Накануне выхода массового протестного движения из новогодней полудремы полезно присмотреться к тому, как выборы и реакция на них были устроены за пределами двух столиц.
В отличие от Москвы, в Казани 10 декабря было морозно, термометр показывал -12º, а ветер делал пребывание на улице совсем неуютным. Я мерз на остановке в ожидании автобуса единственного маршрута, который соединяет мой район и центр города. Его все не было. «Может, отменили перед митингом?» - мелькнула шальная мысль. Нет, пришел. У этого маршрута имеется остановка на площади Свободы, где был назначен митинг «За честные выборы». Но я вышел чуть раньше и остаток пути прошел пешком. Было видно, что к площади с разных сторон стекаются непрерывные ручейки людей. Мероприятие должно было начаться в 15.00. Сразу бросилось в глаза большое количество полиции и спецтехники. Стояли несколько карет скорой помощи.
Вокруг находилось, как мне показалось, не менее 2 тысяч человек, в основном молодых людей. Но могло быть и еще больше. Посчитав, что на площади собралось достаточно народа, полиция перегородила туда вход - и многие из тех, кто пришел, остались за ограждением. На площади люди скандировали: «Позор!», «Верните наши голоса».
С трибуны у памятника Ленину успели выступить два оратора. Но в этот момент вмешались сотрудники полиции. Власти отказались санкционировать акцию, сославшись на неправильно заполненные документы. На этом основании полицейские потребовали разойтись. Собравшиеся начали скандировать: «Полиция, будь с народом!» В этот момент в сквере раздался хлопок непонятного происхождения, после чего площадь по периметру оцепил ОМОН. Очень походило на провокацию.
Появился министр внутренних дел Татарстана генерал полиции Асгат Сафаров. Его тут же окружили коллеги из местных СМИ, да так плотно, что мне и моему приятелю – главному редактору одной из казанских интернет-газет – пришлось буквально запрыгивать на спины столпившихся журналистов. (Кстати, местные газеты и телевидение ничего о митинге так и не рассказали и не показали!) Но все равно удалось расслышать только последние слова Сафарова, сказанные в явном раздражении: «Ну что, посмотрели на меня? А теперь расходитесь». Странная фраза, даже обидная – вообще-то мы не на него глядеть пришли, мы хотели услышать какой-нибудь вразумительный комментарий, узнать, как поведет сейчас себя полиция, а натолкнулись на непробиваемое высокомерие.
А полиция начала задержания. Причем именно в тот момент, когда люди стали расходиться. Поняв это, многие не решались отходить от основной толпы. Может, поэтому, несмотря на мороз, площадь Свободы оставалась заполненной до самого вечера, когда полиция, по словам очевидцев, уже стала забирать всех подряд. Всего, по данным УВД, задержали более 100 человек.
Среди первых арестованных оказались известный в Казани общественный активист Айрат Зямилов и координатор ассоциации «Голос» в Татарстане Олег Белгородский. Белгородского через несколько часов отпустили. Айрата продержали в отделении до утра. Причем, как он сам рассказал, все это время провел на ногах, без сна и отдыха. Утром его повезли в суд, который работал, несмотря на воскресный день. Там долго шли переговоры между полицией и судьей, говорят, что приезжал даже начальник казанского УВД. Сложность оказалась в том, что Айрат Зямилов является членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, на него распространяется юридическая неприкосновенность, и не то, что в суд везти, даже задерживать не имели права! И полиция это знала, но уж очень хотелось осудить.
Похоже, полицейские считали этого молодого человека – Айрату около 25 лет – одним из организаторов митинга. Им и в голову не могло прийти, что никаких организаторов не было вообще! Сразу после оглашения результатов выборов в Татарстане, где «Единая Россия» по официальным данным набрала почти 80% голосов, кто-то бросил клич в интеренете, а далее все мгновенно расползлось. Вина Айрата состоит лишь в том, что данное объявление он разместил в соцсети в своей группе «Общественные активисты». Кстати, посещаемость группы возросла с 60 человек до 6 тысяч в день!
То, что организаторов митинга не было, я знаю совершенно точно, поскольку за несколько дней до него пытался их найти. Общался и с тем же Айратом, и с другими казанскими гражданскими активистами, которые обычно в Казани все акции протеста и проводят. Но они тоже искали этих людей, поскольку понимали – кто-то должен подать заявку на мероприятие, иначе у полиции появится повод для репрессий, что и произошло. Сообразив, что такого организатора просто нет, эти люди попытались сами оградить тех, кто придет на митинг, от возможных последствий. Им удалось найти человека, который, как выяснилось, подал заявку на 10 декабря и именно на площадь Свободы еще задолго до выборов! И она была согласована! Есть в Казани такой общественный деятель, как Дмитрий Бердников, который возглавляет организацию «Против преступности и беззакония». И он подает заявки на всякий случай, чуть ли не на каждый день. Бердников согласился, чтобы митинг прошел под его заявкой. Но власти в срочном порядке ее аннулировали, сославшись на «неправильно заполненные документы». Так митинг в Казани остался несанкционированным.
А возмутило казанцев, как и многих по всей России, беспардонное поведение властей, не стеснявшихся проводить фальсификации на выборах в Госдуму. День голосования 4 декабря в Казани начался с того, что на некоторые участки не пускали корреспондентов ассоциации «Голос», которые не вмешиваются в процесс, а только следят за ходом голосования и молча фиксируют нарушения, если они есть. По словам руководителя этой организации в Татарстане Олега Белгородского, участковые комиссии выдвигали какие-то немыслимые требования: «Требовали какие-то несуществующие, не нужные по закону документы, направления, аккредитации. Двух человек удалили, нам пришлось их заменять запасными». Белгородский говорит, что серьезные нарушения начались во время подсчета бюллетеней. Самым распространенным стало сознательное отстранение наблюдателей от этого процесса. Олег рассказывает, что многих из них фактически удаляли из помещений: «На одном из участков вообще сказали, что журналисты «Голоса» имеют право собирать информацию за 80 метров от избирательного участка. На другом сказали, что только за 20 метров от стола, где считают бюллетени, наблюдатели имеют право находиться». Эти факты подтверждает и руководитель татарстанского отделения партии «Яблоко» Руслан Зинатуллин. Руслан рассказал, что за пределами Казани в других районах и городах Татарстана давление на наблюдателей было очень сильным: «В Набережных Челнах было оказано сильное давление на наших членов комиссий с правом решающего голоса, угрожали им. Здесь у нас на нескольких человек завели административные дела». Но и в Казани все было далеко не спокойно. Даже членам Центризбиркома Татарстана с правом совещательного голоса чинили препятствия, и их выводили из участка с помощью полиции, если они пытались требовать четкого исполнения закона при подсчете голосов. Так произошло с Артуром Габидуллиным, который является членом ЦИК Татарстана от коммунистов: «Случилась у меня небольшая стычка с председателем и членами одной из комиссий. Меня забрали в отдел полиции, и на меня написали заявление, что я совершил правонарушение по статье 5.6. «Закона о выборах», то есть якобы препятствовал наблюдению членами избирательной комиссии». Игорь Веселов, который руководил наблюдателями от КПРФ в Московском территориальном избирательном округе Казани, рассказывает, что ему известны случаи вброса бюллетеней: «При подсчете голосов, как мне уже сообщили, из урн вылетали пачки бюллетеней. Наблюдатели посмотрели - все они были за «Единую Россию». Слова Игоря подтверждают многочисленные видео, которые буквально заполонили интернет.
Но там, где оказались сильные наблюдатели, в принципиальности которых уже могли убедиться на прошлых выборах, подсчет голосов проходил совершенно иначе. Айрат Зямилов, тот самый, которого полиция арестовала на митинге, был членом участковой комиссии от КПРФ с правом решающего голоса, он утверждает, что при правильном подсчете голосов результаты выходили совершенно иные: «Результаты на нашем участке говорят сами за себя. Даже 34% набрала «Единая Россия» - это 387 человек проголосовало, КПРФ набрала 301 голос – это около 26%». То есть никаких 80% за «ЕР», и уж, тем более, 99,14%, как в одном из сельских районов Татарстана.
Поэтому так важны наблюдатели. А чтобы они могли видеть весь процесс подсчета голосов, руководитель регионального отделения ассоциации «Голос» в Татарстане Олег Белгородский намерен на президентских выборах в марте технически вооружить своих корреспондентов: «На следующих выборах президента России мы обязательно вооружим корреспондентов ассоциации «Голос» биноклями, подзорными трубами, так, чтобы они могли видеть и за 20 метров, где находятся галочки на бюллетенях».
Несмотря на очевидность нарушений на выборах и беспардонность, с какой они происходили, власти решили проигнорировать все имеющиеся факты. Результат - получили массовое выступление людей. Из тех, кто пришел на улицы, никто не собирался отстаивать позиции какой-то одной партии – их возмутило полное презрение властей к волеизъявлению народа. Многие – молодые люди, которые не видели и не помнят Россию в конце 80-х, в 91-м или 93 годах. Они не умеют проводить митинги, но уже не хотят молчать. Неверно также и утверждение, что это сплошь молодежь: было много людей взрослых и солидных, тех, кого принято называть средним классом.
Поэтому, по меньшей мере, странно слышать от властей, что все недовольные проплачены «манипуляторами с Запада». Они так утверждают потому, что сами уже давно ничего не делают без удовлетворения своей корысти и потому не могут поверить в искренность намерений других? Похоже, что так. Увидев сколько людей вышли на улицы, они теперь заявляют, что это «профессиональные революционеры» мутят народ на деньги западных стран, а остальные - «заблудшие». Бесстыдное заявление. Большинство этих «революционеров» и оппозиционно пишущих журналистов живут в крайней нужде. Я знаю, что лидер регионального отделения одной из оппозиционных партий, чтобы прокормить семью, по ночам работает таксистом. У них большие проблемы с устройством на работу, а у тех, кто имеет свое дело, возникают регулярно трудности с ведением бизнеса. Но они считают себя гражданами своей страны и по-другому не могут и не хотят жить. Тем, кто стоит у власти, похоже, такого отношения к своей стране уже не понять.
Происходящее сейчас в России спешат как-то назвать – «Белая революция», «Снежная революция». Нет, это пока еще не революция. Но в России произошел величайший сдвиг – власть в стране потеряла легитимность. Ее больше не боятся и не уважают.