28 марта 2024, четверг, 13:52
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

26 марта 2012, 07:05

Знание от «Шпигеля»

Мы начинаем публиковать материалы форума «Научная журналистика: особенности профессии и возможности обучения», проведенного Немецким культурным центром им. Гёте в Москве в рамках проекта «Популярная наука» 5 марта 2012 г. Разговор открывает редактор приложения «Шпигель Виссен» («Spiegel Wissen») Дитмар Пипер.

    

Маркус Кедциора (Руководитель информационно-библиотечного отдела Немецкого культурного центра им. Гёте в Москве): От имени Немецкого культурного центра им. Гете я бы хотел поприветствовать вас сегодня утром на нашем втором форуме « Наука для всех». Мы сегодня поговорим о научной журналистике, об особенностях профессии и возможностях обучения. Я бы хотел поблагодарить за сотрудничество Общество Макса Планка, которое занимается не только концептуальной, но и финансовой поддержкой этого мероприятия, а также Политехнический музей в Москве. Наш первый форум прошел именно в его здании, второй форум проходит здесь, в здании Немецкого культурного центра им. Гете. Двадцать третьего апреля пройдет третий форум вновь в Политехническом музее. И на этом я, пожалуй, хотел бы перейти непосредственно к началу нашей дискуссии. Я бы хотел передать слово Ивану Засурскому, который будет сегодня отвечать за структуру нашего форума.

Иван Засурский: Спасибо большое! Я, если позволите, буду говорить по-русски. Давайте начнем с нашей первой секции. В нашей первой секции у нас Дитмар Пипер, руководитель особых тем и редактор приложения «Шпигель Виссен» («Spiegel Wissen»). Презентация Дитмара Пипера называется «Факты с чувством» - как «Шпигель Виссен» находит своих читателей.

Дитмар Пипер: Ну что же, доброе утро! Я хотел бы поблагодарить вас за приглашение, я очень рад, что могу вам сегодня рассказать о своей работе в научной журналистике, а также в исторической журналистике. Прежде всего, мне кажется целесообразным коротко рассказать вам о том, где я собственно работаю, что такое журнал «Шпигель», какие издания входят в группу «Шпигель».

Вы видите на слайде огромное количество логотипов, везде написано слово «Шпигель». Началось все с еженедельника, собственно, самого журнала «Шпигель», и в течение ряда лет или десятилетий к этому еженедельнику добавилось несколько дочерних изданий самого разного размера и формата. Я сейчас попробую быстро показать вам, что там есть, потому что это не основная тема моего доклада; я просто хочу, чтобы вы понимали, в каком контексте мы с вами работаем, в каком контексте вообще работает мое издание. Итак, вот пример «Spiegel TV», это издание, посвященное телевидению. Еще один пример, два экономических издания: «Manager Magazin» и «Harvard Business Manager». Нельзя забывать, конечно, о нашем сайте SPIEGEL ONLINE, это очень большой портал, наша дочка постоянно растет и развивается. Причем те журналисты, которые работают для печатных версий «Шпигеля», очень тесно сотрудничают и со SPIEGEL ONLINE. Впрочем, это две отдельные редакции, две отдельные команды, в каждой редакции есть свой главный редактор, они работают независимо друг от друга.

 

Вот здесь видно, на этом графике, красной линией показано число посетителей сайта SPIEGEL ONLINE, как раз то число посетителей нашего сайта в течении ряда лет, а внизу наши конкуренты: STERN.DE и FOCUS Online. Это сайты других крупных германских изданий, и они развивались, как вы видите, не так хорошо, как мы. Коротко остановлюсь вот на этом пике - это месяц, когда произошла катастрофа в Фукусиме в Японии на атомной станции. Тогда, безусловно, интерес публики к нашему сайту был больше всего. Так все начиналось. Сразу после войны сначала редакция находилась в Ганновере.

На этом графике показана динамика нашего тиража - с 1947 года динамика печатной версии «Шпигеля». Вы видите, что сначала тираж рос очень быстро, потом был некоторый период застоя. Сейчас у нас тенденция к снижению, это связано с ростом размеров нашего онлайн-предложения и числа посетителей нашего сайта.

Так, это еще раз избранные моменты из нашей истории, обложки. А вот здесь вы видите, так сказать, семейный снимок самых разных печатных изданий концерна «Шпигель»: «Spiegel special», «KulturSPIEGEL», ежегодная хроника «Шпигель для университетов», «Шпигель История», «Шпигель Знание». Вот за эти два последних издания отвечаю как раз я. И у нас уже несколько лет есть предложение для более молодых читателей, называется «Твой Шпигель». Таким образом, наша редакция работает как один большой коллектив, мы все друг с другом общаемся. Впрочем, у каждого из представленных на слайде изданий есть своя собственная команда, которая его выпускает. Так, вот здесь мне придется взглянуть в свой немецкий оригинал, потому что тут слишком много по-русски написано.

Да это очень важный слайд, очень важный момент для нас всех, сотрудников редакции «Шпигель». Это служба документации. И тут мы, собственно, приближаемся к практической работе журналиста, в том числе научного журналиста, это очень важно. Как мы добываем свою информацию, помимо того, что мы сами проводим ряд исследований и расследований, и кто следит за тем, что то, что мы пишем, действительно верно, кто проверяет факты? Этим занимаются наши коллеги из службы документации, именно поэтому их работа так важна. Вот здесь очень коротко перечислены несколько фактов, касающихся работы этой команды наших коллег концерна «Шпигель».

А вот это конкретный пример факт-чекинга, верификации фактов, как это работает. Можно сказать, что, с одной стороны, это такой старомодный процесс, Вы видите, что все делается на бумаге от руки. Сотрудник отдела документации получает распечатанный текст статьи и ручкой слово за словом отмечает факты, утверждения, которые встречаются в тексте статьи. Затем он проверяет, верно ли эти факты переданы. Начинается все от правильного написания имен, орфографии, вплоть до цифр, статистических данных или до ряда исторических утверждений. Естественно, автор статьи и сотрудник отдела документации постоянно общаются между собой, эта работа проходит в форме диалога, потому что эти люди могут представлять различные точки зрения. И тогда в этом диалоге, в общении двух людей решается, что же в итоге попадает в печатную версию, при этом редактор прав не всегда.

И в заключение этой небольшой экскурсии хочу показать вам конференц-зал в нашем новом здании, куда мы недавно переехали. И вот на этом, пожалуй, завершу короткую экскурсию по «Шпигелю».

А теперь мы переходим к изданию «Spiegel Wissen» - «Шпигель Знание». Эта серия журналов существует уже 4 года, то есть речь здесь идет о журнале, который выходит 4 раза в год. Прошу прощения, это, оказывается, презентация журнала «Шпигель История», извините, я все-таки должен выучить русский язык. Прошу прощения. Да, вот это журнал «Шпигель Знание». Этот журнал выходит 4 раза в год, он посвящен какой-то конкретной теме. Для каждого номера мы выбираем одну большую тему. В отличие от целого ряда других научных изданий, других научных журналов, у которых есть основная тема номера, помимо которой в номер входят какие-то другие новости или интересные вещи из мира науки, наш журнал пользуется другими методами.

У нас другой подход: у нас тема раскрывается полностью от «А» до «Я».

Только одна тема на номер. И поводом для выбора темы не обязательно должна быть новизна этой темы, недавний прорыв науки или результаты исследования. Скорее мы ориентируемся на то, что интересно нам, или, как нам кажется, будет интересно читателю.

В этом случае тема номера, там внизу трудно прочитать, «Стресс - синдром выгорания и депрессии. Я больше не могу». Вот так можно перевести тему номера. Этот номер вышел приблизительно год назад. Почти ровно год назад - после того, как в германском обществе началась довольно широкая серьезная дискуссия о выгорании на работе, о том, что люди чрезмерно устают и страдают от чрезмерной нагрузки. Эта дискуссия была очень широкая. В итоге люди начали даже иронизировать - а есть ли вообще те, у кого нет этого диагноза - «burn out». Для нас, журналистов, впрочем, как нам казалось, это было подходящим моментом, чтобы выпустить этот журнал, чтобы заняться именно этой темой. Как выяснилось, подход был верным, мы угадали со временем, потому что этот журнал продавался лучше всего из всех, что вышли в серии «Шпигель Знание».

Приведу вам еще несколько примеров того, как мы пытаемся рассказать читателям, раскрыть перед читателем нашу тему. Это, в общем, непросто - показать наглядно процесс, происходящий внутри редакции. Не всегда просто показать нашу тему, поэтому мы всегда очень большое внимание уделяем наглядным изображениям, фотографиям, иллюстративному материалу. Мы работаем с фотографами, которые специализируются именно на такой съемке и которые, безусловно, готовы сами творчески подойти к заданию.

Никто из тех, кто пишет для журнала, наверное, не догадался бы реализовать или сделать изображение именно таким, как здесь. Однако когда фотограф предложил нам такой проект, такую композицию, мы сказали: «Да, здорово! Давайте так и сделаем». Ведь важно, и, собственно, поэтому мой доклад и называется «Факты с чувством»,

очень важно не забывать о том, что когда мы пишем о науке, речь идет еще и о человеке. Поэтому важно, чтобы читатель испытывал какие-то эмоции, через эти эмоции получал информацию.

Нам кажется, что это очень хороший способ сделать знание, сделать науку доступной, сделать то самое научно-популярное издание, откуда читатели смогут узнать о науке. В любом случае, для нас важно, чтобы сервисные страницы что-то сообщали читателю, мы вновь стараемся интенсивно работать с иллюстрацией, с фотографией. Ну и потом - мы стараемся дать читателю какие-то практические советы, что он может узнать сам, почитать по теме дополнительно или сам сделать. Наряду с фотографией для нас очень важна научная графика, инфографика. Это необходимо для того, чтобы научный материал можно было передавать наглядным путем, при этом это должно вызывать интерес, это не должно быть трудным для понимания, а, наоборот, должно облегчать читателю возможность понять, о чем идет речь. И еще во время наших исследований мы стараемся представить самый последний уровень достижений науки, тот, который достигнут в настоящий момент, для того, чтобы он стал понятен и доступен всем. Вот есть подобный пример, в данном случае речь идет о важном вопросе, важной теме - а именно о том, каким образом можно лечить депрессию медикаментами, а может быть совсем не медикаментами, а использовать средства психотерапии для лечения депрессии. Это вопрос дискуссионный в науке. Здесь предпринимается попытка показать, что происходит в нервных клетках человека, в его мозге, когда на организм воздействуют различные медикаменты. По сути, в этой теме мы обсуждаем и научный подход, а именно - то, о чем ведется дискуссия сейчас в науке по данной теме, а второй пункт - какую информацию получает читатель: он же интересуется вопросом, стоит ему принимать лекарства, или не нужно этого делать?

Вот еще один пример - издание «Шпигель Знание» за прошлый год, мы в данном случае занимались человеческой, гуманитарной темой, а именно - «Искусство воспитания детей», так называлась данная тема. Это тема, которая интересует людей. Каким образом воспитывать детей, что можно сделать для них, как избежать ошибок в воспитании? И на эту тему есть большая научная дискуссия, предпринимается большое количество исследований в сфере социальных наук и педагогике. Еще есть один инструмент передачи знаний - это интервью. Интервью с экспертами, учеными. В данном случае, когда речь шла о воспитании, это один из известнейших авторов в германоязычном ареале, Ромуль Арго. Это швейцарский врач, педиатр, который написал целый ряд книг, начиная с книг о самом раннем детском возрасте до подросткового возраста. И он является уважаемым экспертом в вопросах воспитания детей. Наши коллеги посетили этого эксперта в Швейцарии и провели с ним большое интервью.

Конечно же, замечательно, если темы, которые связаны со знанием, наукой, подаются в развлекательном варианте, как, например, тест.

Этот тест может быть достаточно серьезным, насколько тест может себе это позволить. Конечно, не мы сами его разработали, этот тест был разработан профессором педагогики, и этот тест был представлен графически. Я думаю, что сразу возникает желание заполнить этот тест, даже если у вас нет детей, только потому, что он вызывает интерес, и хочется прочитать его и заполнить самому.

Еще один пример, «Болезни спины». Возможно, название покажется вам банальным, но миллионы людей мучаются от заболеваний спины. Это медицинская тема, которая имеет большое значение, потому что миллионы людей, действительно, страдают заболеванием позвоночника, из-за этого миллионы людей посещают врачей. И, возможно, можно было избежать такого наплыва к врачам, если бы знать, как предотвратить эти заболевания. Здесь вы видите снова комбинацию, которую мы использовали, занимаясь темой депрессии и «burn out», а именно мы обращаемся вновь к естественнонаучным испытаниям, естественным наукам, также устанавливаем связь между естественными науками и человеческим обществом, между человеческими и общественными явлениями. Когда мы занимались большинством тем, мы представляли основные темы небольшого глоссария, мы, конечно, от «А» до «Я» не дошли, в латинском алфавите, вы видите, здесь последней буквой была «U». Но, тем не менее, вы получаете сразу быстрый обзор о том, какие проблемы встречаются, когда речь идет о заболеваниях спины и болях в спине. И, конечно же, в наших научных изданиях мы нередко проводим исторические параллели, вы видите здесь графическое изображение, которое нам показалось очень симпатичным. Это изображение позвоночника из предыдущих веков, и современное изображение позвоночника на графике слева.

  

Теперь я перехожу к нашему изданию, посвященному истории. Есть еще один ряд изданий, за которые я также отвечаю. Это «Шпигель История», выпускается шесть тематических выпусков в год.

Вы видите, что этот ряд материалов выходит чаще, чем тема знания, потому что интерес читателя к истории больше выражен, чем к нашему изданию, посвященному просто знанию.

И поэтому больше мы продаем наших выпусков, посвященных теме истории. Пример прошлого года - «Иисус из Назарета. Возникновение мировой религии», это интересная историческая тема, которая находится в поле между реальностью и мифами. Некоторые в нашей редакции задавали вопрос: «Мы же не знаем, существовал ли Иисус на самом деле?» После того, как я занимался этим выпуском, я пришел к выводу, что он жил на самом деле, и о нем, и о его исторической эпохе можно многое узнать. То, что мы здесь представляем, это исторические области, в которых мы отправились на поиски. Мы как авторы являемся не только редакторами, для нас работают также историки, профессора.


 


 

Вы видите здесь представление Иерусалима в то время, когда жил Иисус. Один автор, который живет сейчас в Иерусалиме и понимает эту тему гораздо лучше, чем мы, живущие в Гамбурге, подошел к написанию этой темы и сделал это гораздо лучше, чем мы. Конечно же, когда речь идет об исторических выпусках, очень важно привлекать исторические фотографии. Каждый из вас узнает Стену Плача, так как она выглядит сегодня. И вы видите фотографию столетней давности, то, как она выглядела раньше, сто лет назад. Или это античный амфитеатр, город Цезария, город, который недалеко от Тель-Авива находится и сохранился, вы видите здесь античный амфитеатр. И, конечно, на его основании можно описать то, что мы знаем об этом городе сейчас. Конечно же, археологические исследования являются для нас весьма важными и вызывают у всех большой интерес. Был найден гвоздь, который был прибит к кресту, я не знаю, это, конечно же, был не тот гвоздь, которым был прибит Иисус, но археологи и историки в сфере медицинских наук исходят из того, каким образом проходила данная казнь.

Вы видите здесь, на рисунке, изображение данной казни. Во всех наших исторических выпусках мы пытаемся представить также жизнь обычных людей на основании тех археологических находок, которые мы получаем.

Здесь вы видите, например, античные крючки от удочек. И, таким образом, на основании этих археологических находок можно понять, каким образом выглядела жизнь простых людей в те времена. Время от времени возникают такие исторические темы, которые всех тоже могут интересовать. Я специально этот пример привел.

Здесь вы видите царскую Россию, этому историческому периоду посвящен данный выпуск. До настоящего момента продолжается обсуждение данной тематики, до настоящего времени. Потому что вопрос о том, насколько царской является Россия сейчас в ее государственных структурах, я думаю, очень интересен и волнует многих. В таком выпуске очень просто использовать большие иллюстрации, мы представили иллюстрации картин Ильи Репина в большом количестве, который в Германии не так известен, как в России, но для тех, кто знакомится с ними, для них это настоящая находка. Обсуждаются также такие интересные вопросы, как жил Иван IV. Очень важно в исторических темах, которые носят сложный комплексный характер, внести какую-то ясность в них, для того, чтобы читатель понял, о чем же идет речь на самом деле. Вот вы видите время Смуты, которая действительно была очень непростой, потому что различные Лжедмитрии были тогда фигурами на этом историческом поле. И мы, таким образом, попытались настолько ясно, насколько это возможно, представить данный исторический период. И, конечно же, нельзя забыть немку на российском царском троне, Екатерину Великую. И в данном случае вновь устанавливается связь с современностью, потому что Ангела Меркель установила на своем рабочем столе несколько частных портретов, и в том числе один из этих портретов - это портрет Екатерины Великой. И она говорит, что это была потрясающая женщина. Таким образом, в те времена властные женщины могли много решать в политике. Я закончил, полчаса, отведенные мне, прошли, теперь мы можем перейти к диалогу.

Инна Конрад, Дом научно-технического творчества: Если можно, скажите, пожалуйста, научная компетенция редакторов вашего журнала - это люди, которые занимаются наукой? Я, может быть, упустила, не поняла этот момент.

Дитмар Пипер: Еще раз я повторю для вас: у нас много редакторов, которые являются специалистами в областях, о которых пишут. Как правило, среди редакторов у нас нет профессоров, но есть специалисты, которые защитили кандидатские диссертации. Но в каждом выпуске у нас участвуют профессора - мы проводим с ними интервью, или они пишут для нас очерки или какие-то другие сообщения. То есть для нас это очень важный пункт. А именно то, что мы действительно получаем информацию о самых новейших исследованиях, о самом высоком уровне исследований, которые проводятся по данной теме. И очень важно, что у нас есть редакторы, которые обладают определенной подготовкой по данной специальной теме, - каждый по своей. Без специальной подготовки наших редакторов это невозможно делать. И последнюю, может быть, мысль я хотел сказать. В самом начале я представил вам нашу документальную часть, наш архив, а именно специалистов, которые проверяют факты. И в этой сфере так же работают эксперты, которые обладают определенной специальностью. Например, у нас есть два врача, которые проверяют факты, связанные с медициной, которые после окончания образования работали врачами, а потом перешли в журналистику, и начали заниматься журналистикой в своей области.

Сергей Попов: Скажите, существуют ли версии ваших журналов для IPad и планшетов на Android, и если да, то какие особенности у вас в связи с этим возникают?

Дитмар Пипер: У нас пока нет версии для IPada или для других планшетов и операционных систем. Для IPada есть версия обычного еженедельника «Шпигель», то есть основного издания нашего концерна, если хотите. Но «Шпигель Знание», «Шпигель История» не выходят, тому есть две причины. Первая причина заключается в том, что если бы мы захотели это сделать, то нам бы пришлось для IPada и других планшетов предлагать что-то еще, то есть больше, чем в печатной версии. Потому что мы не готовы удовлетвориться просто PDF файлом, который бы мы предлагали просто для скачивания для IPad’ов, для планшетов на основе Android , то есть точной копией бумажной верстки. А эта дополнительная информация, дополнительные предложения требуют столько усилий, что мы сейчас не готовы заниматься их подготовкой. Это должны быть, допустим, анимированные графики, видеоролики внутри журнала, что-то подобное. Вторая причина связана с тем, что опыт изданий для IPad нашего основного журнала показал, что доля тех, кто читает его на IPad’е настолько мала, что эти дополнительные усилия и затраты просто-напросто себя не оправдывают для нас. Если мы говорим, что 3000 человек будут читать журнал на IPad’е, то для 3000 человек вряд ли можно затратить такое большое количество усилий и провести такую дополнительную работу, это с финансовой точки зрения невозможно.

Андреа Вегенер, общество имени Макса Планка: Скажите, а тираж «Шпигель Знание» и «Шпигель История» каков? И как вы в основном продаете журналы - через киоски или по подписке?

Дитмар Пипер: Что касается «Шпигель Знание», то тираж составляет чуть больше 100 000 экземпляров в среднем, и подписчиков у нас довольно немного, может быть, 6 000 сегодня. «Шпигель. История», его тираж 120 000 экземпляров, каждый номер выходит таким тиражом, и где-то 15 000 экземпляров распространяется по подписке. Большее число подписчиков исторического журнала говорит о том, что, очевидно, есть люди в принципе, которым интереснее читать на исторические темы, им в принципе интересно читать об истории, независимо от исторического периода, эпохи. А что касается научных тем, то тут все очень сильно зависит от темы: те, кому интересно воспитание детей, не обязательно страдают заболеваниями спины.

Вопрос из зала: А сколько сотрудников работает редакторами и корреспондентами в «Шпигель История» и «Шпигель Знание»?

Дитмар Пипер: Внутри большого концерна «Шпигель», в нашей редакции, в нашем отделе, если хотите, работают 10 человек, которые отвечают за издание этих журналов. Но, разумеется, 10 человек не в состоянии написать все статьи и все тексты, это абсолютно невозможно. То есть у нас есть возможность пользоваться ресурсами редакции всего «Шпигеля», которая, конечно, значительно больше. Мы можем привлекать этих людей к работе над нашими номерами. Кроме того, иногда мы заказываем статью у экспертов, я уже упоминал это. Ну и где-то 20% журнала пишется свободными журналистами, фрилансерами, с которыми мы заключаем договор на конкретные тексты.

Вопрос из зала: Очень короткий вопрос: скажите, господин Пипер, а как вы определяете вашу целевую аудиторию? Как вы подбираете темы, и есть ли темы, которые вы в целом оставляете за рамками внимания, про которые вы заранее знаете – нет, мы этим заниматься не будем? Вы направлены в какую-то определенную сторону?

Дитмар Пипер: Что касается журнала про знания, про науку, то мы здесь очень серьезно ориентируемся на то, что касается человека, что вращается вокруг человека. Мы практически никогда еще не выбирали строго естественнонаучных тем вроде космологии, например, - об этом мы пишем мало. Я бы лично с удовольствием это сделал, потому что мне такие темы интересны. Но у нас сложилось впечатление, что мы не найдем достаточного количества читателей, покупателей, если напишем о чем-то таком. Опыт показывает, что если тема касается читателя, если читатель узнает самого себя, то он с гораздо большей охотой купит журнал. Для него должна быть какая-то практическая польза, которую он сможет извлечь, покупая это издание. Ну, по крайней мере, это касается наших журналов. Есть, конечно, люди, которым интересна естественнонаучная тема, у которых такая область интересов. На германском рынке прессы есть огромное количество изданий, которые будут интересны таким людям.

Вопрос из зала: Мой вопрос такой: в современном медийном бизнесе сейчас говорят, что основной ресурс для прибыли или для выживания – это сокращение издержек. Скажите, ваши журналы - это растущий бизнес, в который вы вкладываете больше и больше, который все больше и больше приносит, или это бизнес, в котором вы стараетесь сокращать издержки, чтобы с меньшими расходами производить те же продукты?

Дитмар Пипер: В настоящее время у нас, в общем, довольно комфортные условия работы. Мы все еще растем - чуть-чуть, но растем. В 2011 году мы продали больше журналов, чем в 2010 и 2009 году. И мы надеемся, что этот рост сохранится, но, конечно, мы не можем быть в этом уверены. У нас мало возможностей сэкономить. И это рано или поздно, наверное, станет проблемой для нас. Потому что эти журналы довольно дорогие, их дорого издавать. Один лишь журнал про науку «Шпигель Знание», одни только иллюстрации, фотографии стоят очень дорого, это очень качественная графика. Однако за счет этих иллюстраций журнал интересен читателю, именно за счет них он продается. Он должен быть красивым, читателю должно быть интересно пролистать этот журнал, даже не читая. Если бы мы пошли по описанному вами пути, я боюсь, что у нас бы продажи сократились, тираж бы упал. В общем, сейчас мы пока не чувствуем, что с нами как-то серьезно конкурируют онлайн-предложения, интернет-сайты, потому что то, что мы делаем, пока еще находит достаточное число читателей, достаточное число людей, которые не готовы отказываться от классической формы, от бумажного журнала, и которые готовы тратить время на чтение таких изданий. Мы надеемся, что еще пару лет эта ситуация сохранится.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.