24 мая 2019, пятница, 20:31
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

05 октября 2012, 13:51

Грустные заметки о московских хордах

Михаил Блинкин
Михаил Блинкин
Наташа Четверикова

В своих заметках я попробую ответить на вопросы по поводу сооружения Северо-Западной хорды и, одновременно, еще раз сформулировать свою позицию по поводу перспектив развития улично-дорожной сети Москвы.

О необходимости сооружения хордовых магистралей, соединяющих периферийные районы Москвы в обход центра, урбанисты и транспортники говорили и писали, по крайней мере, с 1930 годов. Автором этой идеи следует, видимо, считать выдающегося русского планировщика Анатолия Михайловича Якшина (1899-1983). В новейшие времена идею трех периферийных хорд пропагандировал ученик А.М.Якшина, мой старший товарищ и коллега Александр Иванович Стрельников. Автор настоящих заметок, будучи знаком с идеями Якшина, а также с позднейшими расчетами Стрельникова и его коллег по ЦНИИПГРАДУ, многократно пытался объяснять публике полезность этого замысла.

В силу отмеченных обстоятельств мне, казалось бы, положено быть горячим сторонником сооружения Северо-Западной хорды (СЗХ). Дело, однако, состоит в том, что каждая новая улица и дорога характеризуется не только своим направлением на карте города, но и конкретными проектными решениями. С первой характеристикой СЗХ я, в принципе, согласен, со второй – ни в коей мере.

Здесь мне придется сделать вынужденное (увы, пространное) отступление научно-популярного толка.

Улично-дорожная сеть (УДС) состоит из улиц и дорог, между которыми есть принципиальные различия. Эти отличия четко зафиксированы в нормах проектирования стран с высоким уровнем автомобилизации [1]. Согласно этим зарубежным нормам, функции улиц чрезвычайно многообразны. Вот неполный (и весьма поучительный) перечень этих функций:

  1. обеспечение комфортного доступа к элементам застройки жилого, офисного, торгового, социально-бытового и т.п. назначения;

  2. предоставление пространства:

для движения пешеходов и прочих не моторизированных участников дорожного движения;

для общественного транспорта, в том числе – для устройства выделенных рельсовых путей и обособленных полос для движения автобусов;

для работы автомобилей коммунальных служб, торговли и сервиса;

для движения легковых автомобилей населения с небольшими скоростями и на небольшие расстояния;

для регламентированной парковки автомобилей;

для отдыха и социально-культурных мероприятий (прогулки, место встреч, митинги, пикеты, уличные выставки и представления);

для размещения объектов «уличной фурнитуры» (остановочные павильоны, скамейки, телефонные будки, банкоматы…);

для уличной торговли.

Характерный диапазон допустимых скоростей на улицах (local streets, collector streets) – 30-50 км/час [2], на магистральных улицах (arterials) – до 75 км/час.

Единственная функция дорог (urban motorways, freeways, expressways) – обеспечение движения автомобилей. Характерный диапазон допустимых скоростей на дорогах, которые я далее буду называть на американский манер фривеями, – 75-120 км/час и более.

В мегаполисах и агломерациях Северной Америки, Западной Европы, ведущих стран азиатско-тихоокеанского региона конфигурация улично-дорожных сетей обязательно является двухконтурной: первый контур УДС – улицы, второй – фривеи. Эти два контура являются взаимодополняющими; совмещение улицы и фривея считается сугубо непродуктивным: негуманным и технически вредным.

Соответственно, в современной зарубежной практике на улицах не строят развязки и подземные пешеходные переходы, зато ставят многочисленные светофоры, в том числе – пешеходные [3]. Вот характерная фраза из профессионального фольклора проектировщиков: «строительство развязок в разных уровнях на городских улицах является самым дорогим способом перемещения точки концентрации затора с прежнего места на новое».

Что касается городских фривеев, то здесь, так сказать, по определению все пересечения должны быть выполнены в разных уровнях. Здесь также всегда предусмотрено инженерное разграничение проезжих частей по направлениям движения. Фривеи стараются прокладывать с максимальной изоляцией от застройки и пешеходных потоков: в полосах отчуждения железных дорог, вдоль рек и линий ЛЭП, в пределах промышленных зон. Для случаев, когда фривей по необходимости идет через пятно сложившейся застройки, его трассируют эстакадным или тоннельным ходом. На периферии города фривей, как правило, идет «по земле», а его проезжую часть делят на экспрессную и коллекторную компоненту. Такие дороги трассируются, как правило, по хордам или кольцевым фрагментам; они крайне редко прокладываются радиальным образом с тупиковым окончанием в городском центре.

Протяженность городских фривеев составляет обычно несколько процентов от общей протяженности УДС, в то же время на них выполняется порядка 50% суммарного пробега автомобилей.

Высокую эффективность работы зарубежных городских фривеев обеспечивает совокупность планировочных норм и средств регулирования трафика, включая управление доступом к фривеям (Access Management), обеспечение пропускной способности на выходе с фривея (Egress Capacity), координацию управления трафиком на фривеях и примыкающих улицах (Coordinated Freeway and Arterial Operations).

Эта эффективность проявляется в низкой эластичности скоростей к возрастанию загрузки и высокой отказоустойчивости: скорости остаются высокими даже при весьма высоких плотностях потока; заторы возникают в основном по форсмажорным обстоятельствам.
  

В московской практике вся эта наука была по большей части проигнорирована. У нас возобладала гибридная категория – «магистральная улица непрерывного движения», которая сочетает многополосную проезжую часть и развязки в разных уровнях с непосредственным доступом к домовладениям и интенсивным движением общественного транспорта. Данная категория является сугубо суверенной отечественной конструкцией: понятие «магистральная улица непрерывного движения» отсутствует в нормах проектирования развитых зарубежных стран и крайне редко встречается там на практике.

К числу московских «гибридов» относятся практически все магистрали, сооруженные в последние годы, и частично трассированные прямо по сложившимся городским улицам. В таблице представлены данные, иллюстрирующие сравнительную работоспособность московских магистралей и зарубежных фривеев по важнейшему показателю – эластичности к возрастанию загрузки [4] .

Сравниваемые элементы городских УДС

Городские фривеи развитых зарубежных стран

Садовое кольцо

ТТК

МКАД

Снижение скорости при росте загрузки на 1% от «рабочего режима»:

0,7-1,0%

1,7%

2,6%

3,6%

Как видим, скоростные режимы на московских «магистральных улицах непрерывного движения» проявляют аномально высокую чувствительность к росту загрузки. По этому показателю ТТК и МКАД резко отличаются в худшую сторону не только от зарубежных фривеев, но даже от Садового кольца, на большей части которого сохранено светофорное регулирование.

Аномально высокая чувствительность главных московских дорог к росту загрузки связана, в первую очередь, с большой частотой въездов и съездов, обусловленной отсутствием альтернативных путей сообщения. При этом большинство съездов с ТТК и МКАД работают в режиме «стохастического светофора», при котором очереди к выездной рампе запирают движение по основному направлению.

Для радиальных магистралей главную негативную роль играют непременные bottlenecks, возникающие ровно по месту стыка реконструированного участка со старой московской улицей, к которой этот участок приводит. Как говаривал Станислав Ежи Лец, «ну, допустим, пробьешь ты головой стену. И что ты будешь делать в соседней камере?».

Добавим к этому, что практика реконструкции улиц с их превращением в участки магистралей непрерывного движения наносит прямой ущерб условиям движения местного трафика, а также пешеходной доступности и автомобильной связности сложившихся жилых районов.

Приведенные аргументы показывают, что масштабные вложения в дорожное строительство с игнорированием зарубежной планировочной и проектной практики приводят к появлению в городе сложных и дорогостоящих элементов УДС с крайне низкими показателями работоспособности, то есть дают, по сути дела, минимальный системный эффект. Этот вывод в полной мере относится, к примеру, к планам реконструкции Большой Академической улицы с ее превращением в участок СЗХ.

Нам представляется, что традиционная для Москвы практика реконструкции улиц с их превращением в участки магистралей непрерывного движения является сугубо контрпродуктивной и, соответственно, должна быть прекращена.

Столь же контрпродуктивной является многолетняя московская установка на организацию «бессветофорного движения» по реконструированным городским улицам; от этой установки также давно пора отказаться.

Что вместо?

В Москве должны быть развернуты предпроектные работы к формированию второго контура УДС, то есть для начала работы по изысканию перспективных трасс для прокладки первых полноценных городских фривеев, отвечающих самым продвинутым зарубежным нормам и решающих системные транспортные задачи города. При этом надо отчетливо понимать, что формирование скоростного контура УДС растянется на очень длительное время; так что ожидать скорых улучшений условий движения в городе на этом пути не приходится.

Замечу с грустью, что строительство нормальных городских фривеев вызовет такую же негативную реакцию местных жителей, как при реконструкции шоссе Энтузиастов, или той же Большой Академической. Надо отчетливо понимать, что фривей в зоне сложившейся застройки - это практически всегда высокая эстакада; тоннельный ход становится оправданным исключительно при наличии императивных культурно-исторических или природоохранных ограничений.

Можно успокаивать себя тем обстоятельством, что современные эстакадные конструкции способны обеспечить чрезвычайно высокий уровень защиты от негативных внешних эффектов транспорта, что такие конструкции сплошь и рядом встречаются в самых благополучных городах мира. Однако, во всех случаях эстакада под окнами – удовольствие ниже среднего.

Так что, выбор для местного жителя невелик: дорога впритык к вашему подъезду, либо эстакада вблизи вашего окна.

Дорожно-мостовое строительство, лежащее вне рамок долгосрочной программы сооружения скоростного контура УДС, должно быть ориентировано на решение вполне приземленных практических задач. Прежде всего - на повышение связности УДС в срединной и периферийной зоне города; подобными мерами можно снизить неимоверные городские перепробеги, а также интенсивность транзитных потоков через центр Москвы. Очевидна также необходимость продолжения работ по улучшению условий движения на городских улицах; при этом плотность светофорного регулирования должна здесь не снизиться, а возрасти.

Что касается улучшения транспортной ситуации в целом, то в обозримом будущем нам придется уповать на появление более качественного общественного транспорта и постепенную трансформацию в сторону здравого смысла транспортного поведения автомобилизированных горожан. Впрочем, это уже предмет для отдельного разговора.

Примечания

1. По данному поводу существует обширная зарубежная литература; наиболее важный первоисточник – Transportation and Traffic Engineering Handbook. Prentice-Hall, Inc., Englewood Cliffs, New Jersey, 1976/2003. Из российских источников я бы выделил работы профессора А.Ю.Михайлова и его сотрудников, где рассматриваемый круг вопросов изложен наиболее четко и полно. По тексту своих заметок я довольно бесцеремонно использую фразы из статей Александра Юрьевича (надеюсь, он на меня не обидится!), а также из монографии Михайлов А.Ю., Головных И.М. Современные тенденции проектирования и реконструкции улично-дорожных сетей городов. - Новосибирск: Наука, 2004.

2. В зарубежной литературе по этому поводу принято ссылаться на психофизиологическое правило Вебера-Хефнера «1 : 10». Пешеходы передвигаются со скоростью до 5 км/час; поэтому там, где по тротуару ходят пешеходы, автомобили не могут ездить по улице быстрее, чем 50 км/час, иначе пешеход будет испытывать психологический дискомфорт.

3. Плотность светофорных объектов на единицу протяженности УДС в зарубежных мегаполисах многократно (в 5 и более раз) превышает московские показатели.

4. Коэффициент эластичности скоростей к загрузке элементов УДС был вычислен нами на базе натурных данных ЦИТИ с использованием одной из классических моделей теории транспортного потока (т.н. модели Хермана-Пригожина). Широкое применение той же модели в зарубежных исследованиях позволило получить наглядные сопоставления московских и зарубежных данных. См. Блинкин М.Я., Ткаченко Б.А. Системная оценка условий движения на базе модели Хермана-Пригожина.

См. также:

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

18:55 Депутат предложил учредить звание «Заслуженный предприниматель России»
18:36 Суд поместил в изолятор агрессивного священника из Троице-Сергиевой лавры
18:15 В ЛНР подсчитали количество желающих получить гражданство РФ
18:01 Москва и Минск договорились разработать методику оценки ущерба от «грязной» нефти
18:00 Повторные толчки землетрясения 1959 года произошли в Йеллоустоне спустя 58 лет
17:55 Сердюков в «Ростехе» заработал за год более 200 млн рублей
17:48 Ядерный центр в Сарове заказал книги и иконы со стразами почти на 2 млн рублей
17:37 В Москву придет летняя жара
17:32 Нефтяников уличили в невыполнении поручений Козака
17:23 На Украине открыли два дела об отмывании денег со стороны Порошенко
17:02 Фигурант «дела ЮКОСа» назвал «незаконным бредом» вынесенный приговор
16:55 Полиция объявила экс-координатора «Открытой России» в Тюмени в федеральный розыск
16:42 Грецию уличили в подделке данных о финансах для вступления в ЕС
16:40 Мединский отказался комментировать расследование ФБК о его пентхаусе
16:31 Альфа-банк подал пять исков против Хотина
16:30 В школах Воркуты отменили занятия из-за метели
16:15 Осужденного экс-генерала Следственного комитета отпустили из тюрьмы
16:15 В Туле застрелили полицейского
16:04 Росстат объяснил завышенную оценку роста промышленного производства
15:57 В Дагестане у сотрудников Росреестра нашли недвижимость на 20 млрд
15:31 Акционеры Сбербанка утвердили Грефа на посту руководителя еще на 4 года
15:10 Депутаты обжаловали указ Зеленского о роспуске Рады в Конституционном суде
15:00 Непохожесть двух сторон Луны объяснили столкновением с карликовой планетой
14:58 В Ростове-на-Дону задержан замначальника УФНС России
14:41 Глава Карачаево-Черкесии пообещал найти замену Арашукову
14:23 Полиция начала проверку по факту переодевания школьников во Владивостоке
13:56 Доля вкладов россиян в валюте оказалась на минимуме за полгода
13:46 Кремль прокомментировал отставку Мэй
13:19 В Марий Эл старшеклассник напал на депутата на последнем звонке
13:08 Епархия выступила за перенос обсуждения строительства храма в Екатеринбурге
13:00 Уникальный древний щит из коры был найден в Англии
12:44 Сбербанк сообщил о снижении ставок по ипотеке
12:29 «Яндекс» приобрел права на сериал «Слуга народа» с Зеленским
12:12 Тереза Мэй уйдет в отставку
12:05 Партия экс-президента Порошенко сменит название и лидера
11:51 В армии РФ ввели должность главного сержанта
11:45 Российские банки начали запрашивать у своих клиентов СМС-коды
11:28 Суд вынес заочный приговор фигуранту дела «ЮКОСа» за хищение 1 трлн рублей
10:57 Умерла историк Наталия Басовская
10:48 Мост через Волгу подорожал до 200 миллиардов рублей
10:31 СК реабилитировал конструктора МВД в деле о хищении 1,4 млрд рублей
10:20 Администрация Зеленского предложила провести переговоры с РФ
10:12 Эксперты спрогнозировали беспрецедентное число самовыдвиженцев на выборах-2019
10:02 Рейс Курган-Москва не смог взлететь из-за технических неполадок
10:00 Песни пожилых самцов кажутся самкам сверчков более привлекательными
09:55 Силовики ликвидировали трех боевиков в Дагестане
09:30 Сургутский депутат задекларировал десятки квартир и десять самолетов
09:25 Полковника ФСБ Черкалина задержали после показаний экс-владельца «Югры»
08:59 Коломойский заявил о желании вернуть свою долю в «Приватбанке»
08:48 WikiLeaks отреагировала на обвинения против Ассанжа
«ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Киргизия Китай Коми Конституция Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Мемория Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Право Приморье Продовольствие РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия армия археология астрономия аукционы банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество землетрясение импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство православие преступность происшествия ракета рейтинги реклама религия ритейл рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Кирилл Серебренников Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Компьютеры, программное обеспечение Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter

Редакция

Электронная почта: [email protected]
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.