19 марта 2024, вторник, 06:33
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

13 ноября 2012, 17:31

В. Емельянов: «Изучая шумеро-аккадские тексты, становишься и сам немного шумером»

Бык на воротах Иштар
Бык на воротах Иштар
Владимир Емельянов

Владимир, я знаю вас как человека, не отказывающего себе, так или иначе, в комментировании текущей действительности – и нашей общей, и вашей персональной. При этом, в таких комментариях – например, в вашем блоге – я неоднократно встречал отсылки к реалиям Древнего Междуречья. Из чего я заключаю, что Месопотамия для вас – не только профессия, область самореализации, приложения усилий и т.д., но и некоторый личный ключ к пониманию мира. Ключ, которым вы пользуетесь отнюдь не только в процессе работы. Мне подобное кажется не вполне тривиальным.

Мы со школьных лет как бы привыкли, что наша культурная прародина – это, допустим, античность. А Шумер и Вавилон – это интересно, конечно, но примерно как цивилизация майя. То есть, здóрово, но прямого к нам отношения не имеет. Скажем, законы Хаммурапи – это, конечно, выдающееся на то время достижение юридической мысли, но греческое право родилось и развивалось от них независимо, так это?

Собственно, об этом и хотелось бы поговорить. Но сперва – некоторый ликбез. Поскольку большинство читателей Полит.ру училось в школе достаточно давно, а тема Междуречья там была не в числе приоритетных, мне видится, стоит немного освежить – хотя бы парой фраз - соотношение культур и языков – Шумер, Ассирия, Вавилон, аккадский язык, шумерский, арамейский – когда все это было, как сменяло одно другое.

История древней Месопотамии довольно четко делится на три больших этапа, каждый из них длился примерно по тысячелетию. В третьем тысячелетии господствующим языком был шумерский, и цивилизация развивалась, в основном, на юге страны, который так и назывался - Шумер. Во втором тысячелетии шумерский язык (относящийся к отдельной группе) сменился относящимся к семитской группе аккадским, поскольку в политической жизни стали доминировать семиты, выходцы из северной части страны, называвшейся Аккадом.

С XVIII в. до н. э. столицей страны стал Вавилон, который примерно до X в. до н. э. сохранял политическую инициативу. Но с началом I тысячелетия до н. э. инициатива перешла к Ассирии, которая становится первой в истории империей и существует до конца VII в. до н.э.

В Ассирии люди сперва говорят по-аккадски, а где-то с IX века уже переходят на арамейский, поскольку территория Месопотамии стремительно заселяется арамейскими племенами. Это семитский язык, близкий ивриту, – он потом подчинит себе значительное пространство и за пределами Междуречья, вытеснит иврит из обиходного употребления даже в Палестине: Христос, как известно, говорил по-арамейски. На арамейском же записан ряд важнейших еврейских религиозных текстов – таких, как Вавилонский Талмуд.

После падения Ассирии власть в Месопотамии контролируется вновь ожившим Вавилоном, который, однако, стремительно теряет инициативу и попадает под власть Персии в 539 г. до н.э. Такова вкратце история и хронология древней Месопотамии.

Спасибо. Наверное, следует обозначить еще один вводный момент. Про источники наших сведений. Мне кажется, стоит дать общее представление об источниках – что сохранилось, насколько их много, сколь они разнообразны, особенно в сравнении с другими цивилизациями – Египтом, Грецией?

Фрагмент ассирийской клинописи (Британский музей)

Месопотамскую цивилизацию давно и справедливо считают самой пишущей из всех цивилизаций древнего мира. В настоящее время известно около миллиона клинописных текстов, но каждые несколько лет раскопки и разборы музейных хранилищ выдают нам десятки новых текстов. Так что народы древней Месопотамии не только много писали, но и как бы продолжают писать до сих пор. Точное число известных текстов не подсчитано, многие тексты не раскопаны, не извлечены из музейных фондов, многие хранятся в недоступных частных коллекциях, владельцы которых не спешат знакомить ученых со своими приобретениями.

Если сравнивать с Египтом и Грецией, то, разумеется, количество клинописных источников превосходит число письменных памятников этих цивилизаций. Но не потому, что в Месопотамии больше писали.

Египтяне и греки писали не меньше, но писали они на папирусе, папирусные библиотеки часто горели, а глиняные книги сохранились хорошо. Ни огонь, ни вода не берут их. Страшна лишь выступающая соль, которая медленно съедает текст. Чтобы соль не выступила, таблички нужно правильно хранить и время от времени реставрировать. 

По своему составу клинописные тексты весьма разнообразны. В них представлены все жанры, кроме скучного. Хозяйственные документы, законы, контракты, царские надписи, личные письма, литературные тексты (гимны, эпос, плачи, молитвы, заговоры, диалоги-споры, поучения, пословицы и поговорки, загадки), религиозные тексты (ритуалы, предсказания и гороскопы), научные тексты (астрономические тексты, задачи по математике, двуязычные словари, медицинские рецептурники, географическая карта и строительные планы). И написаны они по-разному.

Есть одноязычные надписи, есть двуязычные, а есть гетерографические (это когда написано на одном языке, а читать нужно на другом). Существовала даже шифрованная клинопись, но почему она возникла и отчего потом исчезла – неизвестно.

Вы, помнится, как-то рассказывали мне о найденном архиве торгового дома, покрывавшем шесть поколений хозяев.

Вы, должно быть, имеете в виду архивы домов Эгиби и Мурашу (VII-V вв.). Да, были в Вавилонии такие богатые семьи, которые постоянно вели хозяйственные архивы. Эти архивы ценны не только тем, что позволяют подробно изучить все виды сделок, но и тем, что они помогают проследить генеалогию одной семьи во множестве поколений. Интересно, что люди из богатых семей редко меняют свои занятия. Если нам встречается имя какого-нибудь писца, то при изучении его родословной выясняется, что и дедушка тоже был писец. Даже астрологи в Месопотамии имели свои династии. Жреческие должности тоже нередко переходили по наследству. А вот про бедняков мы почти ничего не знаем. Они были неграмотны, у них не только не было архивов, но и прочных домов, где бы эти архивы можно было разместить.

И последний вопрос из разряда "вводных": с каких пор и насколько хорошо мы знаем древние языки Месопотамии?

Жители древней Месопотамии в классический период говорили и писали на двух языках – шумерском и аккадском. Родственников шумерского языка мы, к сожалению, до сих пор не можем обнаружить, поэтому этимология шумерских слов, в основном, неизвестна (исключением являются заимствования в шумерский из других языков). Поскольку мы никогда не слышали звуков шумерской речи и знаем этот язык только по клинописным текстам, до конца не ясен звуковой состав и во многих случаях не ясны фонетические изменения. Однако клинопись позволяет читать и согласные, и гласные звуки, так что звуковой облик слова мы себе все же представляем (хотя и не во всех деталях).

Существует множество проблем и с морфологией шумерского, и с его синтаксисом. Так что в целом можно сказать, что в настоящее время мы знаем его на твердую тройку. Но тройка все же твердая, поскольку известны все парадигмы спряжения глаголов, все способы словообразования и все отличительные особенности, позволяющие описать шумерский язык в терминах типологической классификации как агглютинативный язык эргативного строя.

Клинопись на воротах Иштар
Фото: Martin Kalfatovic/Flickr.com

Несколько лучше дело обстоит с аккадским языком, хотя мы тоже никогда его не слышали. Поскольку он является близким родственником всех семитских (что доказано Э. Хинксом еще в 1850-х годах), возможны плодотворные исследования аккадских этимологий и как результат – точная реконструкция фонетической системы аккадского языка.

В настоящее время можно даже изучать историю аккадского языка как в фонологическом, так и в морфологическом аспектах… С каких пор? Первые прочтения аккадских текстов состоялись в конце 1840-х годов (здесь неоспорим приоритет Г. Раулинсона), а первая шумерская грамматика написана Ф. Ленорманом в 1870-х (правда, он называл шумерский язык аккадским).

Теперь, наконец, мы можем перейти к заявленной теме – рецепции месопотамской культуры.

Достижения любой древней культуры входят в современную не одноразово, а постепенно и поэтапно. Античность была только одной из эпох и культур, которые испытали на себе влияние месопотамской культуры. Ранее всего она повлияла на древних евреев в период вавилонского пленения (VI в. до н. э.). Тогда ими был заимствован вавилонский календарь, а в текст Торы попало множество мифов шумеро-вавилонского происхождения. Не исключено также влияние вавилонского права на правовые установления Моисея, содержащиеся в библейской Книге Исход.

Если говорить об античности, то в настоящее время хорошо известно, сколь многообразно было влияние месопотамской культуры на греческую. Лучше всего проследить это влияние по заимствованиям из аккадского и шумерского языков в древнегреческий язык. На первом месте, конечно, будет астрономическая терминология. Само слово звезда (astron) происходит от имени вавилонской планеты Венера, называвшейся Иштар.

Многие названия созвездий являются смысловой калькой с шумерского языка. Но есть и фонетическая калька: например, греческое созвездие Орион – не что иное, как шумерское созвездие u5-ri2-in (в шумерском u5 могло обозначать /о/) “орел”. Греческое обозначение цикла затмений saros (18 лет и 11 дней) образовано от шумерского числительного šar2“3600, всё, вселенная, цикл”. На втором месте окажутся заимствования из сферы магии. Греч. catharsis “очищение” происходит от аккад. qutru, qutrinnu «дым, окуривание”, поскольку и в Месопотамии, и у анатолийских народов одним из важнейших обрядов очищения было окуривание помещения благовониями либо серой. Также и греч. леканомантия «гадание по воде, налитой в блюдо” (от др.-греч. lekani “сосуд”) связана с аккад. lahannu, означающим сосуд для гаданий. Я уж не говорю об именах греческих демонов Gello и Lamia, явно ведущих родословие от шумеро-вавилонских демонов Галлу и Ламашту.

А вот более простые случаи. Хорошо известное всем европейцам греческое понятие “канон” (kanna) происходит от аккад. qanû “тростник; тростниковый стилос для письма”. А групповое имя греческих богов “Титаны” (как давно уже замечено, не имеющее надежной греческой этимологии) связано с самоназванием западносемитского племени tidnum /ditānum “буйвол(ы)”, известного еще из шумерских текстов III тысячелетия до н.э.

Были известны грекам и отдельные отрывки из вавилонских мифов (например, история Этаны, описанная у Элиана). Наконец, самое простое и близкое – древнесемитское происхождение названия континентов (а когда-то – стран света) Европы и Азии. Названия эти пришли в греческий от финикийцев, к которым они попали от ассирийцев. Народы древней Месопотамии считали, что у солнечного бога есть дом, куда он ходит спать по ночам. Поэтому восход Солнца и восток они называли по-аккадски ацу «выход (из дома)”, а закат и запад - эребу “вход”.

Каким образом эти месопотамские слова попадали в греческий язык?

Путей было много. Во-первых, греки тесно контактировали с финикийцами, а финикийцы были потомками угаритян, писавших клинописью и хорошо знавших аккадский язык. Чтобы это представить, стоит напомнить себе, что Древняя Греция – это не только и, возможно, даже не столько Балканский полуостров, сколько все побережье Анатолии, а также масса колоний по всему Средиземноморью…

Зиккурат в Уре
Фото: Joshua McFall/Flickr.com

…Во-вторых, греки были родственниками и соседями хеттов, также обученных грамоте в месопотамских клинописных школах. В-третьих, греки сами учили аккадский язык в эпоху позднего эллинизма, о чем свидетельствуют глиняные таблички II в. до н.э., реверс которых написан клинописью по-аккадски, а обверс содержит аккадские слова, записанные греческими буквами.

Затем наступили средние века, когда на месте древних писцовых школ стали организовываться школы богословские. Ярчайшими примерами здесь являются сирийские монастырские школы в северной Месопотамии и арабские школы в южной Месопотамии, возникшие на месте еврейских и персидских древних училищ.

Сирийские – это христианские, а арабские – исламские?

Да. На территории Ирака множество культурных слоев, расположенных друг на друге. Иудейские богословы VI-V вв. до н.э. тесно контактировали с образованными людьми Вавилонии. Персы испытали влияние и вавилонян, и живших на территории Вавилона иудеев. Затем настал черед греков во главе с Александром Македонским сесть за школьную скамью вавилонской образованности. Потом были сирийские христиане Эдессы, которым наследовали арабы Басры, превратившие древнее богословие в первую философию ислама - калам.

Все народы, жившие на этой территории, независимо от языка, на котором они говорили, стремительно цивилизовались прививкой древней месопотамской традиции. На территории Ирака не один раз возникали могущественные государства, правители которых уделяли большое внимание просвещению. Последним из этих государств был Багдад – столица Арабского халифата и культурный центр всего средневекового Ближнего Востока.

Месопотамская традиция стала транслироваться через арабские философские сочинения, научные трактаты и сказки, возникшие на территории Ирака и Сирии. В частности, была хорошо известна история Гильгамеша.

Барельеф из ассирийской коллекции Британского музея
Фото: Matt Neale/Flickr.com

Наконец, с развитием науки ассириологии в конце XIX в. месопотамская культура, впервые прочитанная в оригинале европейцами, стала серьезным ускорителем эволюционного учения и библейской критики. Открытие шумеров показало мир, неведомый составителям библейских текстов. Открытие ассирийцев и хеттов способствовало развитию двух областей сравнительно-исторического языкознания – семитологии и индоевропеистики. То же самое следует сказать и об истории науки, истории литературы, истории религии. Поскольку месопотамские источники являются первыми письменными памятниками на территории Евразии, то ни одно историческое исследование не может обойтись без привлечения их материалов.

Однако есть и еще один аспект, о котором нужно помнить. Читая памятники древней культуры, современный человек невольно испытывает на себе их влияние, проникается их образами, а в некоторых случаях даже начинает мыслить их категориями. Достаточно вспомнить увлечение Ассирией и Вавилоном Брюсова, Гумилева, Мандельштама, Ахматовой, чтобы в полной мере оценить это влияние и в мировоззренческом, и в эстетическом аспектах.

Если же говорить о самой науке истории, то и она испытала на себе воздействие тех стереотипов, которые сложились у ассириологов начала прошлого века. В частности, учение о формациях разрабатывалось Э. Мейером на Западе и В.В. Струве в СССР на материале шумерских и вавилонских хозяйственных текстов. Оба пришли к выводу, что история древнего мира может быть понята как особая общественно-экономическая формация. Но Мейер считал эту формацию феодальной, а Струве – рабовладельческой. Между тем, материал для выводов у обоих был один и тот же. Причем, если на Западе теорию Мейера посчитали курьезом, то в СССР теория Струве была поддержана Сталиным и введена в официальную науку, и как минимум два поколения ученых строили свою работу исходя из этой теории.

Кстати, мне известно, что вы пишете книгу о рецепции месопотамской культуры в России. Расскажите, какой виделась древняя Месопотамия жителям нашей страны в разные периоды ее истории?

Действительно, это очень интересный вопрос. Я уже шесть лет занимаюсь “ассиро-вавилонским текстом” русской литературы. Понятие текста как культурного пространства В.Н. Топоров впервые применил к произведениям, в которых описывался Петербург. Вслед за петербургским текстом русской литературы стали изучать московский текст, крымский текст. Эта тенденция продолжилась книгой Л.Г. Пановой, в которой изучается египетский текст русской литературы. Пришло время и для изучения месопотамского текста.

В Древней Руси XIV-XV вв. существовало сказание о Вавилоне-граде, из которого сперва к грекам, а потом и на Русь пришла княжеская власть. Так что жители Владимира и Москвы еще до идеи России как Третьего Рима воспринимали свою страну как Третий Вавилон. В XVIII - начале XIX вв. отношение было двояким. С одной стороны, влиял библейский контекст, согласно которому Вавилон и Ассирия – две великие блудницы, города нечестивые, не желающие уверовать в единого Бога. Поэтому образ Навуходоносора поэты примеряли к Наполеону, а Вавилоном называли Париж. С другой стороны, были хорошо известны рассказы Ктесия, и античная образованность послепетровских россиян приводила к сравнениям императриц с Семирамидой, изнеженных вельмож с Сарданапалом, а прекрасных петербургских дворцов – с садами Семирамиды. Халдеями в ту пору называли масонов (а не ресторанных официантов, как в СССР – Л.У.).

Во второй половине позапрошлого столетия Месопотамией интересовались мало. А вот к концу того столетия на волне успехов ассириологии возник довольно серьезный интерес, который привел к сочинению нескольких стихотворений и даже музыкальных произведений на ассиро-вавилонские темы. В частности, Мусоргский написал тогда кантату “Поражение Синаххериба”. Пик интереса к Месопотамии пришелся на первую половину XX века, когда ее вдруг начали понимать в контексте, во-первых, революции, во-вторых, будущего переустройства общества на тоталитарный лад. В эпоху первой русской революции волну народного гнева сравнивали с потопом и с грозным царем Ассаргадоном, а новое устройство мира грезилось русским поэтам египетским и ассирийским, т.е. принижающим личность и возвышающим “домашние”, как писал Мандельштам, коллективные ценности.

Именно в 1917 г. Прокофьев пишет кантату на текст вавилонского заговора “Семеро их”, переведенного Бальмонтом. Семеро – это демоны, берущие власть над миром. У Хлебникова в это же время рождается желание “читать клинопись созвездий” и предсказывать судьбы мира подобно “халдеянину”. Далее идут 30-е годы.

Как я уже сказал, работа Струве с шумерскими хозяйственными табличками приводит к возникновению в советской исторической науке теории о пяти формациях. Вообще в той истории есть пугающие параллели с древностью. Известно, что теория Струве была канонизирована Сталиным в 1938 году. Ему очень понравилось, что на древнем Востоке было рабовладельческое устройство общества. Полстраны к этому моменту уже сидело в сталинских лагерях.

Некоторое время спустя все тот же Струве установил, что у шумеров были концентрационные лагеря, предназначенные для военнопленных женщин и детей.

Он обнаружил донесения надзирателей, сообщавших, сколько народу в этих лагерях умирает ежемесячно. Делались эти сводки для того, чтобы не кормить мертвые души. То есть, лагеря появляются именно у шумеров. Труд военнопленных использовался как на войне, так и на царских работах. Но призывались и лично свободные граждане. Их отрывали от семей, и они массово умирали с голоду, потому что пайки были скудные. Но опубликовать все эти сведения Струве смог только в 1952 году, хотя, несомненно, знал обо всем еще в 30-е.

Как понять эти параллели? Я их понимаю как зеркальное отражение двух эпох на одной исторической оси координат (об этом есть моя статья в “Вопросах философии”, и подробнее я здесь об этом говорить не буду). Конец III тысячелетия до н.э. отразился в конце II-го тысячелетия нашей эры.

Интерес к Месопотамии стихает в России к концу 1940-х годов, когда в европейской культуре вообще прекращается ориентализм… Да, нужно сказать и о двух курьезах. В середине XIX века был такой Платон Лукашевич, который считал, что ассиро-вавилонская культура была древнерусской, а все аккадские слова можно читать по-славянски. А в 20-х годах прошлого века небезызвестный астроном и народоволец Н.А. Морозов попытался на пятистах страницах доказать, что никакой древней Месопотамии не было, потому что всю древнюю историю сочинили средневековые монахи. У каждой эпохи свои фрики.

Хочется в таком случае спросить, чему же именно учились народы, попадавшие в Ирак, у культуры древней Месопотамии?

Ваш вопрос пересекается еще с одним возможным вопросом: "Чему может научиться современный человек у человека древней Месопотамии?" Ведь когда мы изучаем какую-либо культуру, то она неизбежно влияет на нашу картину мира. Китайская учит жить в гармонии с природой и почитать старших, индийская учит понимать устройство сознания, античная дисциплинирует мышление и способствует развитию философского миросозерцания. Так вот, если отвечать с этих позиций, то во все времена у месопотамской культуры можно поучиться нескольким полезным вещам.

Во-первых, это начала разумного бытия: построение государства, организация общественных объединений, законодательство, равновесие между интуицией и логикой, фантазией и здравым смыслом. Во-вторых, это понимание времени и судьбы, небесного и земного, лежащее в основе космического миросозерцания.

В-третьих, это самосознание человека как существа, желающего преодолеть судьбу и смерть посредством ли героического подвига или посредством культурного достижения. Да, человек смертен, но он имеет сознание, разум, а потому он потенциально выше и судьбы, и смерти. Современный космизм и современный иммортализм должны признать в шумерах и вавилонянах своих учителей.

Сперва был эпос о Гильгамеше, а греческая трагедия уже потом. И эпос о Гильгамеше гораздо более позитивен, потому что он подсказывает, как смягчить человеческую трагедию при помощи письма и закона. Кроме того, у шумеров и вавилонян очень развито экологическое сознание. В их традиции только один человек становится равен богам и получает вечную жизнь. Это не царь и не герой типа Гильгамеша, а праведник, который, получив известие о грядущем потопе, делает то, чего боги от него не требуют - спасает в своем ковчеге всех земных тварей. Здесь очень глубокая идея: только спасая в себе весь мир, человек имеет шанс обрести собственное неиллюзорное бессмертие.

Висячие сады Семирамиды. Гравюра неизвестного автора, предположительно XIX век

Специалист, длительное время изучающий шумеро-аккадские тексты, тоже становится немного шумером. Он знает, что все уже было и все проходит; он верит в то, что жизнь и творчество - это хорошо, а смерть – безусловно, плохо; он знает, что только собственные усилия человека в союзе с силами природы могут привести к благоприятному изменению его судьбы. Месопотамская культура дает человеку, который ею занимается, особый, одновременно позитивный и трагический взгляд на мироздание, и как следствие - дополнительные жизненные ресурсы. Ассириологи, как правило, живут долго, до 80 лет и больше.

Теперь, наверное, стоит составить просто технический перечень: какими повседневными вещами мы обязаны той культуре. Сходу приходит в голову календарь – так ли это? В чем тут их вклад?

В политике - двухпалатный парламент (совет отцов города и совет юношей города). В области культуры - письменность (из упрощенной угаритской клинописи появляется финикийский алфавит), школа с разделением программы на науки и гармонические искусства, зодиак с разделением эклиптики на 360 градусов, 12 месяцев и 4 сезона в календаре, 60-тиричные единицы измерения времени, водяные часы, словари, библиотека и библиотечные каталоги, медицинские рецепты. В армии – инженерные войска и разведка.

Да, нам известно, что у шумеров существовали специальные помещения для содержания рожениц и больных. Но о том, как они функционировали, мы ничего не знаем. Кстати, монастырь тоже впервые появляется в древней Месопотамии.

Безбрачные жрицы, посвящавшие себя богам, поселялись в т.н. гагумах. К сожалению, гагумы не вели своих архивов, поэтому мы про них очень мало знаем.

Хочу уточнить: перечисленное - просто месопотамский приоритет, или же эти детали в значительной степени оттуда импортированы были нашей современной культурой?

По-разному. Например, парламент возник у шумеров и у греков самостоятельно, а астрономические и математические достижения вавилонян существенно повлияли на греческую, а затем и на европейскую науку.

Не могу удержаться еще от одного вопроса – современные ассирийцы, представители этого рассеянного малого народа, про которых широкая публика и знает-то лишь, что они монополизировали уличный ремонт обуви, да что сыном этого народа является нынешний первостатейный криминальный авторитет "дед Хасан" (А. Усоян) – а также покойный криминальный авторитет 70-х В. Слива (из знаменитой троицы Иваньков – Слива – Квантришвили). Так вот, в какой мере они являются наследниками культуры древней Месопотамии?

Современные ассирийцы не имеют прямого отношения к ассирийцам древним. Они потомки арамейских племен, смешавшихся с аккадцами в IX-VII вв. до н. э. Современный ассирийский язык - это один из диалектов арамейского. Однако они считают себя наследниками древней традиции. А мы ведь давно приняли, что принадлежность человека к традиции определяется не его происхождением, а идентификацией.

Если человек считает себя древним ассирийцем, интересуется прошлым древнего Ирака, справляет древние праздники, пишет древним письмом – можно только приветствовать это. Хорошо известно, что богатые американские и, например, финские ассирийцы вкладывают немалые деньги в развитие западной ассириологии. Благодаря их поддержке создано немало книг и интернет-сайтов, посвященных языку и культуре древней Ассирии. Если же говорить о криминальных авторитетах, то их хватает у каждой страны и у каждого народа.

Имел ли место культурный контакт Междуречья с цивилизациями, лежащими к востоку от него?

Поскольку на территории Ирака нет никаких полезных ископаемых помимо нефти (а в древности нефть не была никому нужна, шумеры называли ее «плохое масло»; кстати, слово “нефть” происходит от аккад. напту) и очень мало растительности, это предопределило постоянные походы шумерских и аккадских царей на территории к востоку от Междуречья. 

В очень ранние времена ходили в Аратту. Точное местоположение этой страны не известно (индологи считают, что это один из доарийских городов в долине Инда). Зато известно, что шумеры считали себя учениками жителей Аратты, а в аккадском языке arattû означает «совершенный; отлично сделанный продукт». У шумеров и Аратты была одна почитаемая богиня Инанна. Они постоянно обменивались своими товарами: шумеры поставляли в Аратту скот и зерно, а взамен вывозили строительный камень, лес и лазурит.

Ходили шумеры и в горы Загроса, откуда регулярно доставляли асфальт, гипс, диорит, стволы можжевельника. Обо всех этих отношениях, которые были то дружескими, то враждебными, повествуют сюжеты шумерского эпоса и царские надписи. Кроме того, если говорить о материальной культуре, то протоиндийские печати обнаружены на территории древних городов южной Месопотамии. Следовательно, между этими регионами существовали отношения активного экономического и культурного сотрудничества.

Нельзя не вспомнить и о том, что Месопотамия постоянно подвергалась нападению племен, шедших именно с горных районов Востока – эламитов, кутиев, касситов. Кутии и касситы довольно долго были хозяевами Междуречья, но в культурном отношении от них ничего не осталось, кроме царских имен в надписях. Они, разумеется, смешивались с шумерами и аккадцами, так что их дети говорили уже на трех-четырех языках. Для Месопотамии полиглотия вообще была характерным явлением. Царь города Ура Шульги хвастается своим умением переводить с шести языков, и это не пустые слова. Если нормой для обычной семьи было знание двух языков, то остальные шли уже легче.

А на каких языках говорили жители стран к востоку от Междуречья?

К сожалению, точно не известно. Долгое время считалось, что эламиты (жители государства на юго-западе Иранского нагорья) были дравидами. Но теперь эта версия отпала. С кутиями и касситами все еще хуже, поскольку от их языков не сохранилось ничего, кроме имен собственных или имен богов (у касситов).

Некоторое время, с подачи И.М. Дьяконова, в науке держалась версия о родстве шумерского языка и языков мунда – доарийского народа, живущего на севере Индии. Но лингвистический анализ последнего времени (в особенности, сравнительный анализ наиболее частотных слов по спискам Сводеша) показывает, что от этой версии нужно отказаться. У шумеров опять плохо с родственниками.

К слову: события последнего десятилетия в Ираке – их влияние на ассириологию.

Осенью прошлого года силами итальянской экспедиции, возглавляемой профессором Франко д'Агостино, возобновились раскопки в Ираке, прерванные еще войной 1991 года. Действительно, двадцать лет без раскопок - это существенный урон для науки. Но еще больший урон нанесли ассириологии две войны.

Во-первых, иракские музеи были разграблены мародерами. В настоящее время есть достаточно полные каталоги похищенных вещей, счет идет на тысячи экспонатов, преимущественно это небольшие статуэтки адорантов и печати, т.е. то, что можно легко спрятать, и что мало кому известно. Во-вторых, бомбардировщики вели себя, как неграмотные студенты на археологической практике, разрывая слои земли не последовательно, а все вместе. Поэтому после взрывов обнаружилось большое число вещей, которые трудно датировать, поскольку непонятно, какому слою эти вещи принадлежат. В-третьих, на местах бомбежек немедленно оказались полчища черных копателей, которые вывозят вещи, не обозначив места их находок. Все это создает большие проблемы для науки. Вместе с тем, следует отметить пробуждение на северных территориях Ирака особого ассирийского национализма, задавленного до войны суннитской диктатурой.

Для нового ассирийского движения характерен интерес к древностям, к изучению аккадского языка, к организации небольших музеев, в которых были бы представлены вещи из разных эпох истории ассирийского народа. Это интересное явление, я слежу за ним. Появились даже молитвы к ассирийским богам на арабском языке, эдакое иракское неоязычество.

Я полагаю, что в общегуманитарном плане последствия этих двух войн могут быть весьма неожиданными. Они разбудят волну древнего патриотизма иракцев. Этот патриотизм существовал и раньше, поскольку все государи Шумера, Вавилонии и Ассирии считались предками правителей Ирака, а законы Хаммурапи изучались в иракских школах на уроках родной истории. Но теперь он может принять новые культурные формы. В Ираке не может быть исламского фундаментализма, поскольку там слишком много культурных слоев (в многонациональном Иране также богата доисламская культура – однако фундаменталистское государство там – неоспоримый факт. - Л.У.), и призыв “Назад, в прошлое!” неизбежно потянет людей в Шумер.

Получается, что любая культура древности жива до тех пор, пока она продолжает влиять на современное человечество?

Думаю, что да. Мы постоянно находимся в ситуации диалога с тем человеком, который был автором читаемого нами текста. Чем древнее текст - тем больше шансов, что мы не отвергнем его информацию, поскольку люди по природе любопытны ко всему новому, пусть даже оно и забытое старое. Чем лучше забыто это старое, тем больше нам хочется о нем узнать, и тем вернее оно может оказать воздействие на наши мысли и чувства. Человечеству свойственно отвергать то, что было недавно, и тянуться к наследию самых отдаленных предков. Поэтому мы еще долго будем находиться под влиянием месопотамской культуры.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.