Киношколе им. МакГаффина прошла встреча с режиссером Ангелиной Никоновой, а также был показан фильм «Портрет в сумерках». Сегодня мы публикуем самые интересные фрагменты обсуждения.

О фильме «Портрет в сумерках»

Зритель: Почему показывается такая многострадальная сторона нашего бытия? Почему не показать что-то хорошее? Неужели наш..." />
29 марта 2024, пятница, 04:08
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Киношкола им. МакГаффина показала фильм «Портрет в сумерках»

Ангелина Никонова
Ангелина Никонова
13 марта в Киношколе им. МакГаффина прошла встреча с режиссером Ангелиной Никоновой, а также был показан фильм «Портрет в сумерках». Сегодня мы публикуем самые интересные фрагменты обсуждения.

О фильме «Портрет в сумерках»

Зритель: Почему показывается такая многострадальная сторона нашего бытия? Почему не показать что-то хорошее? Неужели наш мир настолько сер и ужасен?
Ангелина Никонова: Ну а вы сами как думаете?
Зритель: Я думаю, он замечательный.
Ангелина Никонова: Я думаю, он разный, это во-первых, а во-вторых, следующая моя картина – это комедия. В этом случае жанр – драма, тоже достаточно распространенный, не самый оригинальный жанр на свете.

Откуда рождается воодушевление? Оно приходит не всегда из восхищения, иногда – из возмущения.

Меня какие-то вещи возмущают в нашем обществе и, к сожалению, продолжают возмущать. Последние заголовки новостей о том, что в Питере граждане в погонах продолжаю вытворять беспредел – меня это возмущает. Поэтому я думаю, совершенно естественно, что я выбираю творчество для того, чтобы высказаться или прокричать на какую-то тему.
История говорит о разных мужчинах и женщинах. Дабы рассказать ее, я должна была показать мир ее и мир его. Соответственно, если говорить о социальных слоях этой истории, то это точно не первый слой, а второй. Первый – это прежде всего психологическая драма о необычных отношениях очень разных мужчины и женщины.
Зритель: Как бы вы объяснили ваше решение в той части фильма, когда Андрей бьет Марину в ответ на ее признание в любви? Вы таким образом хотели продемонстрировать их разные социальные корни?
А. Никонова: Ну конечно нет. Во-первых, род деятельности Марины многое объясняет — она является социальным работником и в какой-то степени детским психологом. В начале фильма достаточно ясно звучит ее мысль о том, что она не уверена в том, насколько она воздействует на ситуацию, продолжая работать в этой сфере, насколько это имеет смысл и продуктивно, и в какой-то момент у нее опускаются руки.

Когда судьба сталкивает ее с отморозком Андреем, она узнает в нем того недолюбленного мальчика и дает ему то, чего ему не хватало. Другой вопрос, что это лекарство уже стало горьким для него

и понятно, что он не верит и не хочет слышать эти слова. В какой-то момент они, как дуэлянты, используя разное оружие друг против друга, пробивают эту стену. Если говорить о какой-то мести как таковой, то она все-таки убивает того «чудака на букву М», и появляется уже более-менее человеческий образ Андрея.
Зритель: Как вы считаете, в реальной жизни возможны нормальные отношения между такими разными людьми?
А. Никонова: Я считаю, что вообще возможно все и жизнь удивляет постоянно, меня в частности, разнообразием историй.
Ангелина Никонова
В первой версии сценария история Оли [Ольга Дыховичная, сценарист и исполнительница главной роли] была гораздо жестче, в это сложно поверить, но это правда. Когда Ольга предложила мне ее поставить, я автоматически предложила ей играть главную роль, несмотря на то, что роль изначально была написана для женщины гораздо старше. У Ольги история была написана для женщины за 40 и мужчины 22-23 лет, то есть была еще большая возрастная разница, которую я нивелировала своим режиссерским решением. На каком-то этапе Оля предлагала Наталье Негоде рассмотреть участие в проекте, но Наталью не заинтересовала эта роль и потому мы пересмотрели концепцию.
Зритель: Вы сказали, что три главных этапа кино – это сценарий, съемка и монтаж. Насколько изменилась идея или детали, в чем изменился фильм с момента написания сценария до момента выхода на экран?
А. Никонова: Сначала кастинг изменил ход истории, помолодела героиня, я встретила Сережу [Сергей Борисов, исполнитель роли Андрея] – обалдела, утвердила роль – повзрослел герой. Их отношения стали более, я бы сказала, сбалансированными. В монтаже я многое выбросила, я из тех режиссеров, которым не жалко. Я выбросила все, без чего история все равно бы существовала, страниц 10 улетело. Несколько сюрпризов было связано с импровизациями, которые привнесли живые диалоги.
Зритель: Здравствуйте, спасибо большое за фильм, особенно за концовку. Я думаю, что действительно очень светло – особенно одна из сцен, когда Андрей сдает оружие своему коллеге, передает атрибуты своей профессии. Не могли бы вы рассказать о том, как разрабатывался образ главной героини?
А. Никонова: Мне как-то логично было, что женщина находится в кризисе среднего возраста. Возвращаясь к вопросу о том, как все переписывается и как формируется на этапе сценария и кастинга. Когда я поработала и снимала пробные сцены, чтобы посмотреть, что происходит между актерами – есть ли там та химия, которую я ищу. Вдруг я увидела, да мы все увидели на площадке, что Сергей Борисов все перетянул на себя. Я понимаю, что я вижу только Сергея, такой мощнейший талант раскрылся, что мне пришлось делать героиню сильнее. Я утвердила актеров и поняла, что в этом альянсе двух взрослых людей нужно чуть больше баланса, потому что изначально героиня была более жертвенной.
Зритель: Меня зовут Сергей, хочу задать неблагодарный вопрос. Вы оставили открытым финал и у меня вопрос: как вы сами видите будущее героев?
Ангелина: Ответ на этот вопрос я заложила в последней сцене. Но опять же это из разряда «кодов».

Герои идут друг за другом, но они идут параллельно. Он идет чуть правее, она чуть левее. Это принцип параллельных прямых – они не пересекается. Это ответ на вопрос про их будущее.

Дарья Гладышева, идеолог Киношколы им. МакГаффина, ведущий: Каков общий бюджет картины?
Дарья Гладышева
А. Никонова: Производственный бюджет, в который входил монтаж, то есть мы уже закончили картину и могли показать отборщику Каннского фестиваля, в апреле составил 20 000 $.
Ведущая: Это сказочная история о том, как снять кино без денег!
А. Никонова: Это страшная сказочная история. Мы показали фильм отборщикам в Каннах, они возбудились на эту тему и сказали: «супер-супер!» Они взяли фильм, и мы были уверены, что нас берут в Канны. Я и думать не могла, что фильм ждет такая судьба. Что-то там не получилось в последний момент, но нас взял Венецианский кинофестиваль для мировой премьеры. Видя интерес фестивалей, нам было проще найти финансирование на цветокоррекцию и работу над звуком, что было единственно интересным. Звук – очень важная часть кинопроцессса, а так как мы не могли себе позволить человеческого оборудования, то писали звук на какие-то «ведра» начала ХХ века. Такой техники, мне кажется, даже в провинциальных вузах не найти. Звук был в отвратительном состоянии, поэтому мы спасали его в Нью-Йорке. Команда умельцев и владельцев очень дорогого оборудования дала нам какую-то грандиозную скидку, потому что им понравился фильм и мы сделали цветокоррекцию и звук. А дальше был Кинотавр и фестивальное турне.
Д. Гладышева: Вы ни с одного фестиваля без приза не уехали?
А. Никонова: Да, это правда, что было приятно.
Д. Гладышева: У нас на сайте есть вопросе о работе с непрофессиональными актерами — как с ними работается и с кем лучше — с ними или все же с профессионалами?
А. Никонова: В каком-то аспекте это очень интересная задача — работать с непрофессиональными актерами, потому что они абсолютно открыты. Они знают, что они не могут и готовы слушать тебя на 100%. Это благодарная работа. Работали мы с ними очень интенсивно. Представьте: человек, который никогда не стоял перед камерой – надо было быстро объяснить ему, что делать и чтобы не было никакой фальши в кадре. И это было, как американцы называют, challenge – супер-задача. Я выбирала по типажу, понимая, что каждый конкретный человек привнесет с собой, и люди несли с собой очень много.
Случалось, что люди открывались вдруг. Они сами не догадывались, что они настолько способные как актеры… Понятно, что большой сюрприз – это Сергей Борисов и парень, который сыграл его брата Лося. Очередное открытие – человек, которому я позволила импровизировать в рамках заданных предложений, выдавал такое, что мы еле сдерживались от смеха во время съемок, и каждый раз это было что-то разное, и при монтаже приходилось выбирать между хорошим, хорошим и хорошим.

О следующем фильме и дефицитных кинопрофессиях

Д. Гладышева: Вы говорите, что следующий проект вы снимаете в Нью-Йорке. Расскажите чуть-чуть о нем. Кого из актеров вы с собой возьмете?
А. Никонова: Ольгу, потому что я уже взяла ее с собой как соавтора сценария. В этот раз я постараюсь задействовать неизвестные лица, а известные актеры будут играть лишь самих себя как символ «американской мечты», яркой со стороны, но при близком рассмотрении – это «миражеообразное нечто». Это комедия об абсурдности выбора, который мы часто делаем, о том, как часто мы становимся жертвами собственных решений и маемся выбором. Такая грустно-смешная картина.
Зритель: Кого из людей, которые участвовали в съемках «Портрета в сумерках», вы заберете на новый проект?
А. Никонова: Оператора-постановщика точно, но я его не буду забирать, на этот раз сама к нему приеду, он живет в Америке. Но в основном я буду искать людей там.
Зритель: Почему? Потому что там работают лучшие профессионалы, чем в России?
А. Никонова:

Что касается звука, то не секрет, что у нас в стране есть проблема со звукорежиссерами.

У нас с фильмом была ситуация: нам нужно было поправить звук. Мне здесь везде сказали диагноз: перезапись. Падали в обморок, слушали звук, закатывали глаза, потом выкатывали мне счетчик
 Почему-то когда я обратилась в первую попавшуюся организацию по пост-продакшн и по звуку в Нью-Йорке, мне люди назначили цену в три раза меньше и сказали, что все возможно поправить, переозвучивали мы минимум. А России про эту же ситуацию: всем повесится, всё плохо.
Д. Гладышева: У нас есть традиционный вопрос. На ваш взгляд, какая самая дефицитная профессия в кино в России?
А. Никонова: Я этот вопрос изучила, потому что считаю его очень актуальным.

Надеюсь, что в обозримом будущем я найду деловую поддержку, чтобы открыть кинокурсы по некоторым специальностям, в которых я вижу пробелы в нашей стране.

Совершенно точно вижу необходимость во вторых режиссерах — это люди, которые грамотно планируют и организуют пространство. Профессия, которой вообще нет в России – это acting coach, тренер для актеров, который работает с актерами постоянно. Понятно, что есть режиссер, но иногда режиссеру нужно, чтобы был этот самый тренер. Они работают над ролью вместе с актером. У Николь Кидман и Тома Круза, например, одна на двоих acting coach, я знакома с этой женщиной. Я была удивлена, что она им была как воздух нужна на фильме «С широко закрытыми глазами». Я думала, что Кубрик точно добился того, что он хочет без помощи, но оказалось, что нет. Я вижу, что у нас не хватает киноюристов и т.д, и т.д. Итого у меня вышло 12 профессий.
Зритель: В какой форме вы планируете обучение — в формате курсов или каком-то другом? Это будет скорее теория или практика и так далее?
Д. Гладышева: Тут еще важно отметить – вы говорили, что педагоги будут американские.
А. Никонова: Пока да, я не вижу другой альтернативы. Накладно везти преподавателя из Америки, но пока это единственный выход из положения, который я вижу.
Зритель: Информацию об этих курсах где можно будет узнать, услышать?
А. Никонова: На сайте кинофестиваля Tomorrow/Завтра, который мы с Ольгой Дыховичной организуем в шестой раз в этом году, будет информация обязательно.

О вкусах

Д. Гладышева: Кого из российских режиссеров и фильмов последних годов вы бы выделили? Чье кино вам нравится?
А. Никонова:

Я очень уважаю Дуню Смирнову, ее второй фильм меня удивил.

Зритель: А второй брак?
А. Никонова: Мне любопытно, сколько еще это будет темой для шуток. Последняя неделя осталась, уже все отшутились об этом. Да, она меня удивила как режиссер, и на следующей неделе я буду рада увидеть ее следующую картину в монтажке, она мне покажет.
«Волчок» - сильная картина, которая произвела мощнейшее впечатление. Но говорить в целом о режиссере – это сложно. Мне проще говорить по проекту — вот «Волчок» мне нравится.

Я сейчас нахожусь в страшном периоде моей жизни, когда я перед вторым фильмом после фильма, который так нашумел.

Это большая ответственность, я думала, что перед первым фильмом есть мандраж, а оказывается, есть мандраж перед вторым. Мне кажется, перед третьим не так, а вот именно перед вторым.
Д. Гладышева: А еще? Я пытаюсь вытянуть из вас вкус Ангелины Никоновой…
А. Никонова: Тогда расширите рамки, не ограничивайте меня российскими режиссерами. Мне просто нравится очень разное кино, и один из любимых режиссеров – Боб Рафлсон, уже старенький дядечка. Раньше мне очень импонировали работы Вуди Аллена. Считаю, что гений всех времен и народов – Чарли Чаплин, как режиссер в частности.

О фестивалях

Д. Гладышева: Помимо того, что вы сейчас прогремели с фильмом, вы — организатор фестиваля Tomorrow. В этом году он пройдет в шестой раз, при этом вы меняете площадку, и еще много других изменений грядет. Расскажите подробнее о фестивале и о новшествах, которые его ждут.
А. Никонова: В этом году нам очень повезло, потому что мы прокатились по 15 фестивалям в разных странах мира, увидели разнообразие этих мероприятий и смогли применить наши знания на практике — в рамках международного фестиваля независимого кино Tomorrow/Завтра.
Мы познакомим зрителей в конце сентября этого года с очень любопытными работами.

В нашей команде впервые в истории российских кинофестивалей появился не просто иностранец и европеец, а один из директоров Венецианского кинофестиваля

и вице- президент Римского кинофестиваля, француз Сельман Азу, он будет арт-директором кинофестиваля Tomorrow/Завтра. Мы тезки с кафе Zavtra, я думаю, что как-нибудь объединимся.
Д. Гладышева: И последний вопрос у нас на сайте: «Ангелина, хочу поучаствовать в съемках вашего фильма. Могу поехать за свой счет, имею организаторские способности, может быть, даже вторым режиссером».
А. Никонова: Супер, мы дружим уже. Пусть на facebook меня найдет.
Ведущая: Придется подыскать гранты и для остальных. Ангелина, спасибо большое. В следующий вторник, 20 марта в 19.00 мы приглашаем вас на предпремьерный показ фильма «Сфера Колдовства», он состоится здесь же, в ZaVtra. Прямо с самолета к нам собираются приехать и режиссеры фильма Клод Нуридзани и Мари Перенну. Ждем вас!
Следующее мероприятие Киношколы им. МакГаффина состоится завтра, 17 марта в 15.00 в Zavtra (экс-Пироги на Сретенке, м. «Сухаревская», ул. Сретенка, 26/1) – это будет продолжение цикла публичных кинолекций. Завтра историк кино Марианна Петровна Киреева прочтет лекцию на тему «Активность социальная или солнечная? Принципы периодизации советского кино».

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.