НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

06 июня 2012, 10:00

Имитация Стандарта

Непрерывное реформирование отечественного образования в постсоветской России напоминает сериал, причём не комедию или детектив, а самую кондовую латиноамериканскую мыльную оперу: сначала глупости и подлости противопоставляется чей-то подвиг, а затем всё равно все плачут…

Очередная серия началась 7 мая 2012 г.: в день свой инаугурации В. Путин поручил правительству РФ утвердить «в июле 2012 г. федеральных государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования».

А уже 15 мая был опубликован «Проект Приказа Минобрнауки России об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» со сроком окончания приёма экспертных заключений 22.05.2012.

Очевидно, такие сроки не предполагают содержательного общественного обсуждения. Откуда такая спешка? Почему так суетятся чиновники от образования? Какие такие непопулярные решения хотят скрыть от экспертного сообщества и педагогической общественности?

Прежде, чем перейти к собственно тексту нового проекта, напомним читателям краткое содержание предыдущей серии. Полтора года назад прошлый вариант проекта удалось остановить благодаря открытому письму учителя С. Волкова и резолюции Московского Математического Общества, которые широко обсуждались и были единогласно поддержаны широкими слоями российского общества, и прежде всего, интеллигенцией.

На сей раз внешне новый вариант Стандарта выглядит поприличнее: во-первых, сам текст написан грамотным русским языком, во-вторых, нет одиозного списка из четырёх обязательных предметов («Россия в мире», «ОБЖ», «Физкультура», «Индивидуальный проект»).

Несмотря на наведённый косметический лоск, в главном свежепредложенный Стандарт не отличается от варианта 2011 года: жанр – декларация о намерениях – остался без изменений. Конечно, лучше всего потратить полчаса-час личного времени, чтобы составить собственное впечатление о том, как нынче принято писать проекты министерских указов. Такое чтение может расстроить, зато обогатит знанием об устройстве теперешнего бюрократического аппарата.

Вначале нам сообщают, что «Стандарт включает в себя требования: к результатам освоение основной образовательной программы...».

Давайте посмотрим, в чём же должны состоять результаты по самому обычному (и столь дорогому моему сердцу!) школьному предмету – по математике. Освоение «предметной области «"математика и информатика"», разделено на два уровня: на базовом Стандарт требует, в частности, «сформированности представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разный процессы и явления», «сформированности представлений об основных понятиях, идеях и методах математического анализа». На углублённом уровне Стандарт требует, в частности, «сформированности представлений о необходимости доказательств при обосновании математических утверждений», «знания основных теорем, формул и умения их применять" и "владения умением характеризовать поведение функций, использования полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей».

А где же теорема Пифагора или формула Виета, - спросит читатель? Вообще, хоть что-нибудь конкретное должен выучить школьник в результате? - Нет, не должен: за всеми этими невиданными доселе в русском языке конструкциями - такими, как «сформированность представлений о понятиях» и «владение умением характеризовать» – прячется тот неприятный факт:

в случае утверждения обсуждаемого Стандарта российское государство снимает с себя любую ответственность за результаты общего образования.

В этом проекте не написано вообще ничего конкретного, что можно было бы проверить на экзамене.

Ну, а вдруг это только с математикой так неудачно получилось? Проверим литературу. «Предметные результаты изучения предметной области "Филология" включают предметные результаты изучения учебных предметов...» В рамках базового курса «русский язык и литература» требуется «владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью». Тут хочется поехидничать про навыки самоанализа на основе наблюдений за собственной письменной речью... Как не трудно догадаться, Пушкин, Достоевский и Чехов не упоминаются в тексте Стандарта ни разу.

Не лучше обстоят дела и с предметной областью «Естественные науки». В той же стилистике сформулированы и метапредметные цели. Зато «Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника»!

К чему же на практике приведёт, упаси нас Бог, введение предлагаемого министерством образования и науки Стандарта? Ответ закопан в пункте 16: «Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа должна обеспечивать достижение обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными Стандартом». Короче говоря, никаких требований, кроме владения элементарными навыками бюрократической демагогии, к образовательным программам (разрабатываемым уже самими учреждениями) не предъявляется.

Для сильных педагогических коллективов, находящихся под крылом грамотных администраторов, в частности, для всех успешных московских школ, такой Стандарт – не помеха: они, всё равно, всегда преподавали по авторским программам, существенно превосходящим любые формальные требования. Серьёзная же деградация ждёт бедные депрессивные регионы и прочие медвежьи углы –

у некомпетентной или коррумпированной администрации в отсутствие общественного контроля будут развязаны руки сократить любую программу по любому из ныне существующих предметов,

чтобы на законных основаниях выгнать вполне конкретного неугодного начальству педагога.

И, наоборот, под любого конкретного родственника и прочих друзей семьи всегда можно будет написать специальную программу по новому предмету. Ещё очевидно, что подобная вольность в составлении программ в паре с подушевым финансированием стимулирует уменьшение количества часов (и, как следствие, ставок) до минимума.

Я надеюсь, что Россию и на этот раз чудом пронесёт мимо пропасти и имитационный проект Стандарта общего образования принят не будет.

Также я хочу пожелать российскому государству перестать наступать на одни и те же грабли: разработка Стандарта образования не должна быть предметом бюрократических войн между группами образовательных чиновников, потому что никому из них эта задача не под силу – не хватает компетенции, ведь в школах они никогда не преподавали!

Составлять Стандарт образования должны лучшие, наиболее уважаемые в своей профессиональной среде, учителя с привлечением ведущих учёных и деятелей культуры.

Аминь.

Автор -  к.ф.-м.н., н.с. ИППИ РАН, лауреат конкурса «Молодой учитель» фонда «Династия».

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.