Адрес: https://polit.ru/article/2012/11/07/ps_dreamstudy/


07 ноября 2012, 20:50

Обучение во сне строится на ассоциациях

Прыжок в будущее

Возможно ли обучение во сне? До недавнего времени считалось, что разговоры об этом – удел научных фантастов или шарлатанов. Например, в романе О. Хаксли описано, как во сне в  голову детей записывали основы поведения в обществе, их предпочтения и образ мысли в зависимости от касты, к которой они относились. Научные исследования этого феномена ведутся с 30-х гг. XX века, когда такой способ обучения пытались применять в США и СССР. Однако тогда это не дало результатов. Многолетние научные исследования показали, что сон необходим для запоминания информации, которая приобретается организмом во время бодрствования. Кроме того, исследователи установили, что стимулы, предъявляемые человеку во сне, могут влиять на его память о них. Если научить нас исполнять несколько простых мелодий, а затем, пока мы спим, проигрывать одну из них, то утром  именно её мы будем помнить и исполнять гораздо лучше остальных.

В октябре этого года в журнале NatureNeuroscience была опубликована статья, в которой группой исследователей из Израиля была продемонстрирована возможность ассоциативного обучения у человека во время сна. Для обучения использовали сочетания различных звуков с приятными (дезодоранта или шампуня) или неприятными (гнилой рыбы или тухлого мяса) запахами.  Звуковые и запаховые стимулы предъявляли таким образом, чтобы испытуемые не просыпались.  Для оценки приятности запаха использовали силу принюхивания испытуемого: если запах приятный, то сила вдоха была больше, если неприятный, - то дыхание становилось менее глубоким.  Оказалось, что если провести несколько сочетаний определённого звука с тем или иным приятным/неприятным запахом во сне, то происходит формирование устойчивой ассоциации между ними (это простейшая форма обучения у бодрствующего человека).  Если во сне предъявить только звук, ассоциированный с тем или иным запахом, то сила вдоха изменится в зависимости от «приятности/неприятности» звука. Далее учёные показали, что память о сочетании звук-запах сохранялась и после пробуждения, при этом испытуемые не помнили о том, что уже когда-то слышали эти звуки. Кроме того, были исследованы разные фазы сна: фаза с быстрыми движениями глаз (БДГ-сон) и медленноволновая фаза (неБДГ-сон). Оказалось, что реакция на звуковые сигналы во сне была больше в БДГ-фазе, но успешно вспомнить усвоенную во сне ассоциацию могли те испытуемые, у которых сочетанные предъявления звука и запаха происходили в неБДГ-фазе. Такие результаты могут быть связаны с тем, что именно во время медленноволнового сна происходит интенсивный обмен информацией между обонятельными структурами мозга и ассоциативными зонами коры больших полушарий.

Таким образом, получается, что обучиться во сне мы всё-таки можем. Правда, это пока это только простые ассоциации. Вопрос о возможности выучивания во сне более сложной информации, например, иностранных языков или квантовой физики, остаётся открытым.