22 октября 2019, вторник, 07:32
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

30 января 2012, 15:47

Сотрудничество общества и частного сектора в продвижении Конвенции Объединенных Наций против коррупции: синергия для прогресса

Сотрудничество общества и частного сектора в продвижении Конвенции Объединенных Наций против коррупции: синергия для прогресса.

Восемь лет назад Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию Объединенных Наций против коррупции (UNCAC). Сегодня участниками UNCAC стало абсолютное большинство стран.

Отдельным государствам – участникам UNCAC за прошедшие годы удалось добиться сокращения уровня коррупции. Тем не менее, пока что нельзя говорить не только о победе над ней, но и о заметном ее снижении на глобальном уровне. В части стран, в том числе, присоединившихся к UNCAC, усилия власти пока что не привели к существенному результату, а в отдельных случаях эксперты даже констатируют рост коррупции.

Основной причиной отсутствия сокращения глобальной коррупционной угрозы, на мой взгляд, является не столько пассивность национальных властей или допущенные ими ошибки при разработке и реализации антикоррупционной политики, сколько острый недостаток активной и осознанной поддержки такой политики со стороны общества и частного сектора во многих странах.
Прежде всего, это характерно для стран, в которых гражданское общество и гражданская солидарность недостаточно развиты, а эффективность институтов демократии – не высока. Чаще всего подобная ситуация наблюдается в странах с невысоким уровнем благосостояния и образования у основной части населения, а также там, где наблюдается достаточно высокое отчуждение власти от общества.

Было бы ошибкой утверждать, что для сокращения коррупции в таких странах человечество не прилагает усилий. Однако такие усилия, не редко реализуются в формах, недостаточно учитывающих национально-культурные особенности соответствующих обществ и потому отвергаемых большинством их членов, в особенности, если эти усилия содержат элементы принуждения и ассоциируются с политикой (неважно, действительной или воображаемой) крупнейших геополитических игроков.

Вот почему существующий подход к продвижению UNCAC требует определенной корректировки – прежде всего, сосредоточения усилий для максимального включение в этот процесс самых широких кругов общества и частного сектора во всех странах мира – как уже присоединившихся к UNCAC (с теми или иными оговорками), так еще и не присоединившихся к ней.

Положения UNCAC провозглашают необходимость сотрудничества государств-участников с частным сектором и институтами гражданского общества и даже предусматривают определенные механизмы такого сотрудничества. Однако для решительного прогресса в достижении целей UNCAC требуется скорейшая консолидация усилий всех заинтересованных в этом систем и структур, необходима их самоорганизация и активизация позитивной и конструктивной антикоррупционной работы в каждой стране, в каждом сегменте рынка. Иначе говоря, для устранения глобальной коррупционной угрозы гражданское общество и бизнес должны повсеместно принять самое деятельное участие в практическом и позитивном продвижении UNCAC. Соответствующие антикоррупционные проекты и инициативы, прежде всего, должны обеспечить формирование в массовом сознании граждан активную позицию неприятия коррупции в любых ее формах и видах, гарантировать массовую поддержку действий государств, направленных на реализацию положений UNCAC по сокращению коррупции.

Решение этой актуальнейшей задачи должна обеспечить реализация Программы участия в продвижении Конвенции Объединенных Наций против коррупции в 2011 – 2020 годах (для общества и частного сектора) «Мир без коррупции», разработанная в результате совместных усилий экспертов из различных стран мира на базе Межрегиональной общественной организации «Комитет по борьбе с коррупцией» (Россия).

Хотелось бы подчеркнуть, что осуществление такой глобальной программы возлагает особую ответственность на международные неправительственные организации, включающие борьбу с коррупцией в число своих главных приоритетов. Активность этих организаций в различных странах должна основываться на безусловном признании права всех народов на собственный жизненный уклад и не должна превращать национальные институты гражданского общества в инструменты внешнего влияния на национальные и международные приоритеты соответствующих народов, тем более, провоцировать и поддерживать конфронтацию между отдельными национальными институтами гражданского общества. Равным образом деятельность национальных и международных неправительственных организаций в сфере борьбы с коррупцией не должна служить инструментом продвижения политических и экономических интересов каких-либо государств в иных странах.

Главная задача этой программы – определить ключевые направления активности всех заинтересованных общественных и предпринимательских сил по продвижению UNCAC в течение ближайшего десятилетия и наметить основные механизмы их участия в таком продвижении.

Общественные объединения и иные негосударственные организации, объявляющие борьбу с коррупцией в качестве одного из своих главных приоритетов, существуют, насколько можно судить, практически повсюду, где у населения существует какая-либо реальная возможность самостоятельной социальной активности.

Однако деятельность таких организаций часто бывает несогласованной, многие из них вовсе не знают о существовании друг друга. А в некоторых случаях различные неправительственные организации в одной и той же стране, причем обладающие внушительным социальным потенциалом, занимают радикально противоположные позиции по иным приоритетным для себя вопросам – социальным, политическим, религиозным и т.п. Таким организациям весьма редко удается самостоятельно напрямую договориться между собой о координации и консолидации усилий в сфере противодействия коррупции – даже если их позиции в этом вопросе весьма близки. Для этого требуются активное и заинтересованное участие «нейтральных» сил, и необходимо создание эффективных механизмов информационного обмена, координации и «посредничества» как на национальном, так и на региональном и глобальном уровне. Разработка соответствующих процедур и механизмов является весьма важным аспектом реализации Программы «Мир без коррупции».

Кроме того, антикоррупционная активность негосударственных организаций, в том числе, международных, сегодня, как правило, ограничивается оценкой существующего уровня коррупции, обсуждению ее различных негативных последствий и осуждению конкретных коррумпированных представителей власти. Несмотря на высокий эмоциональный накал, часто характерный для такой деятельности, к сколь-нибудь заметному и устойчивому снижению уровня коррупции она не привела. В результате относительно небольшие ресурсы, которыми, как правило, обладают такие организации, расходуются недостаточно эффективно, более того, сама идея о возможности для институтов гражданского общества в одиночку добиться существенного успеха в борьбе с коррупцией все чаще вызывает обоснованные сомнения. Поэтому Программа «Мир без коррупции» предусматривает перенос фокуса антикоррупционной активности на реализацию проектов, имеющих конкретную практическую ценность и, таким образом, привлекательных для прагматичного по своей природе частного сектора, всегда соразмеряющего затраченные ресурсы и получаемые результаты.

Ни для кого не секрет, что негативный, «осудительный» уклон, часто превалирующий в антикоррупционной деятельности неправительственных организаций, делает практически невозможным открытое участие в такой деятельности структур частного сектора, еще более ограничивая ресурсную базу соответствующих институтов гражданского общества и, тем самым, снижая их потенциал.

Между тем, именно структуры частного сектора являются первыми жертвами коррупции и несут от нее наибольший урон – коррупция деформирует рынки, препятствует добросовестной конкуренции, затрудняет деловое планирование и заметно снижает прибыли. Вынужденное маневрирование компаний в условиях коррумпированного рынка дает основания для их морального осуждения населением и подрывает социальную легитимность бизнеса, затрудняя достижение гражданского мира, без которого бизнес не может быть стабильно эффективным. Бизнес-сообщество, несомненно, является не только главным, но и естественным союзником гражданского общества в борьбе с коррупцией.

В результате антикоррупционная активность частного сектора сегодня вынужденно реализуется, в основном, по двум направлениям: финансирование наиболее «нейтральных» аспектов деятельности отдельных негосударственных организаций и внедрение процедур внутреннего антикоррупционного контроля.

Необходимо признать, что в последние годы финансирование антикоррупционной деятельности негосударственных организаций часто не является со стороны компаний ни результатом глубокого осознания необходимости противодействия коррупции, ни проявлением социальной ответственности. Напротив, такое финансирование зачастую оказывается формой наказания компаний за участие (не всегда добровольное) в какой-либо коррупционной схеме, чтобы принудительным способом «загладить вину» перед обществом. В такой ситуации компания заинтересована, прежде всего, в том, чтобы успешно отчитаться о произведенных ею принудительных затратах перед организацией, контролирующей исполнение условий досудебного урегулирования. При этом финансирование получают, главным образом, те институты гражданского общества, которые пользуются поддержкой организаций, контролирующих исполнение этих условий, при чем как правило финансируются наиболее «нейтральные», «безобидные» проекты, порой вовсе не имеющие самостоятельной практической ценности. Более того, на поступающие таким образом средства иногда просто длительное время содержится персонал негосударственных организаций, лишь имитирующих борьбу с коррупцией. Реальная же эффективность использования выделенных средств (порой весьма значительных) при этом неизбежно отходит на второй план.

Между тем, для продуктивной борьбы с коррупцией каждая бизнес-структура должна иметь возможность по своему выбору участвовать в финансировании разработки и реализации именно тех конкретных антикоррупционных проектов, которые в наибольшей мере соответствуют ее возможностям, деловым интересам и представлениям о целесообразности. Более того, она должна иметь возможность не только детально контролировать целевое использование соответствующей негосударственной организацией предоставленных для реализации такого проекта средств, но непосредственно участвовать в самом проекте – самостоятельно или вместе с негосударственной организацией осуществляя те или иные входящие в него этапы.
В борьбе с коррупцией никакая корпорация не должна выступать в роли практически лишенной права голоса «дойной коровы» для негосударственных организаций. Лишь в этом случае можно рассчитывать, что организации частного сектора будут устойчиво и активно сотрудничать с негосударственными организациями в продвижении UNCAC.

Разумеется, реализация такого подхода требует выстраивания качественно новых механизмов и технологий взаимодействия между этими социальными силами и, соответственно, корректировки ставших за последнее десятилетие привычными взглядов на такое взаимодействие. Однако время для такой корректировки назрело, а необходимые механизмы и технологии взаимодействия, в значительной части успешно прошли испытание, в том числе, в рамках проектов, реализованных за последние 6 лет нашей организацией.

Второй наиболее распространенный элемент нынешней антикоррупционной активности организаций частного сектора – антикоррупционный комплаенс-контроль – в последнее десятилетие стал стандартной составной частью внутрикорпоративной политики крупных компаний. Практически каждая из них разработала и внедрила собственный кодекс поведения, комплекс различных процедур контроля за его исполнением и систему соответствующего обучения персонала. Авторитетные консалтинговые компании предлагают корпорациям более изощренные (и, соответственно, более дорогие) методы комплаенс-контроля, разработку и адаптацию соответствующих документов и процедур для различных видов бизнеса и условий различных рынков.

При всей важности распространения системы антикоррупционного комплаенс-контроля приходится признать, что сама по себе она не способна радикально повлиять на снижение уровня коррупции.

Причин тому несколько.

Прежде всего, антикоррупционный комплаенс-контроль направлен на обеспечение добросовестного поведения среднего и низшего персонала корпораций, на исключение самостоятельной коррупционной активности именно этой части персонала. При этом предполагается бескомпромиссная добросовестность и неподкупность корпоративных служб внутреннего контроля и безопасности, а в условиях высококоррупционного рынка именно через эти службы или, как минимум, при их активном попустительстве как раз и реализуются на практике все коррупционные схемы. Вовсе бесполезен антикоррупционный комплайенс-контроль оказывается в случаях, когда коррупционные методы ведения бизнеса осознанно применяются кем-либо из высших менеджеров компании.

Но и это еще не все. Никакой, даже самый эффективный комплаенс-контроль, в принципе, не способен снизить уровень внешнего коррупционного давления на компанию со стороны представителей местной власти и предотвратить вымогательство. Между тем именно внешнее коррупционное давление создает наиболее серьезные риски для бизнеса – вплоть до его вынужденного сворачивания.

Это означает, что вместо дальнейшего усложнения антикоррупционного коплаенс-контроля, его более простые и дешевые формы следует встроить в качестве составной части в более продвинутую – многофункциональную и развернутую технологию системного противодействия как внутренним, так и внешним формам коррупции. Основу такой технологии должна составлять тщательно продуманная и отлаженная система постоянного взаимовыгодного сотрудничества соответствующей компании с негосударственными организациями антикоррупционной направленности. Практический опыт, приобретенный МОО «Комитет по борьбе с коррупцией» показывает, что никакая корпорация не способна стабильно и эффективно противостоять коррупции в одиночку, в то время как консолидированные усилия в этом направлении корпорации и институтов гражданского общества способны предотвратить коррупционное давление на нее до реально безопасного уровня.

Консолидация усилий общества и частного сектора в борьбе с коррупцией означает, вовлечение в активную, борьбу с этой глобальной угрозой не только негосударственные организации антикоррупционной направленности, но и все иные институты гражданского общества. Включая академические и журналистские объединения, объединения деятелей искусства и культуры, профессуры и школьных учителей, организации труда, религиозные объединения, объединения потребителей, организации, функционирующие на основе общин и т.п. Основанием такой консолидации является тот простой факт, что негативные последствия коррупции сказываются на жизни каждого человека на земле, независимо от его гендерной, национальной, этнической или религиозной принадлежности, независимо от его имущественного и социального положения, профессиональной деятельности, уровня образования, политических взглядов и места жительства.

Каждое из таких объединений может и должно сыграть свою важнейшую роль в сокращении коррупции в мире.

Академические круги могут обеспечить интенсивные исследования и объяснение глубинных причин и механизмов коррупции. Раскрытие связей между особенностями социально-культурного развития тех или иных сообществ и особыми формами, которые в этих сообществах принимает коррупция как система общественных отношений, выработку адекватных и эффективных специфических механизмов вытеснения коррупционных общественных отношений и их замещения иными здоровыми и позитивными формами.

Журналистское сообщество оказывает решающее влияние на общественное мнение и потому должно приложить все возможные усилия для повсеместного распространения информации не только о случаях коррупции и преследования коррупционеров, но и о любых, пусть даже небольших успехах в противодействии ей со стороны рядовых граждан и организаций частного сектора. В том числе, о случаях успешного предупреждения коррупционных проявлений, показывающих практическую возможность населения и частного сектора индивидуальными и коллективными усилиями не только добиваться наказания преступников, но и не допускать самого совершения коррупционных преступлений.

Незаменимую роль в усилении этического противостояния коррупции могут сыграть религиозные объединения. Для этого важной нравственной составляющей религиозного общения должно стать последовательное осуждение любых форм коррупции, а образцы бескомпромиссного противостояния ей – широко распространяться и пропагандироваться в качестве примеров истинного исполнения священного долга каждого верующего.

Профессура, школьные учителя могут обеспечить предоставление детям и юношеству важнейших знаний о происхождении, сущности и причинах коррупции, формах и методах противодействия ей, учитывающих соответствующие социальные и национально-культурные особенности, а также умения эффективно пользоваться этими методами. Такой комплекс знаний, необходимый для формирования у молодого поколения последовательного антикоррупционного мышления и включающий, в том числе, сведения о UNCAC и основных мерах, принимаемых национальными властями для достижения ее целей, должен постепенно интегрироваться в различные национальные и местные образовательные стандарты. Что требует эффективной согласованной работы образовательных сообществ и иных заинтересованных социальных сил.

Также недостаточно вовлечены во всемирную борьбу с коррупцией организации труда. Между тем, объединения наемных работников в большинстве стран обладают весьма значительными ресурсами, в том числе, политическим влиянием, и могут оказать серьезное влияние на сокращение коррупции. В частности, они способны весьма эффективно стимулировать отказ организаций частного сектора от любых форм коррупционной практики как путем активной публичной поддержки такого отказа и справедливого согласования интересов в рамках внедрения и реализации различных внутрикорпоративных антикоррупционных процедур, так и путем организации мощного давления на компании, практикующие коррупционные методы ведения бизнеса. Вплоть до включения соответствующих антикоррупционных положений в трудовые договоры, проведения забастовок и даже бойкота отдельных работодателей.

Очевидны и широкие возможности в борьбе с коррупцией организаций потребителей и организации, функционирующие на основе общин. Они могут оказать весьма заметное влияние на положение тех или иных компаний на соответствующем рынке – в зависимости от того, какую позицию эти компании занимают в этой борьбе, целенаправленные действия таких организаций могут существенно повлиять на доходность соответствующего бизнеса.

Не менее важны и согласованные антикоррупционные действия структур бизнес-сообщества, различных объединений предпринимателей – как территориальных, так и отраслевых. Публично выраженная солидарность бизнес-сообщества отдельным компаниям, ставшим объектом шантажа со стороны коррумпированных представителей властей. Различные формы легальной поддержки таких компаний (в том числе, организационной и даже материальной), с одной стороны, и публичный отказ от делового сотрудничества с компаниями, не желающими отказаться от коррупционной практики ведения бизнеса – вот лишь небольшая часть механизмов, последовательное применение которых существенно влияет на уровень коррупции.

Вместе с тем, не вызывает сомнения и подтверждается опытом, что ни одна из перечисленных социальных сил в отдельности не способна достичь решающего успеха в борьбе с коррупцией. Более того, даже простая совокупность их усилий не ведет к искомому результату – необходима консолидация и, насколько это окажется возможным, координация общих действий на основе постоянного обмена информацией. При этом, опыт показывает, что консолидация и согласование антикоррупционных усилий даже небольшого поначалу количества организаций создает мощную синергию – эффект их согласованных действий намного превосходит результат разрозненных усилий существенно большего и в количественном и в качественном отношении состава участников различных антикоррупционных проектов.

Такая синергия является главным ресурсом, способным уже в ближайшее десятилетие существенно сократить глобальный уровень коррупции, вытеснив соответствующие общественные отношения в абсолютном большинстве стран из области практической нормы в область маргинальную.

Именно на достижение в самом ближайшем будущем такого синергического эффекта для решительного прогресса в борьбе с коррупцией как глобальной угрозой стабильному и безопасному развитию человечества направлена Программа участия в продвижении Конвенции Объединенных Наций против коррупции в 2011 – 2020 годах (для общества и частного сектора) «Мир без коррупции».

Член Управляющего комитета
Сети ГД ООН в РФ,
член международной федерации журналистов,
главный редактор журнала «Anti-corruption International»
Председатель Правления
МОО «Комитет по борьбе с коррупцией»
Анатолий Голубев

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

07:27 Мать осужденной израильтянки попросила Путина освободить ее дочь
07:00 Суд Владивостока получил иск Генпрокуратуры к экс-мэру на 3,2 млрд рублей
06:29 Поставщики гречневой крупы предупредили о повышении цен в России
05:50 С 2020 года правительство РФ увеличит сумму родового сертификата на тысячу рублей
05:30 Оргкомитет Олимпиады-2024 в Париже показал эмблему игр
21.10 21:08 В Крыму девушка сорвалась с 40-метровой скалы и выжила. Операция по ее спасению длилась пять часов
21.10 20:34 Фигуранту «московского дела» Никите Чирцову продлили арест на три месяца
21.10 20:24 В Басманном суде задержали троих человек, которые устроили перфоманс и заковали себя в наручники
21.10 20:21 В Бангладеш депутат парламента наняла двойников, которые сдавали за нее экзамены. Подмену раскрыли случайно, девушку исключили из университета
21.10 19:14 Минкульт объявил, что запускает открытую базу кино, которое спонсировало государство
21.10 19:07 В 2020 году правительство увеличит пособия на первого и второго ребенка до трех лет
21.10 18:46 Король Таиланда лишил свою фаворитку титулов и званий, так как она «была амбициозной» и «пыталась возвыситься до королевы»
21.10 18:23 Средства от продажи Harley-Davidson с автографом Папы Римского будут направлены на строительство приюта для детей-сирот в Уганде
21.10 18:15 В Улан-Удэ суд оштрафовал активиста. Он распылил балончик на росгвардейца
21.10 17:39 МВД уменьшило требования по искам к оппозиционерам: от них хотят получить 9 млн рублей вместо 18
21.10 17:28 Основатель LinguaLeo отправлен на принудительное лечение за убийство сестры
21.10 17:20 Жительница Ингушетии отсудила у МВД 1,5 млн рублей за смерть сына от пыток
21.10 16:39 Акция в защиту свободы СМИ: ведущие австралийские газеты вышли с закрашенными первыми полосами
21.10 16:19 Контрразведка Чехии нашла и нейтрализовала российскую шпионскую сеть
21.10 15:53 Cледователи нашли тела подмосковного депутата и ее семьи. В убийстве подозревают криминального авторитета
21.10 15:43 Девушка, которую на митинге ударил полицейский, пожаловалась в суд на бездействие СК
21.10 15:11 Суд отказал автобусным перевозчикам Астрахани в блокировке BlaBlaCar
21.10 14:27 Житель Удмуртии получил три года колонии за издевательства над женой и детьми
21.10 14:13 Банк Credit Suisse: Китай обошел США по числу богатых людей
21.10 14:00 Впервые обнаружен иммунный ответ при аутизме
21.10 13:52 Правительство предложило смягчить законопроект об иностранном владении «значимыми сайтами». Акции «Яндекса» резко подорожали
21.10 13:49 Минобороны опровергло сообщения о нештатной ситуации на учениях
21.10 13:16 На Сахалине ушла с должности директор школы, где одноклассники избили девочку
21.10 13:00 Фильм «Малефисента: Владычица тьмы» за уик-энд опередил «Джокера» в российском и американском прокатах
21.10 13:00 Австралийцы сомневаются, применять ли вирус герпеса для борьбы с карпами
21.10 12:48 ВЦИОМ: россияне считают Штирлица идеальным политическим лидером
21.10 12:00 Безобидная африканская жаба выдает себя за ядовитую гадюку
21.10 11:36 ФАС возбудила дело против «Победы» за рекламу таблеток против укачивания
21.10 11:19 Три человека получили ранения при стрельбе в ночном клубе Екатеринбурга
21.10 11:00 Знатный житель римской Паннонии был погребен с колесницей и двумя лошадьми
21.10 10:47 Каршеринг YouDrive запустил продажу автомобилей пользователям
21.10 10:17 «Ведомости»: на учениях в присутствии Путина сорвался пуск ракеты
21.10 10:10 Новые модели Huawei остались без доступа к приложениям Google из-за санкций США
21.10 10:05 HeadHunter: каждая десятая компания запланировала увольнения в 2020 году
21.10 08:48 В ОАЭ покажут самую старую жемчужину. Возраст драгоценности почти 8 тыс. лет
21.10 08:19 ЯНАО возглавил рейтинг регионов по доступности газа
21.10 07:35 Глава Роспатента назвал самую необычную заявку в 2019 году
21.10 07:01 В Великобритании мать 21 ребенка рассказала о новой беременности
21.10 06:34 Власти Чили ввели чрезвычайное положение в популярных у туристов городах
21.10 05:58 ВЦИОМ: четверть опрошенных россиян назвали себя жертвами перестройки
21.10 05:32 В Красноярском крае объявлен траур по погибшим при прорыве дамбы
20.10 18:44 Ущерб от протестов в Барселоне оценен в 2,5 млн евро
20.10 17:30 В итальянском городе Больцано обезврежена бомба времен Второй мировой войны
20.10 16:57 Семьи погибших при прорыве дамбы в Красноярском крае получат по 1 млн рублей
20.10 16:18 Росстандарт предложил новый метод борьбы с недоливом топлива на АЗС. Проверяться будет не конкретная колонка, а вся система заправки целиком
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Кипр Киргизия Китай Коми Конституция Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Росгвардия Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия арест армия археология астрономия аукционы банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество землетрясение изнасилование импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература математика медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Астраханская область Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Бутовский полигон Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Калужская область Кирилл Серебренников Кировская область Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Наталья Поклонская Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks

Редакция

Электронная почта: [email protected]
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.