28 марта 2024, четверг, 14:31
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

12 июня 2012, 23:01

«Марш миллионов» как оппозиционное СМИ

Прошедший в Москве очередной митинг оппозиции был богат на самые разнокалиберные новости. Но если попытаться обобщить сказанное со сцены на проспекте Сахарова, видно одно  – оппозиция стягивает фронт, готовясь к очередной схватке за сферы влияния. А массовые акции она использует примерно так же, как нынешняя власть использует телевизор – сообщить всем желающим о себе то, что посчитает нужным.

12 июня по московским бульварам прошелся второй по счету «Марш миллионов» - первое в столице оппозиционное массовое мероприятие после вступления в силу закона, ужесточающего ответственность для граждан и юридических лиц за нарушения во время проведения митингов и демонстраций.

Несмотря на ожидания со стороны организаторов массовых задержаний и провокаций, которые бы показали карательную силу нововведений во всей красе, все прошло более чем спокойно. Спокойно настолько, что с лидером движения "В защиту Химкинского леса" Евгений Чириковой, которая, выступая со сцены, назвала митинг «самым мирным и тихим на Земле», спорить никому не захочется. 

Бульварное шествие

Около полудня на Страстном бульваре начался сбор участников. Первыми организовали построение люди со знаменами «Солидарности», за ними подтянулся «Объединенный гражданский фронт» и «Русские». Сначала построение шло только по четной стороне бульвара (с правой, если смотреть по ходу движения колонны шествия), но вскоре по нечетной, левой стороне, по Страстному двинулась небольшая, но плотная колонна «Левого фронта» с Сергеем Удальцовым во главе. Возле главного организатора случилась небольшая давка – все журналисты хотели услышать, почему именно Удальцов (а не Собчак, не Яшин) не пошел на допрос в Следственный комитет, а оказался на шествии. Но это мелкое происшествие было единственным.

Оказалось, распределение политических сил по сторонам бульвара не случайно. На проходе к месту митинга полицейские распределяли оппозиционеров командами – «Левые - налево, правые – направо».

Пошел дождь, люди собирались неохотно и за пятнадцать минут до начала движения «Марш миллионов» насчитывал тысяч пять соратников по обеим сторонам бульвара.

Примерно в это время во главе колонны «Солидарности» появилась Евгения Чирикова. На вопрос корреспондента «Полит.ру», не смущает ли ее столь скромное количество активистов, Чирикова ответила: «Нисколько! Еще подойдут».

И действительно, когда колонна двинулась с песнями, лозунгами и речевками со Страстного бульвара, на Петровский, в хвост колонны, люди еще прибывали. Как пояснил «Полит.ру» депутат-эсер Дмитрий Гудков, Москва на момент начала шествия была перегружена, и многие участники припозднились. «Я сам на двух колесах сюда добирался», - пошутил парламентарий.

Из речевок колонна лучше всего подхватывала одну «антипутинскую»: «Раз, два, три – Путин, уходи! Два, три, раз - Путин… уходи!».

А когда голова колонны добралась до поворота со Сретенского бульвара на проспект Сахарова, хвост ее, по словам депутата-эсера Дмитрия Гудкова (младшего), еще находился в районе Пушкинской площади. «Сегодня на улицы поддержать нас вышло, по самым скромным подсчетам, 100 тысяч человек», - гордо заявил народный избранник.

И все это без единого происшествия, под наблюдением минимума полицейских, а «космонавтов» на виду было вообще не более полутора десятков, да и те появились только у Чистопрудного бульвара. Единственным, пожалуй, явным напоминанием об ужесточении законодательства стал блогер Артем Потрехаличев, который ходил и всем раздавал автобусные билетики «в автозак». «Без них не пустят!» - уверял Артем каждого встречного, и со сноровкой опытного билетера отрывал и вручал талончик. Люди брали, смеялись.

Сколько именно человек пришло в итоге на Сахарова, сказать сложно. Точно много. Может их было и не 100 тыс, может быть 70 или 60 тыс. Но то, что их было не 22, как рассказывает в новостях ГУВД Москвы, – это точно.  

На Сахарова к последнему мероприятию акции – митингу - все было подготовлено на уровне. И огромный навес со звуковой аппаратурой в отдалении от сцены, и огромный экран рядом с тентом для выступающих. Не хуже, чем на митингах сторонников, какие любит устраивать перед выборами партия власти. И даже оформление в стиле авангардного минимализма – огромные, обтянутые белой тканью рамы неправильной формы с оппозиционными лозунгами типа «Эта Дума – позор России!» - смотрелось не дешево.

И не удивительно: митинг оказался куда более наполнен событиями, чем неспешная прогулка по бульварам с флагами.

Координация без согласия

В целом митинг длился около трех часов. За это время успели прозвучать более полутора десятков выступлений. Здесь были и рассуждения Дмитрия Быкова о том, что нужно делать с разлагающимися трупами на пути каждого гражданина, и поздравления Гудкова участников с новым 37-м годом (обыски и допросы оппозиционных активистов в СК), и привычные уже заявления о нелегитимности власти пополам со скандированием «Мы победим!», «Мы здесь власть!» и «Один за всех и все за одного».

Если опустить все эти малосодержательные подробности, то из выступления Сергея Удальцова, например, можно было узнать, что требования оппозиции не слишком изменились: освобождение политзаключенных, реальная политическая реформа, свободный прямой эфир для оппозиционного движения и досрочные выборы в Госдуму.

Список же того, за что собирается бороться оппозиция, несколько конкретизировался со времен заявлений на «болотных» митингах. Так, по словам того же Удальцова, оппозиция собирается бороться, кроме прочего, за «реальное повышение зарплат» (почему последние повышения зарплат тем же полицейским не реальные, осталось загадкой), против коммерциализации образования и медицины и за свободу профсоюзных движений.

А из заявлений политолога Дмитрия Орешкина можно понять, что новые инструменты оппозиционной борьбы, такие как «итальянская забастовка», «политическая забастовка Удальцова», региональные референдумы теперь станут основными для оппозиции, поскольку находятся строго в рамках закона.

Новостью митинга стал «Манифест свободной России». Этот документ, как пояснил с трибуны Геннадий Гудков, должен помочь обрести оппозиции единый координационный центр протестных действий. По словам другого депутата-эсера Ильи Пономарева, этот документ уже подписали Алексей Навальный, Ксения Собчак, Илья Яшин, Сергей Удальцов, Дмитрий Гудков, Михаил Касьянов, Гарри Каспаров, он сам и многие другие сторонники оппозиционного движения.

Смысл документа сводится к восьми пунктам: отставка действующего президента, новые законы о выборах президента и парламента, их принятие, новая Дума и глава государства, а также новая конституция, которая, в частности не позволит занимать пост президента более двух сроков подряд.

«Координационный совет центра протестных действий будет выбираться демократическими методами по прозрачной схеме», - заявила Чирикова на митинге.

Оппозиция внешне стремится к системности как в своих обещаниях, так и в методах борьбы с действующей властью. Она пытается стягивать силы, закрывая глаза на идеологические разногласия (а как иначе, если в одной компании Яшин, Собчак, два Гудкова и Касьянов?). Но какова во всех этих начинаниях роль тех, кто пришел послушать митинг? Им что, предложили ознакомиться с той самой «прозрачной демократической схемой»? Может быть, им показали список кандидатов на членство в координационном совете? Сказали хотя бы, когда это все заработает? Простым гражданам, пришедшим на митинг, даже не сказали, как будет называться орган, реализующий положения Манифеста. Почему? Оказывается, они сами не знают.

Завесу тайны приоткрыл для «Полит.ру» Геннадий Гудков, который рассказал, что не только схемы выборов, но даже взаимопонимания между всеми подписантами Манифеста еще нет. «Мы будем иметь представление о частностях, когда сможем достичь взаимопонимания между всеми организаторами по созданию единого органа. Это случится в июле, а может быть ближе к сентябрю», - пояснил эсер.

Но почему не сказать об этом на митинге? Из-за того, что все поймут - следующий «Марш миллионов» назначен на 7 октября не только из-за дня рождения Владимира Путина?

Десятки тысяч людей 12 июня собрали не для того, чтобы показать им недоступную власти открытость. Им просто сказали то, что они должны знать, и не больше. Так работает сегодня насквозь подконтрольный власти телевизор. А оппозиция выходит из положения, изобретая свой «прямой эфир», собирая на площади ежедневную аудиторию крупного федерального издания? Если так, то над форматом этого СМИ оппозиции еще нужно работать: очень скоро аудитории станет не хватать подробностей. 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.