Адрес: https://polit.ru/article/2012/04/03/kondratjev_rel/


03 апреля 2012, 14:05

Эксперт по энергетике Сергей Кондратьев: «Росатом» вряд ли будет серьезно рассматривать возможность выхода на британский рынок при отсутствии гарантий возврата инвестиций

Госкорпорация «Росатом» может купить долю в британском проекте Horizon стоимостью $24 млрд, выйти из которого планируют немецкие RWE и E.ON, пишет «Коммерсант» со ссылкой на The Times. 29 марта немецкие компании сообщили, что пересмотрели свои взгляды на вложения в ядерную энергетику Великобритании и готовы продать доли в СП. В качестве причин называются дефицит источников финансирования, долгий срок окупаемости и рост затрат компаний в связи с решением Германии об отказе от атомной энергетики. Условия продажи пока не объявлялись. В рамках проекта Horizon предусматривалось строительство к 2015 году двух АЭС — в Уилфе (Уэльс) и Олдбери (Глостершир) общей мощностью до 6 ГВт. Стоимость проекта оценивалась в $24 млрд. Консорциум находится на стадии выбора реактора для АЭС в Уилфе.

Сергей Кондратьев, заведующий сектором экономического департамента Фонда «Институт энергетики и финансов»:

Если дистанцироваться от политической составляющей, которая в случае выхода российской компании на британский рынок наверняка будет играть не последнюю роль, то, конечно, ГК «Росатом» может предложить Великобритании достаточно много. Несмотря на то, что именно Великобритания стала первой западноевропейской страной, начавшей выработку электроэнергии на АЭС (еще в 1956 г.), за последние 15 лет в стране не было введено ни одного нового реактора (последним стал энергоблок на АЭС Сайзвелл, подключенный к сети в 1995 г.). За это время британская промышленность потеряла многие компетенции, связанные с сооружением новых АЭС и фактически не располагает технологиями строительства энергоблоков нового поколения (т.н. поколения III+). ГК «Росатом», наряду с другими лидерами отрасли (AREVA, Westinghouse), может предложить современные технологии, полностью удовлетворяющие всем «пост-фукусимским» требованиям. Однако в отличие от той же AREVA, себестоимость строительства у Росатома несколько ниже (что крайне важно, учитывая, что на эту статью приходится до 70% всех расходов на станцию за время жизненного цикла), кроме того Росатом более гибко подходит к схемам финансирования.

Безусловно, в Британии, как и во многих других странах Западной Европы, после аварии на Чернобыльской АЭС имеется определенный скепсис по отношению к российским технологиям. Но и высокие оценки МАГАТЭ и двухсторонних инспекций, и данные о работе новых энергоблоков (например, на Тяньваньской АЭС), могут положительно повлиять на общественное мнение страны. Объективно, «Росатом» на сегодня является одним из лидеров в атомной энергетике, и это, а также более низкая себестоимость строительства и соответствие срокам (та же AREVA сдвинула сроки ввода 3-го энергоблока на финской АЭС «Олкилуото» на 5 лет – с 2009 на 2014 г.) могут позволить Росатому попасть на британский рынок, который на сегодня является одним из наиболее привлекательных в ЕС. Однако, вряд ли «Росатом» будет серьезно рассматривать возможность выхода на британский рынок при отсутствии гарантий возврата инвестиций, особенно в условиях либерализации и быстрого роста возобновляемых источников энергии (что ведет к обострению проблемы ночного минимума нагрузки).