Адрес: https://polit.ru/article/2011/12/27/prozra4nost/


27 декабря 2011, 18:33

По дороге полной прозрачности

Ни на какой пересмотр результатов выборов Путин не пойдет. Впрочем, к критике он публично относится позитивно. Но с оговорками. По сути, власть сама отталкивает активных граждан, демонстрируя нежелание с ними общаться и даже искать способы коммуникации. Позиция для государственников странная.

Как и предполагали многие наблюдатели, протест на площадях не заставит власть отказаться от крайне спорной «победы» на парламентских выборах. «Выборы в Госдуму закончились. Все парламентские фракции начали работу, избран спикер. Дума функционирует. И никаких разговоров о каких-то пересмотрах невозможно вести», - сказал В.Путин на заседании народного штаба и федерального координационного совета ОНФ. По рекомендации Путина, способ для отмены выборов только один - обращение в суд.

Впрочем, и демократии в отдельно взятых резервациях найдется место. «Надо развивать дискуссии в интернете, послушать людей», - рассказал фронтовикам Путин. По его мнению, нужно «обобщить конструктивные предложения» и воспользоваться ими, если они направлены на повышение прозрачности выборов.
Также Путин согласился оборудовать избирательные участки на президентских выборах прозрачными урнами для бюллетеней. «Если денег не хватает, давайте выделим денег на ящики. Пусть ящики будут прозрачные. Пусть все будет прозрачное», - предложил премьер.

Стремление к «полной прозрачности» в российской публичной риторике — верный признак того, что политик чувствует некоторую нервозность и неуверенность в собственных силах. Юрий Лужков, помнится, летом 2010 года заявлял, что не боится открытости (его тогда пытались спросить, не хочет ли он завести себе блог), поскольку «и так уже в плавках». Впрочем, в администрации президента по поводу плавок были не столь уверены и уже в сентябре градоначальник лишился своего поста.

Понятно, впрочем, какой сигнал хотел послать Владимир Путин — действующий премьер как бы намекает на открытость власти к диалогу. И говорит о том, что власть воспринимает конструктивную критику. Иными словами — прямо обращается к митингующим со столичных площадей. Форма обращения, как почти всегда случается с Владимиром Путиным, выбрана неудачная.

Любому человеку, мало мальски интересующемуся политикой, видно, что результаты выборов были, мягко говоря, скорректированы. А «национальный лидер» при этом рекомендует обращаться в какой-то там суд.

Про суды гражданам тоже многое понятно, а власть лишний раз напоминает, сажая на очередной круг левого активиста Сергея Удальцова непонятно за что. Люди и вышли-то на улицу, стремясь хоть немного вернуть власти в рамки закона, а власть пытается к этому закону апеллировать.

Спич премьера про «прозрачность урн и выборов» из той же серии. Граждане искренне уверены, что власть постарается их обжулить. Власть, надо сказать, всячески потворствует таковой трактовке, действительно обжуливая граждан даже в случаях, когда таковое действие грозит самой власти. Выборы, массово фальсифицированные в Москве, - лишь очевидный пример.

Иные варианты «жульничества» являет бизнес госмонополий,  система взяточничества, откаты, круговая порука, бесправие граждан перед представителями государства — список можно продолжать долго.

Заявляемое периодически обновление и очищение госмашины от скверны у власти категорически не выходит. Кажется, что проваливается оно в силу неспособности и нежелания бюрократии менять принципы, которые позволяют более-менее спокойно «пилить» административную ренту.

Патовой ситуацию делает и то обстоятельство, что власть не умеет говорить с гражданами. Пытается, но выходит у нее откровенно плохо. Премьер самолично говорит о протестующих, как о людях с «активной позицией», а следом рассказывает, что они нацепили на себя «контрацептивы».

Партнера по переговорам с обществом власти и вовсе не могут обнаружить. Отчасти — по объективной причине, ведь у собравшихся на Болотной площади и проспекте Сахарова в Москве и впрямь нет никакого лидера. Однако и те, кто хоть как-то мог бы говорить от лица протестующих (неважно, Илья Яшин это или Ольга Романова) власти не устраивают. Более того, власть активно старается их маргинализировать — через публикацию «прослушек» телефонов или просто называя нехорошими словами.

Вот и на очередном «сходняке» ОНФ премьер вновь обрушился на оппозиционеров, предположив, что у них нет лидера. А до кучи еще и рассказал, что оппозиционеры неправильно выражаются.

Глава путинского предвыборного штаба режиссер Станислав Говорухин где-то вычитал, что поддержавших Путина нижнетагильских рабочих назвали «скотами». На что и отреагировал Путин. «Те, кто переходит на такой сленг, на оскорбления, они проявляют свою слабость. Те, кто пускает в ход кулаки, не могут аргументировать, не могут сформулировать ясно, чего они хотят... А вообще, если у кого-то язык поворачивается оскорблять рабочего человека, это переходит всякие границы, это говорит о том, что те люди, которые так рассуждают и такими аргументами пользуются, они не связывают свою личную жизнь с будущим нашей страны», - заступился за Нижний Тагил премьер.

Здесь ни убавить, ни прибавить. За время своей политической карьеры Владимир Путин называл своих противников «шакалами», вешал на них многочисленные ярлыки, вроде «врагов России», обвинял их в стремлении разворовать или развалить страну. Иными словами: частенько переходил на вполне себе «сленг». Впрочем, самому премьеру, кажется, такая манера общения с теми, кто с ним несогласен, отнюдь не претила и за слабость не воспринималась. Да и личную жизнь свою Путин без страны точно не мыслит. Поскольку — так кажется внешне — считает себя ее (страны) хозяином.