средств. «До 1990 года мы полагали, что можно использоваться средства населения, денежный навес и на них провести приватизацию. Однако к началу 1992 года стало ясно, что инфляция съест эти средства гораздо раньше», - вспоминает Васильев.

Была и чисто кадровая проблема. «Гайдаровское правительство столкнулось с недостатком экономистов», рассказал Васильев.


По мнению Васильева, рыночные реформы в целом победили. «Все, что делается сейчас — делается по лекалам начала 90-х», - полагает он. Да и проблемы те же. По оценке Васильева, например, уровень инфляции сейчас тоже высокий и при 7-процентной инфляции модернизация экономики невозможна.