Адрес: https://polit.ru/article/2011/12/30/petrov/


30 декабря 2011, 00:54

Фестивали науки

Мы публикуем третью часть стенограммы форума «Наука и рынок. Маркетинг и тенденции развития издательств научно-популярной литературы» в рамках проекта "Популярная наука"  - выступление ведущего специалиста по связям с общественностью издательства АСТ-Пресс Максима Петрова «Современные российские фестивали науки как инструмент продвижения научно-популярной литературы». Акция проходила 29 ноября 2011 г. в рамках проекта „Популярная наука“. Проект организуется в рамках Российско-германского года науки, образования и инноваций 2011/2012.

    

Будем говорить о веселой науке. Тема моего доклада, она такая очень сложная в три строки: «Современные российские фестивали науки как инструмент продвижения научно-популярной литературы». Я буквально два слова скажу о том, почему фестиваль и что позволяет делать данный формат, затем пара слов о проекте, который я представляю, это проект «Наука и мир» издательства «АСТ-пресс», и дальше уже собственно о том пилотном фестивале, который мы провели в сентябре 2011 года на Московской международной книжной выставке-ярмарке. Этот фестиваль мы назвали «Science Book Fest», ну я о нем немножко подробно расскажу. С чего стоит начать, к счастью, все-таки я думаю, что к счастью, некоторые темы современной науки становятся модными в России. Я не боюсь слова модный, потому что, на мой взгляд, модный тренд в науке - это хорошо. Здесь я привел несколько примеров таких тем, это и Большой андронный коллайдер,  и Сколково, и инновации, и Нобелевская-шнобелевская премии, фигура Григория Перельмана. Темы эти интересные, темы эти обсуждаемые, что самое главное, популярность этих тем, то, что они активно обсуждаются, в частности в Интернете, говорит о том, что, во-первых, не все потеряно, во-вторых, о том, что в науке появились механизмы, которые позволяют ей продвигать себя. Пусть в каких-то отдельных направлениях, но это все равно хорошо.

Примеры структур, которые себя активно продвигают, речь в данном случае можно вести не только о темах,  но и о фирмах, о компаниях, которые себя продвигают подобным нетривиальным интересным образом, задействуя, в частности, Интернет-ресурсы,. Это «музей Эксперементаниум», который открылся в Москве в марте 2011 года и сейчас является одним из самых посещаемых музеев столицы, и  Московский планетарий, который, по-моему, двенадцать лет был в состоянии ремонта, и сейчас там огромные очереди, чтобы попасть туда и послушать лекцию о звездном небе и нашей Вселенной. Все то, о чем я сказал, это принцип заинтересовать, увлечь наукой широкую аудиторию, на наш взгляд, взгляд людей, которые делают проект «Наука и мир», он опирается на принцип «Трех З» или «Трех Z», я думаю так будет понятнее для немецкоговорящей публики: занимательность, зрелищность и запоминаемость. Мы были, ну и не только мы, и музей Эксперементаниум и Московский планетарий, шли проторенным путем, поскольку в 30-ые годы XX века известный популяризатор науки Яков Перельман собственно и говорил о том, что наука должна быть зрелищной, она должна быть интересной и занимательной. Как только мы начинаем говорить о серьезных вещах небанально, преподносить их в каком-то игровом ключе, мы достигаем большего эффекта, чем нежели о серьезных вещах говорить серьезно, особенно с детской и подростковой аудиторией. Известно, что Перельман был автором идеи «Дома чудес», который в Ленинграде  просуществовал несколько лет с конца 30-х годов до начала Второй Мировой войны. И сейчас эту идею «Дома чудес» воплощает музей Эксперементаниум, о котором я говорил. Музей, где все можно трогать своими руками, где можно смотреть экспонаты, где можно их собирать, разбирать, где можно бродить по зеркальному лабиринту. Вот такое совершенно необычное, удивительное место.

Теперь пара слов о том, что такое формат фестиваля. Как сказано в  релизе, опубликованном на сайте http://www.festivalnauki.ru/, это релиз Всероссийского Фестиваля Науки - «Фестиваль всегда подразумевает праздник». Действительно, с этим сложно не согласиться. Фестиваль-это весело. Фестиваль-это здорово. Фестиваль - это интересно. Фестиваль является одним из самых востребованных форматов в современном мероприятии, и в России и за рубежом. Вот здесь я привел несколько примеров Российских фестивалей, это: фестиваль хэнд-мейда, фестиваль авторской песни, фестиваль кваса и пива, фестиваль татуажа. Ну самые разные фестивали существуют: кинофестивали, авто-фестивали и многие-многие другие, в том числе и фестивали науки. Что позволяет данный формат? Естественно, фестиваль отличается широтой охвата и разнообразием представленных тем. И самое главное для нас, как для издателей научно-популярной литературы, фестиваль дает возможность продвигать сразу несколько авторов, несколько брендов. Если раньше, в начале нулевых годов, когда на рынке только появился Стивен Хоккинг и его книги на русском языке, я как раз имел отношение, работая  в издательстве «Амфора», к продвижению этой серии «Новая эврика», в рамках которой выходил Стивен Хоккинг и не только он. Издатели тогда сталкивались с проблемой,  до сих пор сталкиваются с проблемой продвижения отдельного имени, отдельной серии, ну это, в общем-то, проблема такая традиционная. Она для всех издателей любой литературы, не только научно-популярной, была, есть и, вероятно, будет. Вот  фестиваль отчасти позволяет решить эту проблему. Позволяет представить сразу несколько издательств, сразу несколько книжных серий, несколько событий, даже, может быть, несколько компаний как единый бренд. И донести до определенной части аудитории информацию о той или иной составляющей бренда, которая будет этой части аудитории важна и интересна.

Пару слов скажу о фестивалях науки в современной России. Самый известный я уже упомянул, это Всероссийский Фестиваль Науки, который организует МГУ им. Ломоносова. Впервые этот фестиваль состоялся в 2006 году.  И тогда, по мнению организаторов, в фундаментально библиотеке МГУ собралось около 20 тысяч человек. В прошлом году уже в рамках V Всероссийского Фестиваля Науки это число возросло до 250 тысяч. Почему? Потому что все-таки есть какие-то положительные изменения. Всероссийский Фестиваль Науки развивается, и в этом году и уже в прошлом году, а в этом особенно, он вышел за пределы Москвы и теперь охватывает более двадцати городов России, помимо Москвы и Санкт-Петербурга это и  Новосибирск, и Томск, и Владивосток, и Иваново, и Саратов и многие другие. Теперь это такой наш всероссийский научный тренд, что не может не радовать. Следующий фестиваль любопытный очень называется «Жизнь. Версия науки» - это фестиваль, который проводит фонд «Династия». Фонд «Династия» сегодня здесь уже упоминался. Фестиваль этой весной прошел уже во второй раз. Это фестиваль интерактивных экспонатов, и его базой является такое культурное место в Москве, которое называется «Винзавод». Третий фестиваль, я здесь его привел для примера, это фестиваль «Искусство науки», который проводит издательский дом «Парк-медиа», тоже имеющий непосредственное отношение к Московскому Государственному Университету. Этот фестиваль совпадает с Всероссийским Фестивалем Науки, он проходит в октябре ежегодно.

Ну и теперь пару слов скажу о том проекте, который я представляю, это проект «Наука и мир». Миссия и цели проекта понятны, это создание культуры чтения, культуры восприятия научно-популярной литературы в России. Мы планируем, что к  2015 году под лейблом проекта «Наука и мир» выйдут около ста наименований книг, и преимущественно это, конечно же, российские авторы, но есть и будут авторы зарубежные. Вот тематический спектр проекта, он довольно широк: начиная от отдельных аспектов человеческого бытия, заканчивая глобальными процессами (окружающая среда, энергетика, запасы воды, пищи и тд.). То есть самый-самый широкий спектр проекта «Наука и мир». Основные характеристики проекта, ну вот вы видите, что тираж каждой книги достаточно небольшой, он равен 5000 экземпляров. Такой традиционный формат, небольшое количество страниц, твердый переплет, как правило, либо черно-белые иллюстрации в книге, либо цветная вклейка. Ну и вот здесь дальше две строки, которые показывают рост проекта. Если в 2010 году мы, начиная с марта, продали примерно 7300 экземпляров - это 6 наименований на сумму около миллиона рублей, то в течение 2011 года те же 6 наименований  плюс  2 новых дали нам цифру в 16100 экземпляров, ну и увеличение оборота в 2,3 раза, что, конечно, тоже позитивный момент, и момент, вдохновляющий нас. Не объем полученных денег, естественно, а то, что научно-популярная литература и книги, которые выходят под лейблом «Наука и мир», пользуются все большим и большим спросом. Теперь я покажу Вам обложки, вот те шесть книг, о которых я говорил, они располагаются в верхней строке слева направо. Это пять книг, и шестая книга в левом нижнем углу, это как раз книга Владимира Плунгяна «Почему языки такие разные». Эта книга, которая на прошлой неделе была удостоена премии «Просветитель» в области  гуманитарных наук. Далее справа от обложки книги Владимира Плунгяна находится переводная книга «Почему мы стареем». Эта книга известного американского геронтолога Стивена Остада. Далее книга отечественного автора Владимира Спиричева, и совсем  недавно вышедшая книга «Колумбы каменного века», которая находится в правом нижнем углу. То есть вот те восемь книг, о которых я говорил плюс одна новинка «Колумбы каменного века». Да, еще очень важный факт, о котором я хочу сказать, в апреле 2011 года при поддержке МГУ и лично ректора МГУ Виктора Антоновича Садовничего был создан научно-редакционный совет проекта, в который вошли около сорока видных ученых, представляющих МГУ, РАН и другие авторитетные ВУЗы и организации, связанные с наукой непосредственно.

Ну и теперь переходим к фестивалю, мы его назвали «Science Book Fest». Он состоялся в сентябре 2011 года, 11 сентября на территории Всероссийского Выставочного Центра и прошел он в рамках Московской международной книжной выставки-ярмарки. Какие цели мы преследовали, занимаясь организацией этого фестиваля? Надо сказать, что при всех успехах проекта «Наука и мир», при активном пиаре, при активной рекламе, тем не менее, мы видели, что остается одна проблема. Ее можно сформулировать следующим образом: результаты многочисленных исследований, фокус-групп, которые мы проводили, показывают, что у потенциальных читателей научно-популярной литературы всегда возникает один и тот же вопрос: информации очень много, но мы не понимаем, почему мы должны выбрать из объема этой информации то, что предлагаете Вы? Где резон? Почему мы должны остановить выбор на тех книгах, которые Вы нам предлагаете? И тогда мы решили, действительно, а почему мы должны кому-то что-то навязывать, и не проще ли нам представить, пригласив к участию интересных партнеров, хотя бы в миниатюре ту ситуацию, те достижения, которые существуют на рынке научно-популярной литературы современной российской и в целом в российской науке? Здесь присутствует главный редактор журнала «Наука и жизнь» Елена Лозовская. Журнал «Наука и жизнь» один из самых старейших журналов в России, если не самый старейший, поправьте меня. Самый, да. Это один из наших партнером, кроме того, это Московский Государственный Университет, музей Эксперементаниум, издательский дом «Здоровье», социальная сеть «Гайдпарк» и журнал «New Scientist», который издается при поддержке МГУ, это издательский дом «Парк-медиа».  И, планируя фестиваль, мы решили пойти по пути, представленному формулой «Три З». Сделать серьезный лекционный блок, но при этом перемежать лекции выступлениями, презентациями, шоу, то есть не дать аудитории заскучать. Мы понимали, что если мы пригласим наших авторов и выстроим программу таким образом, что будут говорить, выступать и читать лекции только наши авторы, а это в основном серьезные и уважаемые ученые, то действительно мы, с одной стороны, разочаруем аудиторию, с другой стороны, сама идея фестиваля, она не воплотится. Тогда мы решили разбавить эту программу и пригласили к участию наших уважаемых партнеров. Я должен добавить, что, безусловно, интересной была презентация, которую сделал Математический институт имени Стеклова, сотрудник института Евгений Ширяев. Он занимается разработкой таких интерактивных математических этюдов, то есть тех интерактивных примеров, которые демонстрируют различные физические опыты и природу различных физических явлений. Фестиваль был однодневный, как я уже сказал, он проходил нон-стоп около семи часов. Программа была очень насыщенная: три лекции, четыре презентации, шоу от музея Эксперементаниум и лекция о популяризации математики, то есть вот эти математические этюды. Что позволил сделать фестиваль, основные плюсы. Прежде всего, мы дали возможность всем нашим участникам рассказать о том, о чем они хотят: представить свои книги, представить свои периодические издания, свои суббренды. Участие было совершенно бесплатным. Мы пригласили всех на принципах партнерского информационного взаимодействия и просили только об одном - давайте будем шире это все пиарить, чтобы мероприятие нашло информационную поддержку. Действительно, партнерские ресурсы позволили придать этому событию такой определенный статус, новый. Статус серьезного события, которое даже рассматривалось не в рамках книжной выставки, а как самостоятельное. Кроме того, я уже сказал, что  была насыщенная разнообразная программа, и те, кто приходи на фестиваль, мог выбрать для себя любой вариант: посидеть на лекции, потом уйти, вернуться на следующую лекцию. Или напротив, прийти на реактив-шоу от музея Эксперементаниум, дальше пропустить лекцию, потом вернуться на презентацию каких-нибудь витаминных продуктов. Или сочетать все эти варианты, то есть просидеть от начала до конца, и все услышать, все посмотреть, все попробовать. Ну и последняя составляющая очень важная, мы смогли продавать книги не только свои, но и книги наших партнеров, изданий наших партнеров, в рамках этого фестиваля. Сюда же добавилась торговая составляющая, что собственно немаловажно. Вот такая зарисовка, такой коллаж с фестиваля. Здесь мы видим сотрудника музея Эксперементаниум, который показывает, как меняется цвет жидкости от соединения в разных пробирках. Ну и наши уважаемые гости, наши выступающие. Здесь мы постарались их всех показать. Ну и остается добавить, что действительно формат фестиваля оправдал себя, мы поняли, что нам нужно двигаться в этом направлении. Планируем весной 2012 года провести «Science Book Fest» номер 2 и всех издателей, всех журналистов, всех дистрибьюторов научно-популярной  литературы мы с удовольствием приглашаем участвовать. Спасибо!

(Ольга Ро, модератор) Спасибо большое! Коллеги, есть ли какие-то вопросы по тому, что было сказано?

(вопрос из зала) нрзб

(Максим Петров) Мы планируем, что нет. Скорее всего, он будет проходить параллельно форуму «Ломоносов» в апреле 2012 года, но это пока лишь вариант. Но к выставке книжной решено второй фестиваль никоим образом не привязывать, он будет самостоятельным мероприятием.

(Ольга Ро, модератор) А почему вы решили отказаться от партнерства с выставкой? Это, я так понимаю, принципиальное решение.

(Максим Петров) Нет, это решение не принципиальное, просто мы понимаем, что фестиваль должен быть самостоятельным. Потому что, действительно, не смотря на то, что он был первым, и что-то не получилось, все равно мы понимаем,  что он оказался немножко шире, чем набор традиционных мероприятий, которые проводятся в рамках книжной выставки-ярмарки. И мы бы хотели его немножко отстроить, если такое слово можно употребить. Немножко отстроить от формата книжной выставки, сделать его более самостоятельным.

(Ольга Ро, модератор) У меня еще вопрос. Кто посетители, портрет посетителя фестиваля? Борис Куприянов нарисовал портрет своего магазина как магазина всей семьи. Ваш фестиваль для кого, и какой там процент мероприятий для детей, для взрослых, приблизительно?

(Максим Петров) Я сказал уже, когда перечислял плюсы и достоинства фестиваля, того, что позволил нам сделать фестивальный формат, в качестве одного из плюсов я как раз назвал возможность охвата аудитории, максимально широкого охвата. Информационные усилия партнеров, они объединились в данном случае. Та публика, которая пришла на фестиваль, она и была аудиторией нашего проекта, аудиторией журнала «Наука и жизнь», аудиторией музея Эксперементаниум. То есть, это самая разная публика возрастная. Возрастных категорий там нет, это люди от 5-ти лет, которые с удовольствием смотрели, как сухой лед превращается в пар, и, заканчивая пожилыми людьми, которые продолжают интересоваться наукой и научными достижениями в их современном формате.

(Вопрос из зала) Планируете ли выйти на коммерческую основу, то есть участие за деньги или все-таки Ваша основная задача-это популяризация науки, как за идею работаете?

(Максим Петров) Спасибо, вопрос очень хороший. Мы на самом деле планировали найти спонсора в лице одного из неравнодушных фондов, чтобы можно было продвигать науку, но при этом участие всех партнеров оставалось бы некоммерческим. Ну, если вдруг так случится, что кто-то из партнеров скажет: «А давайте, я предложу Вам денег, чтобы мы сделали лучше рекламу!», то мы не откажемся. Ну, вообще, хотелось бы, чтобы начинание было некоммерческим, и доход был только от продажи книг в данном случае.

(Вопрос из зала) [Арендовать…] Как вы предлагаете участвовать в  фестивале, если кто-то пожелает из других республик участвовать?

(Максим Петров) Этот вопрос мы можем обсудить немножко позднее, лично. Что касается того, просим мы арендовать или нет, я думаю, что организацией будем заниматься мы сами, то есть проект «Наука и мир», и уже будет готова площадка с нашей стороны, а со стороны всех наших партнеров просто вот такое неравнодушное участие. Какие-то рекламные материалы, может быть, номера тех периодических изданий, которые они хотят представить, авторы, книги, которые они хотят представить, ну и так далее. А все остальное можем обсуждать.

(Ольга Ро, модератор) И у меня тогда, если позволите… Вы сказали, что успех фестиваля был обусловлен довольно широким партнерством и соответственно привлечением информационных ресурсов через ресурсы партнеров. Я, несколько адресуясь к предыдущей презентации, когда мы говорили про пиар, хотела бы спросить какие из возможных каналов, как Вам кажется, являются наиболее оптимальными для распространения информации про научно-популярную книгу в частности, и в целом, про мероприятие такого характера?

(Максим Петров) Спасибо, вопрос действительно очень важный и нужный. Я рад, что Ольга его задала, так как я, к сожалению, забыл этой темы коснуться в докладе. На самом деле, я считаю, и думаю, что многие из присутствующих согласятся со мной, что сейчас самым актуальным каналом остается Интернет. То есть не остается, он стал. Ну и остается естественно. Интернет, социальные сети. В качестве участников у нас был «Гайдпарк», был с докладом на фестивале сотрудник «Гайдпарка», очень замечательно рассказывал о продвижении научно-популярной в социальных сетях. Доклад очень запоминающийся и очень захватывающий. Поэтому Интернет, социальные сети, сайты, сайты партнеров. Вот обращаясь к Елене, замечательный сайт журнала «Наука и жизнь», через который ежедневно проходит несколько тысяч человек, у них своя устойчивая аудитория, такие каналы нужно использовать, это понятно.

(Ольга Ро, модератор) И у меня тогда последний вопрос, если позволите, поскольку я все-таки работаю в журнале, в «Книжной индустрии», и пишем мы про бизнес, пройти мимо цифр я не могла никак. Хотя посчитать мне не удалось, я не планировала, но вот такое увеличение оборота вдвое за год, при том, что добавилось две новинки, вы торговали фактически старым листом, связано ли оно, в том числе и с повышением цен? И более широкий вопрос: растут ли цены на научно-популярную книгу в соответствии с изменением цен в принципе на рынке, или Вы как-то зафиксировали потолок и держите его? Спасибо.

(Максим Петров) Хороший вопрос, спасибо. Начну по порядку, по поводу того, откуда такой прирост. Если я  начну рассказывать, этот рассказ не будет иметь прямого отношения к теме моего выступления. Здесь разные механизмы, это: реклама, маркетинг, появление новых партнеров торговых. Тут просто самый разный спектр поисков и способов решения проблемы плохой продаваемости научно-популярной литературы. Что касается цен, то тут парадоксальная ситуация, обратная той, о которой Вы сказали.  В начале 2010 года, когда книги, первые три наименования попали на рынок, они стоили около 300 рублей каждая. И стало понятно, что это высокая цена для книги, для регионов тем более. Ну и для Москвы и Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и городов-миллионников это тоже высокая цена. И было принято решение на следующее издание, в частности на книгу Владимира Плунгяна, цены немножко опустить. То есть они теперь стоят около 250-270 рублей. Здесь мы видим, что проект оказался очень востребованным, не только книга удостоена премии «Просветитель», но и книги, которые я показывал. Там была замечательная книга «Гормоны правят миром», которая оказалась одним из бестселлеров наших. Книга «Почему мы стареем» тоже совершенно актуальная тема, понятно, что каждого из нас заботит вопрос, связанный со старением, и тематика этой книги она оказалась в точку, она попала в цель. Здесь просто тщательный поиск тем и некоторое снижение цен вопреки  общим тенденциям  рынка позволила сделать продажи книг проекта более значительными.

(Ольга Ро, модератор) Спасибо! Да, пожалуйста (обращаясь к залу)

(Ирина Опимах, издательство КоЛибри) Я хочу дополнить этот вопрос по поводу продаж. Вот наши книгопродавцы, которые у нас работают в издательстве, говорят, что большие торговые организации не хотят брать вот эти книги. Вы как работаете с какими-то отдельными магазинами или используете эти большие книготорговые организации? Честно?

(Максим Петров) Да, я понял. Ирина, ну тут, на самом деле, есть такой подводный камень. Вот, Борис, когда начинал выступать, сказал, что был проект Стивен Хоккинг издательства «Амфора», и он провалился в итоге. Можно посмотреть именно так, что была серия, которая провалилась, потому что у издательства «Амфора» начались проблемы. Но это не значит, что сам бренд Стивен Хоккинг провалился. Он продолжает быть продаваемым, книги представлены. Вот можно зайти напротив через дорогу в магазин «Библио-Глобус», там весь Хоккинг практически представлен, и он является лидером продаж.

(Ирина Опимах, издательство КоЛибри) Куприянов как раз говорил, что Хокинг продается, а все остальные книги…

(Максим Петров) Это тоже не совсем так, потому что в этой серии были Конрад Лоренц, и Артур Орд-Хьюм, и Дезмонд Моррис. Авторы, которые на тот момент начала нулевых годов, оказались авторами ожидаемыми, востребованными, и тиражи  этих книг продавались довольно неплохо. Т.е. есть такое мнение, особенно от людей продающих книги и научно-популярные книги, что ситуация очень сложная, и вообще непонятно зачем издавать. Я в данном случае, и руководство проекта «Наука и мир» исходит из того, что ситуация не столь плоха, и действительно менеджерам порой бывает сложно убедить контрагентов что надо эту книгу взять, надо ее как-то представить. Здесь как раз не стоит на это обращать внимание. У меня один совет: не стоит верить менеджерам, и продолжать выпускать замечательные книги, ну конечно, ориентируясь на какие-то общие тренды, потому что понятно, что делать это с  потолка нельзя. Вы сами это прекрасно знаете, все равно у Вас есть какие-то внутренние ориентиры, и если у Вас есть чутье определенное, то безусловно Вы добьетесь успеха.

(Ирина Опимах, издательство КоЛибри) Мы стараемся!

(Максим Петров) Вы молодцы. Я знаю Вашу серию «Галилео», она очень хорошая. Там есть замечательная книга «Е=mc2». Я прочитал ее с большим удовольствием.

(Ирина Опимах, издательство КоЛибри) «Электрическая вселенная» того же автора тоже замечательная. Но, вы все-таки не сказали, Вы с отдельными магазинами работаете или с сетями?

(Максим Петров) Ну не только с магазинами, но и с целым набором других партнеров, в частности с музеем Эксперементаниум и так далее. Если бы мы работали только с магазинами, то успех был бы не столь заметен. Сложно работать только с магазинами, сами знаете, у них определенная схема работы. Сейчас время таково и ситуация такова, что надо  выходить за эти схемы, находить новых партнеров, может быть, не совсем обычных, но в итоге сотрудничество с которыми позволяем добиваться успехов.

(Ирина Опимах, издательство КоЛибри) Спасибо.

(Ольга Ро, модератор) Спасибо, Ирина, за вопрос, тем более, что Максим просто просил, чтобы ему его задали.

(Максим Петров) Да. Вот тут показали книги. Вот я  говорил, собственно, о Владимире Плунгяне уже не раз, но вот книга Стивена Остада «Почему мы стареем» с яблоком на обложке. Такая очень красивая обложка. Мне очень она нравится. Ну и вот «Гормоны правят миром», которую вот, кстати, продолжая тему работы с магазинами. Многие магазины отказываются брать или выставлять, потому что на ней нарисован голый мужчина, говорят они, это ужасно, это не для детей. Хотя это классика, попробуйте убедить магазины, что это Микеланджело, это можно продавать. Это одна из самых узнаваемых работ, наверно, эпохи Возрождения. Многие магазины говорят: «Мы уберем ее в полку подальше, чтобы детишки это не видели». Но, тем не менее, эта книжка у нас одна из бестселлеров в данном проекте, чему нельзя не радоваться. Не потому, что на обложке Давид обнаженный, просто потому, что содержание книги, оно вполне достойно, и гормоны, как вы наверняка знаете, эта тема востребована.

(Ольга Ро, модератор) Я не могу еще раз не отнестись к выступлению представителя журнала Елены Соловьевой, которая сказала, что по результатам исследования журнала «Книжная индустрия», лучше всего популярная литература, научно-популярная продается все же в Интернете. Вы согласитесь с такой оценкой, по Вашему опыту?

(Максим Петров) Отчасти. Я думаю, что здесь все зависит от того кто продает и как продает. Если мы говорим о журнале, у которого свой Интернет-сайт, своя библиотека, то естественно книги, выпускаемые под лейблом этого журнала, продаются лучше всего на его сайте. По понятным причинам. Потому что там это легче делать, и есть своя аудитория, которая интересуется и тематиками, представленными в журнале, и книгами, в которых эта тематика также представлена. Если мы говорим про издательство, то здесь немножко другая схема. Это и общие Интернет-магазины, и профильные Интернет-магазины, занимающиеся продажей именно научно-популярной литературы, но ни какой-то конкретной, а литературы многих издательств. В одном из предыдущих докладов, по-моему, Елены как раз, они были представлены. Это и …, и магазин научной книги и так далее.