11 августа 2020, вторник, 22:45
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

03 сентября 2012, 12:00

Акция Pussy Riot: искусство ли это?

Казимир Малевич. "Девушки в поле". Между 1928 и 1932. Холст, масло 106х125
Казимир Малевич. "Девушки в поле". Между 1928 и 1932. Холст, масло 106х125

В связи с выдвижением акции Pussy Riot на премию Кандинского снова возник вопрос - «Искусство ли это?» Уже не от людей, которые сомневаются, прилично ли женщинам носить брюки, но от тех, кто искусство делает. От ответа вряд ли зависят судьбы девушек, но это важно для будущего искусства.

Оно ли это?

Относительно акции Pussy Riot обсуждение того, искусство это или нет, - в основном происходило вне художественного сообщества, и где-то на уровне того, что как бы еще и про Малевича ничего неясно, какой он художник.

Возмущение же внутри арт-сообщества случилось после выдвижения акции на премию Кандинского. Ради справедливости необходимо отметить, что многие недовольные выдвижением художники с гражданских позиций девушек поддерживали и до, и после этого. Но с точки зрения соревновательности – похоже, заревновали. Искали слабые места акции.

Ирина Кулик, арт-критик, подавшая заявку на премию (так в правилах – предложить произведение к участию может любой, и она была не единственной, но первой), похоже, пребывала до момента «раскола» в идеалистических настроениях, соответственно своей любви к Дюшану и другим великим нарушителям границ. В ответ на просьбу прокомментировать этот «раскол» она ответила: «Мне эта ситуация напомнила случай с Оскаром Писториусом, которому с детства ампутировали ноги до колена, у него не было костей голени. Он стал чемпионом Паралимпийских игр, и долго добивался того, чтобы стать участником обычных Олимпийских. Когда ему это удалось, остальные спортсмены стали протестовать, утверждая, что его суперсовременные протезы дают ему преимущество.

Согласились бы они получить такое преимущество, отрезав себе ноги? А остальные подавшие заявку – сесть в тюрьму? Тем более, не такое уж и преимущество - эти протезы, как выяснилось, они лучше при беге, но хуже на старте».

С Pussy Riot примерно так же – акция, может, и была сомнительной на старте, но достоинства открылись при разбеге. Проблема в том, что в арт-мире, где часто печалились, что «все уже сделано», все рубежи уже взяты, -  оказалось, что не все позади. Теперь не могут отказаться от того, что в этих предсказуемых пределах была какая-то определенность и даже уют.

Михаил Ямпольский отмечает, что Pussy Riot вдохновляются фигурами с картин Малевича, который «писал о разрушении христианства Церковью и необходимости его восстановления через художественную культуру». Филолог Александр Баунов: Pussy Riot – это и есть от иконы до авангарда в одной точке времени и пространства. Именно так рождались важнейшие международные бренды русской культуры ХХ века». Художник Антон Николаев сравнивает их также с американским абстракционизмом: «Кеннетом Ноландом, Элсвортом Келли, Фрэнком Стелла, которые вернули в живопись авангардную стратегию работы с локальным цветом».
>

Доколе?  

Арт-критик Александра Обухова, член экспертного совета премии, рассказала в своем сетевом дневнике, как она проголосовала – из 10 возможных баллов поставив ноль. «Необходимость оценивать этот перформанс профессиональной точки зрения я понимаю как моральный шантаж. Что в итоге мне предлагалось оценить? Саму акцию? Смонтированный позднее видеоролик? Фотографию? Песню? Гражданский поступок?».

Дмитрий Виленский из художественной группы «Что делать?» считает, что это работа   жанра tactical media, который в отечественном искусстве еще не проявился, а в западном - уже уходит в прошлое: «Если кратко, тактические медиа - это любая документация аутентичной интервенции в публичное пространство, реализованной исключительно для взгляда «камеры». Последующая документация любыми способами распространяется в различных медиасферах подобно вирусу, предполагая тестирование общественного организма на наличие того или иного расстройства функционирования. Для тактических медиа важен перенос оценки с обсуждения самого произведения на обсуждение реакции»

Понятие tactical media было сформулировано в 1996 году, кроме известных современных групп вроде Yes Man и Critical Art Ensamble, в него были включены постфактум и ситуационизм, и дадаизм, то есть это получается даже традиция.

Если говорить об этом жанре, заданный Андреем Левкиным в статье «Путин - супербизон российского art’a» вопрос, насколько авторами акции в ХХС можно считать произведением Pussy Riot, а не Путина,  - снимается. Хотя вопрос cмешной, и если доводить эту линию до абсурда, то соавтором Пушкина можно считать императора, который своими гонениями пиарил гения среди оппозиции, и подарил ему возможность написать пылкие слова протеста. В этом конкретном случае финал «забега», границы произведения в виде общественной реакции сознательно были включены Pussy Riot в произведение.

Классическое искусство - на стороне Pussy Riot: левые активисты Москвы и Петербурга одели памятники в балаклавы, это - Пушкин и Натали;   Мария Кравцова. Из проекта «Pussy Riot Art History. Арнольд Беклин. Весна».

И Youtube, и батюшка

И вот еще что – акция и ее документация раньше были разделены. Важно было личное присутствие зрителя при художественном событии, соучастие, документация была памятью, не передающей всего впечатления. Первой в России изменять значение документации стала группа «Коллективные действия», начиная с 70-х годов – но больше в сторону того, что акция вообще не поддается пониманию, мы пропускаем момент истины, и все, что нам остается, – искать его в прошлом, в материальных доказательствах и мнениях тех, кто был рядом.

Теперь у нас слово соучастие, с одной стороны, приобрело уголовный оттенок, с другой – роль личного физического присутствия вообще стерлась, офлайн уступает онлайну, все воспринимается через медиа и соцсети. Документация, ролики, фото, тексты пребывают  в сети – как и сами зрители.

Событие в сети равно «реальному», что оппоненты современного искусства поняли еще во время проведения выставки «Запретное искусство-2006». То огромное количество свидетелей, возмущенных экспонатами – оскорбилось не самим событием. Большинство из них впервые увидело фотографии работ, сделанные на выставке, несмотря на запрет организаторов на съемку, прихожанкой РПЦ из «Народного собора». Причем они видели изображения в интернете, показывал им эти фото следователь, а пришли они в его кабинет по совету наставников. То есть по сути их оскорбил следователь и устный рассказ знакомого человека, но следствие сделало это частью осужденной выставки. Противники совриска уловили какие-то глубинные перемены в общественном восприятии раньше экспертов по искусству, как бы кощунственно это ни звучало. И воспользовались этой неопределенностью границ искусства в своих целях. Взять это на вооружение, использовать не для сгущения тумана в народных умах, а для прояснения ситуации, впервые попробовала сделать группа «Война». Но в полной мере это удалось «Pussy Riot».

Анимационный ролик о Pussy Riot, снятый китайским телеканалом – 'это кадр, где Богородица, вняв молитве девушек, приходит к Путину в кабинет и, сняв с головы нимб, кидает ему в грудь. Православные хоругвеносцы пробивают колом портрет певицы Мадонны. Фото: www.youtube.com, www.pucckie.org

Профессионализм?

С точки зрения устаревшей, но еще общепринятой, художник должен уметь похоже рисовать, музыкант – играть похоже на те ноты, которые перед ним лежат, а певец – петь похожее на наше состояние души. Я даже в чем-то это разделяю – просто мне не кажется, что какие бы то ни было виды искусства мне подарят отдых от действительности. Мне кажется, что искусство поможет реальность структурировать и разобраться в ней. И в этом смысле мне акция в ХХС нравится.

А если смотреть как обычно, у Pussy Riot и музыка – какофония какая-то, и тексты – не поэзия, и даже акция – вторична. И вот тут было неожиданно, что против Pussy Riot выступил Авдей Тер-Оганьян. Он всегда ратовал за отрицание профессионализма, и был отчасти прав - слишком многие выучиваются повадкам и имитируют современное искусство, не понимая его сути. И был отчасти неправ, потому что не каждый, кто не знает правил или не желает ими пользоваться – гений.

Казалось бы, девчонки пострадали за то же, за что и он, за акцию, которая была проведена в общественном пространстве и оказалась противной общественным нормам. Но нет им пощады и сочувствия от Авдея – он распинает  их «профессионализм», цитируя пост Марата Гельмана, четко-политтехнологически расписавшего выразительность их акции, выверенный контраст между национальным лидером и новомученицами:

«он твердая рука - они вызывают жалость

он сильный мачо -  они хрупкие девушки
он немолод - они юны
он богат как Крез - они бедны абсолютно
он своего ребенка скрывает - дочь Толоконниковой приходит к тюрьме
он черен (чиновник в костюме) - они яркие цветные
он говорит "мочить в сортире" - они цитируют Бахтина
он власть - они жертвы
он царь - они юродивые».

Ну никак не получается осудить их расчетливость – потому что она входит в обязанности художника. Конечно, не в том смысле расчет, сколько денег и славы автор хочет получить за произведение – когда автор об этом думает, это и видно в первую очередь.

Профессионализм художника может заключаться даже в том, что видео снято очень плохо – но тогда не должно возникать сомнений, что это сделано специально и просматривается цель.

И на днях Авдей получил ответ на свою проповедь непрофессионализма, на уверенность в том, что стратегия шока сработает всегда правильно, нанесет удар по буржуазным ценностям и проклятому капитализму. Организатор групповой выставки Mit criminaller Energie в городе Веймаре в Германии, пригласивший Тер-Оганьяна к участию, сообщил, что запланированные ранее проекты срываются, и надо придумать срочно что-то новое. Авдей решил подшутить над европейскими либералами, и расписал выделенный ему коридор рожицами в балаклавах, с разнообразными лозунгами на английском – от Free Pussy Riot до Socialism=faschism. И вклеил между надписями страницы из каталога проходящей в городе выставки GULAG. Он-то хотел показать, что считать Pussy Riot жертвами режима нелепо, так как сам полагает, что они проплачены системной оппозицией, типа Немцовым и Навальным. Но немцы приняли все за чистую монету и предложили Тер-Оганьяну сразу три персональных выставки. Это ли не поражение – быть неправильно понятым.

Стрит-арт. Фото: publickpost.ru. Граффити Авдея Тер-Оганьяна в Веймаре. Фото: teroganian.livejournal.com. Сторонники Pussy Riot не любят попсу, Авдей не любит Pussy Riot.

Конспирология

Подсудимая Толоконникова является супругой Петра Верзилова, бывшего членом группы «Война», а значит, логично смешивать деятельность Pussy Riot с  работами «Войны». Но это логика не искусства, а сериалов, где даже исторические обстоятельства показаны как личные распри и дружбы героев.

Как связь Pussy Riot с «Войной»  просматривается с точки зрения искусствоведов? Куратор Андрей Ерофеев, бывший директор Отдела Новейших Течений Третьяковской галереи,  объясняет: «Эти группы работают над развитием радикального перформанса – он всегда маргинален, но есть в каждом поколении. Всегда единицы бросаются на амбразуру, пока остальные отстраняются. «Война» и Pussy Riot родственны в буквальном смысле слова, но внутри жанра у них есть противопоставление. «Война» - террористы, бомбисты, партизаны в чужом городе. Их акции – стремительные вылазки, и когда милиция спохватывается, они исчезают, незамеченные, непойманные. Нанесение удара, вандализм, шоковая терапия, попытка вывести из анабиоза. Дети и женщины группы здесь не имеют значения – это солдаты «Войны».

Первая акция Pussy Riot, «Поцелуй милиционера» -  совершенно другое, чем акция «Унижение мента в собственном доме» группы «Война», это мягкий вариант переворота. Знаковое разделение: Pussy Riot выступают как тинейджеры, юные, веселые, а не как переполненные ненавистью взрослые. Встретить противника невооруженным – контраст с дядьками с палками, контраст не между оппозицией и властью, но возрастной. Они плохо танцуют, плохо играют, но детское косноязычие говорит голосом правды. Это жанр нью-вейва, протест против политики взрослых, который на Западе начался в 80-е и сейчас стал уже памятником культуры. Протест стилистический, а не прямое действие». То, что стилистический протест Pussy Riot получил жестокое наказание по УК, а работы «Войны», сделанные в эстетике власти, «показа, кто сильнее» - остались безнаказанными, свидетельствует о том, что эстетические расхождения с властью важны и для власти. Группы работают в одном жанре, но с разными смыслами, и потому совершенно не стоит предполагать, что девушки – проект группы «Война». Смешивать их так, как делают агрессивные православные комментаторы в сети: «По-моему, групповуха в зоологическом музЭе в исполнении нОнешних мучениц-номинанток гораздо более достойна выдвижения на премию Кандинского? Разве нет?»

Pussy Riot также подозревают в том, что они проплачены либо оппозицией, либо Кремлем. Или даже премией Кандинского – чтобы перещеголять «Инновацию», присудившую приз «Войне», и организовать свой мощный скандал. Уверенность столь многих представителей широкой общественности в подкупе как единственной возможной мотивации героического поступка – это очень печально. Люди не верят в возможность собственного свободного выбора. Им кажется невозможным, что возмущенный гражданин может по своей воле высказать протест, если ему не заплатили, что это не ради славы,  что смелая идея пришла в голову молоденькой девушке, а не была выдана ей сверху солидными дядьками.

С точки зрения представителей искусства странно этому верить. Мы же знаем, что Дюшан выставил писсуар не для того, чтобы денег заработать. Но если уж и некоторые члены арт-сообщества верят в то, что кто-то заказал эту акцию – тогда уж лучше радовались бы. Если кажется, что это заказ одновременно и премии Кандинского, и оппозиции, и Кремля – так это получается всенародный заказ. И боже, как давно не было такого крупного заказа у художников – они сами же и сетовали, что погрязли в элитарности, непонятны широкой публике.

Среди поддержавших Pussy Riot (слева направо сверху вниз): министр культуры Франции Орели Филлипетти, мэр Рейькьявика Йон Гнарр, французы – писатель Фредерик Бегбедер, дизайнер Филипп Старк, философ Бернар-Анри Леви, словенский философ Славой Жижек, музыканты – Бьорк, Патти Смит, Нина Хаген, Пол Маккартни, британцы – актер и писатель Стивен Фрай, режиссер Терри Гиллиам, голливудские актеры Денни де Вито, Элайджа Вуд и Джон Малкович.

Какая разница?

Когда я спросила «Искусство ли это?» Екатерину Деготь, я понимала, что жду радикального ответа, и я его получила: «В данной ситуации это не имеет никакого значения». Понятно, что всенародно и даже всемирно обсуждается не их роль в развитии искусства – а все то, что в результате стало печально ясным о нашей стране. Чтобы не зря звонить, я спросила еще: «Как, по вашему мнению, отразится на нашей истории акция Pussy Riot?» И был чуть более развернутый ответ: «Когда я слушала речи Толконниковой, я вспоминала процесс Веры Засулич. Какова роль народовольцев в истории России, можно спорить, но она важна. Сегодня, после приговора Таисии Осиповой, я сомневаюсь в этом сравнении – процесс Pussy Riot может быть в скором времени забыт».

А я подумала, что тут очень важно, что Pussy Riot – искусство. Как пробиться к большинству, оболваненному телевещанием, погрязшему в мифологии – захватить телеграф? Девушки взяли мифологию, интуитивно понятные символы - и захватили всю страну. Заключенные по делу 6 мая имеют не меньше причин для всенародного сочувствия, но не сумели его завоевать, потому что не стали символами. Тут стоит еще раз вспомнить надоевшую и постоянно поминаемую всуе фразу великого художника Йозефа  Бойса «Каждый человек - художник». Каждый человек именно теперь именно у нас именно должен «быть художником» – чтобы понять себя и объяснить свою позицию другим.

Сейчас, кажется, наступил именно тот момент, когда искусство может сыграть роль в общественных переменах. Иррациональная ситуация всеобщего недоверия может разрешиться через творческий подход, потому что искусство не может врать.  Если вам говорят, что кого-то убили в поддержку искусства -  не верьте, это обязательно окажется что-нибудь вроде прикрытия бытового убийства.

Pussy Riot предлагают образ, который люди готовы модифицировать и обдумывать­­­. Он подвергся массе трактовок, личных, отражающих собственные мысли того, кто начал участвовать в жизни страны. Девушки создали визуальный язык, отличающийся от унылого образа власти. Тот же флаг-триколор как символ не способен высказать что-либо: его приносят на публичные мероприятия и «нашисты» и системная оппозиция. Невозможно говорить правду старыми словами и затасканными шаблонными картинками. Вернуть язык себе можно, только как бы заново его придумав, пропустив через себя – это возвращение началось еще на Болотной и Сахарова. А в случае Pussy Riot преодолело границы страны и стало поводом для международного обсуждения.

Возможное получение премии Кандинского ничего не изменит для участниц Pussy Riot. Они сознательно не воспользовались возможностью сказать: «Я художник, это было всего лишь искусство, а художникам позволено больше, чем всем остальным, поэтому нас надо простить». И стали интересны людям – произошло «приобретение поддержки за счет потери эксклюзивности», как сказала в своей давней статье по другому поводу Деготь. Выдвижение их на премию скорее важно для художественного сообщества – это повод наконец обсудить, где сегодня границы искусства и какова ответственность художника перед обществом, не уголовная ответственность, конечно, а подлинная.

Обсудите в соцсетях

Главные новости

22:20 На авиарейсах в Турцию для борьбы с коронавирусом ограничили провоз ручной клади
21:39 Задержанного в Минске корреспондента «Медузы» освободили. Посол рассказал о содействии МВД
20:57 В Перми приземлился истребитель МиГ-31 с разрушенным шасси
20:18 «Открытая Россия» нашла пропавших в Минске координаторов на видео с «провокаторами протестов»
19:57 В Минске перед очередной акцией протеста пропал интернет и закрылось метро
18:55 Создатель «Омбудсмена полиции» стал фигурантом еще семи уголовных дел
18:25 Осужденный по делу «Нового величия» написал открытое письмо и попросил о помощи
17:59 Число жертв после взрыва в Бейруте превысило 170 человек, около 40 пропали без вести
17:16 Валерий Цепкало: на Тихановскую надавили через ее мужа. Он находится под арестом
16:52 «Проект»: в Минске пропал автор фильма о женщинах Лукашенко
16:44 «Милиция с народом». Капитан МВД Белоруссии уволился на фоне протестов после 17 лет службы
15:56 Редактор отдела политики «Новой газеты» рассказал об увольнении из ВШЭ
15:52 Белорусская оппозиция создаст «комитет государственного спасения»
15:23 Литва выдала Тихановской годовую визу и предоставила жилье
15:06 Михаила Ефремова увезли из суда в больницу
14:48 В Минске пропал еще один журналист из России. Корреспондент Znak.com не выходит на связь 20 часов
14:12 Правительство взяло на себя одобрение словарей и справочников с правилами русского языка
14:00 Гормон окситоцин поможет противостоять остеопорозу
13:55 В Белоруссии во второй день протестов задержали 2 тыс. человек
13:45 Старший сын погибшего в ДТП с участием Ефремова подал иск к актеру на 6,5 млн рублей
13:43 Тихановская призвала белорусов не выходить на площади и не противостоять милиции
13:22 «Белавиа» не будет возобновлять рейсы в Россию минимум до 21 августа
12:59 «Правозащиты Открытки»: журналист Максим Солопов находится в изоляторе на Окрестина в Минске
12:59 Правительство разрешило досрочно выходить на пенсию борющимся с коронавирусом медикам
12:36 Умер философ Валерий Подорога
12:10 Исполнительница песни «Ягода-малина», певица Валентина Легкоступова впала в кому после травмы головы
12:00 Новость из прошлого: 11 августа 2000 года — Боевики готовят новое нападение на Дагестан
12:00 Во Флоренции предлагают возродить продажу вина через «винные окошки», изобретенные в XVI веке
11:40 Путин объявил о регистрации первой в мире вакцины от коронавируса
11:35 «Ни одна жизнь не стоит того, что сейчас происходит». Светлана Тихановская рассказала о своем отъезде из Белоруссии
11:20 Правительство России выделило 4 млрд рублей на создание временных рабочих мест в регионах
10:52 В России за сутки зарегистрировали 4,9 тыс. новых случаев COVID-19. С начала эпидемии заразились 700 тыс. россиян
10:46 Самый большой «мусорный остров» в океане достиг размеров Франции
10:27 Дональд Трамп покинул пресс-конференцию из-за стрельбы около Белого дома
10:00 Росздравнадзор счел необоснованным призыв фармкомпаний отложить регистрацию вакцины от COVID-19
10:00 Получены доказательства существования океана под поверхностью Цереры
09:40 Светлана Тихановская уехала в Литву
09:02 В мире коронавирусом заразились более 20 млн человек, свыше 736 тысяч умерли
08:00 RadioTimes: лучший агент 007 в истории — Шон Коннери
07:30 Международные эксперты оценили стоимость российских лесов
06:30 Суд в США предписал Uber и Lyft считать своих водителей полноправными сотрудниками
05:59 Второй день протестов в Минске: погиб один человек
05:30 В Москве за сутки умерли 14 пациентов с коронавирусом
10.08 21:56 Штаб Тихановской сообщил, что ее местонахождение неизвестно
10.08 21:12 В Минске освободили троих российских журналистов. Где находится еще один — неизвестно
10.08 20:42 Словакия выслала трех российских дипломатов. Их заподозрили в шпионаже
10.08 19:55 Следователь запретил Ивану Сафронову звонки и свидания с близкими
10.08 19:29 Суд изъял у экс-главы Серпуховского района Александра Шестуна имущество на 1 млрд рублей
10.08 18:57 «Ведомости», «Коммерсант» и РБК потребовали освободить задержанных в Минске российских журналистов
10.08 18:28 Правительство Ливана из-за протестов подало в отставку в полном составе
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Кипр Киргизия Китай Коми Конституция Красноярск Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Росгвардия Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат Ростех Ростуризм СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Хакасия Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия арест армия археология астрономия аукционы бактерии банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес благотворительность блогосфера бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество здоровье землетрясение изнасилование импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коронавирус коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература математика медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость нейробиология некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники статистика страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Астраханская область Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Бутовский полигон Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Калужская область Кирилл Серебренников Кировская область Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Наталья Поклонская Нижний Новгород Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олег Дерипаска Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие хроники обнуления эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 рейтинг Forbes Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД новость20летназад Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT Microsoft NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks YouTube

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2020.