29 марта 2024, пятница, 10:50
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

02 июня 2012, 11:59

Роскосмос и Дракон

Первый частный космический корабль Dragon приводнился 31 мая 2012 года в Тихом океане в 740 км к юго-западу от Лос-Анджелеса. Несколькими часами ранее он был отстыкован от надирного (нижнего) стыковочного узла модуля Harmony, отведен в сторону при помощи манипулятора Canadаrm2, совершил маневр ухода от станции, затем выдал тормозной импульс и сошел с орбиты.

Таким образом, было доказано, что частный космический корабль может как доставить на МКС некоторое количество грузов (около 520 кг), так и вернуть некоторое количество грузов на Землю (около 600 кг, см. также Сargo Manifest).

Отметим, впрочем, что разработчик аппарата, компания SpaceX, считает его не «частным», а коммерческим. Что, впрочем, более близко к действительности, потому что все предыдущие американские космические корабли были именно частными, так как создавались негосударственными структурами.

SpaceX имеет контракт с американским государственным космическим агентством NASA, по которому «собственными руками» организует 12 полетов Dragon к МКС за 1,6 млрд долларов и доставит туда около 20 тонн грузов. При этом стартовать корабль будет на ракете Falcon 9 («Сокол 9», по числу двигателей на первой ступени), тоже собственного производства.

Достоверно известно, на основе двух полетов Dragon, следующее. На данный момент

он не может доставлять в космос астронавтов, потому что пилотируемого его варианта не существует в природе.

Кроме того он не может сам стыковаться с МКС, потому что ни корабль, ни американский сегмент станции не оборудованы соответствующими средствами. А для отстыковки нужны пружинные толкатели, которых на корабле тоже нет.

Стыковочно-расстыковочные операции осуществляются при помощи канадского манипулятора, установленного на внешней поверхности МКС, управляемого находящимся внутри станции оператором.

Кроме того корабль не может снабжать станцию топливом, как российский «Прогресс», потому что не имеет необходимых для этого систем.

Впрочем отметим, что Dragon обладает уникальной на данный момент способностью - может возвращать на Землю груза больше, чем это делает «Союз», в который можно поместить около 70 кг.

Почему при таком наборе технических особенностей, сразу же после запуска корабля, причем еще до его стыковки, начались разговоры о том, что это новый конкурент российского «Союза» и вообще смерть для Роскосмоса - не совсем понятно.

К примеру, глава Space Adventures в России Сергей Костенко считает, что «такой корабль, как Dragon, он, конечно, более конкурентоспособный, чем "Союз". Он семиместный, больше полезной нагрузки поднимает и спускает. Он многоразовый. Совершенно очевидны его преимущества».

NASA заинтересовано в том, чтобы доставка грузов и астронавтов на МКС происходила с помощью американских средств, считает член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин.

Как легко заметить, речь идет о потенциальной «угрозе» России в далеком будущем, когда корабль будет пилотируемым, семиместным и многоразовым.

В прошлом году NASA отказалось от шаттлов, тем самым сделав Россию монополистом в осуществлении пилотируемых космических полетов на Международную космическую станцию. Третья мировая космическая сверхдержава, Китай, в программе МКС не участвует.

Американцы, по крайней мере до 2016 года, могут прилететь туда и вернуться обратно только на российских кораблях «Союз», при этом стоимость полета одного астронавта составляет 60 миллионов долларов. Причем инсайдеры поговаривают, что эта сумма окупает полет всего трехместного корабля.

Понятно, что американцы хотят вернуться в пилотируемую космонавтику. Непонятно, почему русские должны из-за этого сильно переживать.

Успешные испытания и ввод в эксплуатацию американского частного космического корабля Dragon позволят избавить от лишней работы российские грузовые корабли «Прогресс», считает академик Российской академии космонавтики им.Циолковского Александр Железняков.

По его словам, для России это тоже выгодно. «Сейчас мы пока доставляем астронавтов на наших "Союзах". Если это будет делать Dragon, то мы избавимся от обузы, которую сейчас несем», - отметил он.

Время от времени, с завидным постоянством, вновь начинается разговор о том, чтобы отправить на МКС космического туриста. Желающие имеются. Причем надо отметить - туриста можно отправить только на российском корабле и только на российский сегмент станции, потому что американское законодательство такой туризм не разрешает.

Но РКК «Энергия», производитель кораблей «Союз», в настоящее время не может произвести дополнительный корабль, в котором можно было бы продать место туристу. Не хватает производственных мощностей.

Если астронавты и пересядут на пилотируемый Dragon - Роскосмос сможет все равно заработать на туристах.

Отметим также, что экипаж из шести человек начал работу на МКС только с 29 мая 2009 года, до этого их было трое. Увеличить экипаж стало возможно благодаря тому, что грузопоток на станцию возрос - была начата эксплуатация транспортных кораблей ATV Европейского космического агентства и японских автоматических грузовиков H-II Transport Vehicle.

Зачем нужен корабль, который может доставлять семь человек на станцию, на которой жилых мест на одно меньше - не совсем понятно.

Впрочем, в какой бы стране космонавтика не делала новые шаги вперед, человечеству, в целом, от этого только лучше. «Но все-таки хочется, чтобы наша космонавтика развивалась быстрее и мы сохраняли и укрепляли наши лидирующие позиции в этой отрасли», - считает академик Железняков.

Уже после стыковки корабля Dragon с МКС компания SpaceX, сообщила, что подписала с телекоммуникационной фирмой Intelsat первый контракт на запуск спутника с помощью еще не существующей в природе сверхтяжелой ракеты-носителя Falcon Heavy.

Весьма примечательно, что уже через несколько дней, утром 1 июня 2012 года с морской стартовой платформы «Одиссей» ракетно-космического комплекса «Морской старт», контролируемого российской РКК «Энергия», был успешно осуществлен запуск российско-украинской ракеты космического назначения «Зенит-3SL» с космическим аппаратом INTELSAT-19 в качестве полезной нагрузки.

Так что вопрос о том, стоит ли Роскосмосу в принципе бояться мифических «Драконов» и будущих утяжеленных «Соколов», остается открытым.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.