23 октября 2019, среда, 04:11
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

20 января 2012, 16:17

Конечная цель фестиваля – зритель

Ситора Алиева
Ситора Алиева

В ноябре в Москве, в клубе «ZaVtra» (ранее известном как «ПирО.Г.И. на Сретенке»), открылся экспериментальный Кинокампус имени МакГаффина, где показывается и обсуждается интересное кино. Кинокампус стал первым практическим проектом, показавшим, что спрос на кинообразование сегодня есть и его надо удовлетворять.

Именно поэтому «Киношкола им. МакГаффина» совместно с «Полит.ру» начинает набор студентов на Курс Продвинутого Кинозрителя. Это двухмесячная система динамических мастер-классов по всем творческим кинопрофессиям. Он рассчитан на тех, кто интересуется кино, хочет овладеть секретами кинопроизводства, хочет знать и понимать все аспекты создания кино – от написания сценария до покупки билетов в кассе кинотеатра, для тех, кто хочет работать в киноиндустрии. Педагоги «Киношколы им. МакГаффина» и Курса Продвинутого Кинозрителя – лучшее, что есть в отечественном кинематографе на сегодняшний день, в том числе это Александр Адабашьян, Владимир Хотиненко, Алексей Попогребский, Александр Гордон, Евгений Марголит, Михаил Алдашин, Николай Хомерики, Клим Шипенко, Федор Лясс, Игорь Гринякин, Елена Яцура и многие другие. Не только образование, но и главные кинособытия, собственные показы, интересные люди, дискуссии и многое другое «Киношкола им. МакГаффина» предлагает своим студентам.

В свете грядущих мировых кинофестивалей (Берлинский кинофестиваль, Фестиваль в Роттердаме) и интереса «Киношколы им. МакГаффина» в том числе к фестивальному кино на вопросы «Полит.ру» отвечает член жюри многочисленных международных кинофестивалей, директор программ Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» Ситора Алиева.

Ситора Шохиновна Алиева родилась в 1963 году. Окончила сценарно-киноведческий факультет ВГИКа (мастерская Е.Д. Суркова и Л.Х. Маматовой). С 1993 года работает на «Кинотавре». С 1999 по 2006 была директором МКФ «Лики любви», МКФ в Сочи и детского фестиваля «Кинотаврик». Работает консультантом ряда европейских фестивалей. Член жюри МКФ в Берлине, Венеции, Карловых Варах, Мар дель Плате, Мюнхене. С 2005 года – директор программ Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр».

 «Полит.ру»: Расскажите, пожалуйста, про те кинофестивали, в которых вы принимали участие в последнее время.

Ситора Алиева: Мне повезло, за последние полгода я была членом жюри четырех международных кинофестивалей, все проходили в Европе – Мюнхен, Карловы Вары, Варшава и Салоники. Удалось посмотреть около ста новых работ со всего мира. К сожалению, мне не пришлось побывать на фестивалях национального кино (их, увы, в мире мало), но для меня они принципиально важны. Например, один из старейших смотров проходит в Швейцарии. 18 лет назад оказавшись в Солотурне, была приятно удивлена: полные залы на всех без исключения показах. Швейцария, в отличие от ее соседей – Франции и Германии – производит гораздо меньше картин но, тем не менее, очень бережно относится к своему кинематографу. Люди специально приезжают из Цюриха и других городов на этот фестиваль. 

я впервые увидела аудиторию активную, любопытную, аудиторию, которая приходит в кино думать. И тогда мне стало понятно, что зритель может быть отдельной творческой единицей. 

В такой тихой, комфортабельной, богатой Швейцарии зрители готовы платить деньги за все: игровое, документальное, научно-популярное кино. И дело не только в том, что там предсказуемая, размеренная и скучная жизнь, а фестиваль можно рассматривать как форму развлечения. После общения с рядовыми кинолюбителями стало очевидно, что

просмотр фильма для них – это в первую очередь способ понимания и самопознания (как после прочтения книги).

Картины в тот год были депрессивными. Швейцарские творцы уже открыто говорили с экрана о проблемах иммиграции, насилия в семьях, мультикультурных конфликтах. От этого фестиваля осталось очень яркое впечатление. Подобное отношение к кино было для меня исключительной особенностью Европы. Позже я столкнулась с аналогичной ситуацией в Северной и Латинской Америке, Южной Корее и Индии. Теперь я понимаю, что это общая черта всех фестивалей, именно они формируют зрителя, дают ему возможность выбирать.

На фестивалях огромные очереди на ретроспективы. В Сан-Себастьяне, Локарно и Турине традиционно показывают эксклюзивные программы. Хочется подчеркнуть, что именно «фестивальный зонтик» делает фильм событием, дает ему престиж. Представление программ – неотъемлемая и очень важная часть фестиваля. Сегодня объяснять и расшифровывать кино необходимо. Меня, к примеру, сейчас очень интересует независимый кинематограф США (малоизвестные картины), в Салониках удалось кое-что посмотреть. Но оказалось, что презентация программы и лекции перед показами были значительно ярче и интересней самих картин. 

Сегодня, в момент тотального доминирования американского кино, фестивали – единственная альтернатива поддержки, продвижения сохранения, и пропаганды в первую очередь национальных кинематографий.

Франция и Южная Корея умеют индустриально противостоять натиску Голливуда, который еще в 30-е понял, что производство и прокат – вещи неразделимые, и воспитал своего зрителя в своей стране, а позже – во всем мире. Именно в Америке впервые кинотеатры начали крутить кино круглосуточно – для людей, которые работали в две, а и то и в три смены.

Но перейдем к родному кинематографу. Важно подчеркнуть, что при отсутствии залов, дистрибуторов, фильмов, которые бы отвечали интересам общества, за последние 7 лет 90% фильмов «Кинотавра» выходили-таки в прокат. Конечно, ограниченным, малым количеством копий, на малый срок. В прошлом году мы первые честно и открыто на круглом столе обозначили проблему: почему зритель не смотрит российское кино? У всех выступавших (Андрей Плахов, Павел Лунгин, Наталья Мокрицкая, Александр Роднянский, Армен Бадалян, Сэм Клебанов) были свои аргументы. Их десяток. Один из важных был назван Андреем Плаховым: наш зритель – «пятиклассник».

Закончился 2011 год, который был для нашего кино вполне удачным, несмотря на то, что социологический анализ сигнализировал спад коммерческого интереса. Объясню почему: мы достойно были представлены на ключевых фестивалях мира. «Громозека» - Роттердам, «Я люблю тебя» - призер в Роттердаме, Карловых Варах, Коттбусе, «В субботу» - Берлин, «Елена» - Канны (призер), «Шапито-шоу» - Москва (призер), «Бедуин» - Карловы Вары, «Фауст» - Венеция (главный приз), «Портрет в сумерках» - Салоники, Варшава (главные призы) и Коттбус (лучший фильм Восточной Европы). То есть отечественная кинокультура этого года получила очевидное признание.

Особо хочется подчеркнуть успех настоящего независимого российского кинематографа. Призеры «Кинотавра» - «Упражнения в прекрасном», «Огни притона», «Портрет в сумерках» были сняты без единой копейки государственных денег. Фильм закрытия «Елена» Андрея Звягинцева не только собрал множество наград, но и выйдет в прокат почти на всех континентах. В России картина собрала 645 тысяч долларов в прокате, а телевизионные показатели оказались неожиданно высокими для подобного типа фильмов. Такой интерес аудитории доказал, что зритель хочет серьезного остросоциального и эмоционального кино. Призер Венецианского фестиваля, фильм «Фауст», в котором Александр Сокуров в очередной раз перевернул мир привычных представлений об экранизации мирового шедевра, сейчас с успехом идет в итальянском прокате – 21 копия в 21 городе. Обычный анонимный зритель идет на победителя главного фестиваля страны. Я с нетерпением жду российского проката.

«Полит.ру»: А что вы можете сказать по поводу просмотра фильмов в домашних условиях? Его плюсы и минусы?

С.А.: Да, я смотрю с семьей дома. Профессионалам больше нравится быть в своей среде, а именно на кинофестивалях, но я стараюсь ходить в кино и с простым зрителем. С коллегами комфортно и спокойно, с обычным зрителем – нервно, но интересно. Когда попадаю на фильмы «Кинотавра» за рубежом, обязательно слежу за реакцией в зале. Например, три года назад я была в жюри в Исландии, смотрела «Сумасшедшую помощь» с локальной публикой, где 90% - молодежная аудитория. Они реагировали гораздо более активно и эмоционально, чем зрители в сочинском Зимнем театре.

«Полит.ру»: Мы знаем ситуацию с кинопрокатом российского кино в России. А как обстоят дела с прокатом российского кино за рубежом?

С.А.: Для того чтобы попасть в прокат, нужно в первую очередь оказаться в обойме трех главных кинофестивалей мира, а если фильм еще получит приз, то, конечно, хоть какая-то рыночная судьба ему гарантирована. Большие фестивали не берут в программу картины, которые не имеют дистрибуторов. За фильмом всегда должна стоять кинокомпания (лоббист, «толкач», продавец). На Каннском фестивале разыгрывается нешуточная борьба за потенциальные хиты. Не могу не выделить Францию, которая является очень активным игроком в области проката фестивального кино, именно французы покупают и продают российские, арабские, иранские, латиноамериканские и многие другие локальные кинематографии.

Polit.ru: Как происходит процесс отбора жюри для «Кинотавра»? Очень хотелось бы узнать, какая там атмосфера? Все мы знаем, что в 90-х начинали с просмотра 300 фильмов…

С.А.: В этом году пройдет 23-й фестиваль. Он был, есть и будет зеркалом не только российского кинематографа, но и новейших общественных процессов. «Кинотавр» – барометр социальной динамики прошедшего двадцатилетия. Были времена «малокартинья», были времена кооперативного нашествия, когда отборочная комиссия во главе с Ириной Рубановой пересмотрела около 300 картин за полгода. «Кинотавр» - самая прозрачная и открытая из всех киноинституций страны. Все знают, кто отбирает фильмы, все знают, кто их награждает. Каждый может подойти и задать вопрос. Но всех не удовлетворишь…

Каждый год, приглашая членов жюри, мы учитываем не просто заслуги прошлого, но и все то, что было сделано за прошедший год в современном кинопроцессе. Важно подчеркнуть, что результаты каждого фестиваля всегда есть результаты дискуссий конкретных людей, у которых есть свои вкусы, эстетические пристрастия, личностные ориентиры.

Итоги фестиваля – вещь болезненная и довольно сложная, потому что мы живем в закрытом пространстве. Толкование решений не прекращается целый год. Я знаю много примеров того, как после фестиваля рушилась дружба, длившаяся десятки лет, а обиды так и не угасают. Личный фактор, к сожалению, непобедим. В Польше руководство смотра наряду со своими местными профессионалами для оценки фестивальных работ решило приглашать иностранцев – у них меньше связей с локальным кинематографом, они объективней в оценках.

«Полит.ру»: Каковы количественные и качественные показатели киноиндустрии в России на сегодняшний день?

С.А.: О количественных показателях журнал «Кинобизнес сегодня» регулярно информирует. О качественных мы уже говорили. У нас по-прежнему четыре источника финансирования: Минкульт, Фонд Кино, телевидение и частные инвесторы. Год показал, что в талантливые и яркие фильмы, так же как в бездарные и бессмысленные, инвестируют все четыре сектора, и это огромные деньги. К примеру, 10 румынских режиссеров получили 3.500.000 евро. Для России это мизерные суммы, но, несмотря на это, весь мир знает о румынской «новой волне». Заслуживает уважения Израильский Кинофонд, за последние 7 лет поднявший на совершенно другой уровень национальный кинематограф. Его директор Кэтриэл Шори продуманно и мудро открыл двери всем сопродюсерам Европы. В результате они выиграли, мы видим, что израильские картины-победители последних фестивалей сделаны минимум тремя-четырьмя странами.

Мне нравится, что каждая национальная кинематография находит свои способы выживания, развития и поиска денег на фильмы и их продвижение.

 «Полит.ру»: Как вы оцениваете количество и качество площадок для просмотра фильмов в России?

С.А.:

Российское кино можно увидеть в кинотеатрах, на телевидении и на «торрентах». Увы, площадок для картин в России недостаточно. В Интернете, к сожалению, контент пиратский. Производители не получают ни цента.

Зато увиденное в сети потом активно обсуждают. Это говорит только об одном: интерес есть и будет, так как в каждой стране есть зритель-«немного националист», который хочет смотреть свое кино. Подсчитать его сложно – ведь есть DVD, музейные площадки, выставочные залы, где сегодня очень активно демонстрируется кино. Вот уже три года существуют киноклубы. Реально меняется форма показа картин. Должны появиться люди, способные профессионально заниматься этой «доставкой» кино до зрителя. Уверена, на местах они есть, с ними связываю определенные надежды. Жизнь продолжается, мыслящий потребитель есть и будет. Чтобы его обнаружить, фестивалей, увы, недостаточно. Сегодня история про дистрибуторов, не желающих работать с российскими фильмами, уже не интересна для обсуждения – их просто нет. Сами создатели прокатывают кино, без посредников, напрямую договариваются с кинотеатрами и городами, и мне кажется, что это тоже хороший путь.

Работа в жюри международных фестивалей за последние 10 лет дала уникальную возможность всматриваться, изучать и понимать универсальную киноситуацию. На сегодняшний день она такова: фильмов становится все больше и больше, техническая часть кино резко удешевилась – если у тебя есть камера, ты уже режиссер, и мы все это понимаем. Главные смотры мира задыхаются от количества присланных лент. В этом контексте роль фестиваля как оператора, посредника и фильтра резко возрастает, так как только они работают на коммуникацию со зрителем.

«Полит.ру»: Как вы считаете, достаточно ли фестивалей у нас в России?

С.А.:

Фестиваль – это не только призы, «дорожки» и гламур. Это в первую очередь зритель – ради него, для него все и делается.

Наш фестиваль ориентирован на профессиональную аудиторию, потому что мы площадка, где не только показывается кино, но и ведется беспрерывная образовательная работа с молодыми авторами, которая дает возможность им познакомиться с продюсерами. Мы гордимся тем, что открыли немалое количество очень талантливых режиссеров, для фестиваля это большое достижение. Важно то, что мы поставили на лестницу многоэтажки кинодвижения «короткий метр», видя именно здесь возможность искать таланты. Нет другого способа разглядеть индивидуальность молодого режиссера, чем когда он принесет свои пяти-, десяти-, двадцатиминутные картины. Сегодняшний бум и моду на фестивали короткометражного кино инициировали именно мы, показывая в Москве призеров и участников «Кинотавра». Я не говорю, что все, что нам присылают – однозначно высокохудожественное, но если продюсеры после просмотра подходят к нам с просьбой дать DVD с фильмами, это что-то значит. И, конечно, питчинг – еще одна площадка для представления проекта в рамках фестиваля, что очень важно для тех, кто озвучивает свою идею и ищет партнеров. «Кинотавр» стал самопроизводящей структурой, мы даем возможность режиссерам делать картины, приезжать к нам, ездить по миру. Мы предоставляем возможность молодым быть увиденными в рамках фестиваля, что сегодня очень сложно, а в Сочи приезжает не только вся российская киноиндустрия, но и директора и отборщики зарубежных фестивалей, дистрибуторы, представители иностранной прессы.

Возникает интерес не столько к самому «Кинотавру», сколько к профессии режиссера, и потому еще более важным становится наличие экспертной институции, такой как фестиваль. В данной ситуации наша работа, конечно, усложняется. Мы получаем на отбор гораздо большее количество лент и должны привлекать дополнительных отборщиков, потому что сами не справляемся. Все картины приходят, как правило, под dead-line в апреле, и объем, который мы «перевариваем», действительно немыслимый. Именно фестивали сегодня сохраняют нерв настоящего творчества и придают всему этому безличному хаосу очень точечный личностный смысл.

«Полит.ру»: Что такое кино?

С.А.: Давайте сразу разделим кино на две части. Первая – большой шоу-бизнес, это Голливуд, гигантская транснациональная финансовая корпорация, где работают творцы со всего мира. А уж про финансовых друзей Голливуда можно говорить очень долго… Он всерьез и надолго захватил все кинопространство мира, конкурировать с ним глупо. Однако и теория «авторского кино» впервые применена именно в Америке кинокритиком Эндрю Сэрисом и адресована была Копполе, Спилбергу, Лукасу, Аллену…

Вторая часть – кино как искусство. Оно тоже всегда было, есть и будет. Без него нет Большого Голливуда, так как именно там продюсеры и находят режиссеров будущих мега-хитов.

«Полит.ру»: Как вы думаете, оправдано ли систематическое образование зрителя, например, введение наравне с уроками литературы уроков кино в школах, или должны быть какие-то другие формы обучения в сфере кино? В какой форме помимо кинофестивалей можно воспитывать зрителя, чтобы он хотел ходить на хорошие фильмы?

С.А.:

Зрителя нужно воспитывать, и прямо со школьной скамьи. Я бы с удовольствием вела факультативно кино в школах, как это происходит во Франции.

Объясню почему. Сегодня именно авторский кинематограф, который мы видим на фестивалях – это и есть самый демократичный и самый прямой способ культурного диалога. Если человек идет смотреть корейскую, болгарскую, румынскую или новозеландскую картину, он идет смотреть на чужую жизнь и понимать чужую современную культуру. Или не современную, если это историческая картина. Конечно, это делает человека гораздо более открытым, он становится умнее, тоньше, коммуникабельней. Я сужу по своему сыну, который 8 лет смотрит не только весь «Голливуд», но и все то, что смотрю я. Кино идет только на пользу, потому что он действительно стал больше понимать, стал больше задавать вопросы самому себе. Это важно для духовного становления личности, для осознания того, кто ты, в каком мире ты живешь, куда движешься и с кем.

«Полит.ру»: Если бы вы стали читать лекцию для кинозрителей, то на какую тему?

С.А.: Мне всегда интересна реакция зрителей. Это был бы факультатив, где показывали бы то, что я нахожу интересным. Мы бы анализировали фильм, его тему и эстетику, позицию автора, его месседжи. А это, в принципе, и есть анализ самой жизни.

Давайте закончим интервью цитатой из материала Адама Дотри (журнал «Variety»): «После того, как смотры прошлой осени вывели в свет «Черного лебедя», «Социальную сеть» и «Король говорит», которые разделили меж собой восемь «Оскаров» и около миллиарда долларов мировых сборов, любовь больших голливудских игроков к программным директорам фестивалей значительно возросла».

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

22.10 21:32 Илон Маск отправил первый твит через спутниковый интернет Starlink
22.10 20:59 Госдума разрешила судебным приставам рассылать СМС
22.10 20:29 Экспертиза ФСБ не установила, попала ли в полицейского бутылка, брошенная фигурантом «московского дела» Раджабовым
22.10 19:48 Телеканал «Спас» начнет снимать реалити-шоу. Его участники на месяц станут послушниками монастыря
22.10 19:25 Хоккейный клуб «Амур» оштрафовали на 300 тыс. рублей из-за угрозы тренера сжечь машину судьи
22.10 18:53 В Ростовской области пять человек погибли в перестрелке
22.10 18:23 Путин наградил орденом главу следственной группы по «московскому делу», делам ФБК и «Зимней вишни»
22.10 17:25 В Мурманске чиновница опубликовала фото заполненного холодильника красной икрой. Потом извинилась
22.10 16:55 Предполагаемого участника нападения на Олега Кашина осудили на восемь лет за похищение человека
22.10 16:35 Глава МВД заявил, что в Москве работает 3 тысячи камер с распознаванием лиц. Обещали на 62 тысячи камер больше
22.10 14:53 Плеер Moonwalk закрылся. Его использовала большая часть пиратских сайтов в России
22.10 14:00 В загадочных случаях детского паралича обвиняют энтеровирус
22.10 13:53 Суд оштрафовал «Мемориал» и его главу на 400 тыс. рублей по закону об иностранных агентах
22.10 13:06 Актер из «Игры престолов» сыграет злодея в сериале «Властелин колец»
22.10 13:00 Рекорд громкости брачных криков у птиц составил 125 децибел
22.10 12:32 СКР передал в суд дело жителя Кузбасса, который избивал 17-летнюю жену
22.10 12:09 Автомобиль службы протокола Медведева сбил пешехода
22.10 12:00 После реставрации публика увидела картину флорентийской художницы XVI века
22.10 11:52 «Ведомости»: BadComedian будет рекомендовать фильмы на ivi
22.10 11:13 Игрок в Dota из Новокузнецка занят первое место рейтинга Forbes самых влиятельных персон киберспорта
22.10 11:00 Ирландцы хотят вернуть останки Джеймса Джойса на родину
22.10 10:29 Российский ледокол подал сигнал бедствия у берегов Норвегии
22.10 10:14 Под Красноярском полиция охраняет сейф на месте прорыва дамбы. В нем может находиться добытое артелью золото
22.10 09:26 Росстат: 49,4% семей в России хватает денег только на еду и одежду. Это пенсионеры, многодетные и неполные семьи
22.10 08:46 В НАСА подтвердили, что американцы полетят к МКС на своих кораблях весной 2020 года
22.10 08:04 «Известия»: спрос на бензин рекордно снизился в 2019 году
22.10 07:27 Мать осужденной израильтянки попросила Путина освободить ее дочь
22.10 07:00 Суд Владивостока получил иск Генпрокуратуры к экс-мэру на 3,2 млрд рублей
22.10 06:29 Поставщики гречневой крупы предупредили о повышении цен в России
22.10 05:50 С 2020 года правительство РФ увеличит сумму родового сертификата на тысячу рублей
22.10 05:30 Оргкомитет Олимпиады-2024 в Париже показал эмблему игр
21.10 21:08 В Крыму девушка сорвалась с 40-метровой скалы и выжила. Операция по ее спасению длилась пять часов
21.10 20:34 Фигуранту «московского дела» Никите Чирцову продлили арест на три месяца
21.10 20:24 В Басманном суде задержали троих человек, которые устроили перфоманс и заковали себя в наручники
21.10 20:21 В Бангладеш депутат парламента наняла двойников, которые сдавали за нее экзамены. Подмену раскрыли случайно, девушку исключили из университета
21.10 19:14 Минкульт объявил, что запускает открытую базу кино, которое спонсировало государство
21.10 19:07 В 2020 году правительство увеличит пособия на первого и второго ребенка до трех лет
21.10 18:46 Король Таиланда лишил свою фаворитку титулов и званий, так как она «была амбициозной» и «пыталась возвыситься до королевы»
21.10 18:23 Средства от продажи Harley-Davidson с автографом Папы Римского будут направлены на строительство приюта для детей-сирот в Уганде
21.10 18:15 В Улан-Удэ суд оштрафовал активиста. Он распылил балончик на росгвардейца
21.10 17:39 МВД уменьшило требования по искам к оппозиционерам: от них хотят получить 9 млн рублей вместо 18
21.10 17:28 Основатель LinguaLeo отправлен на принудительное лечение за убийство сестры
21.10 17:20 Жительница Ингушетии отсудила у МВД 1,5 млн рублей за смерть сына от пыток
21.10 16:39 Акция в защиту свободы СМИ: ведущие австралийские газеты вышли с закрашенными первыми полосами
21.10 16:19 Контрразведка Чехии нашла и нейтрализовала российскую шпионскую сеть
21.10 15:53 Cледователи нашли тела подмосковного депутата и ее семьи. В убийстве подозревают криминального авторитета
21.10 15:43 Девушка, которую на митинге ударил полицейский, пожаловалась в суд на бездействие СК
21.10 15:11 Суд отказал автобусным перевозчикам Астрахани в блокировке BlaBlaCar
21.10 14:27 Житель Удмуртии получил три года колонии за издевательства над женой и детьми
21.10 14:13 Банк Credit Suisse: Китай обошел США по числу богатых людей
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Кипр Киргизия Китай Коми Конституция Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Росгвардия Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия арест армия археология астрономия аукционы банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество землетрясение изнасилование импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература математика медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Астраханская область Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Бутовский полигон Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Калужская область Кирилл Серебренников Кировская область Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Наталья Поклонская Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks

Редакция

Электронная почта: [email protected]
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.