28 марта 2024, четверг, 21:57
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

15 ноября 2012, 22:22

Прокурор «смягчил» удар Мирзаева

27 ноября суд огласит приговор по делу чемпиона мира по боевому самбо Расула Мирзаева. На сегодняшнем заседании в Замоскворецком суде прокурор Андрей Сергеев фактически попросил освободить спортсмена. Он практически полностью повторил речь прокурора Юлии Зотовой, которая во время первых прений также просила суд переквалифицировать статью обвинения с «причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего» (ч.4 ст.111 УК) на более легкую - «причинение смерти по неосторожности» (ч.1 ст.109 УК).

Сергеев попросил назначить Мирзаеву наказание в виде ограничения свободы на два года, а поскольку каждый день в СИЗО засчитывается за два дня наказания, не связанного с лишением свободы, у Мирзаева есть шанс выйти уже в день оглашения приговора - он был заключен под стражу 19 августа 2011 года.

Прокурор настаивал на том, что Мирзаев действовал без злого умысла. Вместо того, чтобы нанести серию ударов, он бил слабо и левой рукой. После этого он не скрылся с места преступления, а остался с Агафоновым и даже попытался оказать ему первую помощь. Кроме того, гособвинитель сделал акцент на том, что в деле отсуствуют отягчяющие обстоятельства, зато присутсвует целый ряд смягчающих: явка с повинной, малолетний ребенок на иждивении, положительные характеристики и первое уголовное преследование. Он напомнил, что Агафонов находился под следствием в момент гибели за тяжкое преступление — разбойное нападение с ножом. СМИ сообщили, что его якобы даже отчислили из колледжа МВД за это дело.

Фото: zavtra.ru

Сам Мирзаев в очередной раз принес многочисленные извинения семье погибшего и добавил, что готов принять наказание по статье 109 УК. «Я не бил сильно, и вообще у меня не было никакого умысла причинить боль. Каждый день я думаю, зачем я это сделал, уже год и три месяца», – заявил обвиняемый.

Экспертиза Минздрава также оказалась на стороне Мирзаева, несмотря на то, что так и не смогла однозначно ответить на главный вопрос. Экспертам не удалось установить связь между ударом спортсмена и смертью Агафонова. По словам специалистов министерства, установление причинно-следственной связи выходит за рамки их компетенции. Предыдущие четыре экспертизы, которые проводило Минобороны, не подтвердили вины Мирзаева.

В заключении пятой экспертизы указано, что силу удара Мирзаева определить просто невозможно. Напомним, что на момент конфликта Расул Мирзаев весил 65 кг, его рост составляет 168 см. Мирзаев выступал на соревнованиях в категории до 62 кг. Агафонов занимался в тренажерном зале, на момент конфликта весил 90 кг, его рост составлял 190 см.

Кроме того, отсутствует в экспертизе и пункт о вине врачей, которые якобы вовремя не оказали Агафонову необходимую помощь. Свидетель со стороны потерпевших Дмитрий Могин, который подвозил Агафонова после драки, рассказал, что в больнице врачи не хотели его принимать из-за отсутствия паспорта и медицинского полиса.

Если бы эксперты однозначно установили, что Агафонов погиб в результате удара головой об асфальт, то дело должно быть переквалифицировано на более мягкую статью 109 УК, максимальное наказание по которой — 5 лет лишения свободы. Именно к такому заключению пришли специалисты во время предыдущих экспертиз - было сказано, что при падении тело погибшего получило значительное ускорение за счет удара, нанесенного в скуловую область лица.

В правоприменительной практике схема «прокурор сказал – судья сделал» работает в большинстве случаев. Но как отметил в разговоре с «Полит.ру» адвокат Дмитрий Аграновский, судья может назначить и более тяжелое наказание, чем предлагает прокурор, как это случилось, например, в деле Таисии Осиповой. Тем не менее, судья ограничен назначенной им квалификацией, то есть статьей, по которой проходит обвиняемый.

Хронология событий

13 августа 2011 года около московского ночного клуба «Гараж» в ходе словесной перепалки Расул Мирзаев нанес удар 19-летнему студенту Ивану Агафонову, после чего тот упал и потерял сознание. Друзья помогли Агафонову добраться до больницы, где врачи поставили ему диагноз «отек мозга и последующий отек легких». Водитель, который вез студента в больницу, рассказал, что в машине Агафонов разговаривал, но при этом как будто ничего не помнил. «Меня что, девушка ударила?», — спрашивал он по пути в больницу. Вскоре молодой человек впал в кому. В ночь на 18 августа, не приходя в сознание, он скончался.

Один из свидетелей конфликта — друг Мирзаева спортсмен Артем Карапетян - в интервью «Московскому комсомольцу» рассказал, что еще до инцидента он заметил компанию ребят (среди них был Агафонов), которая приставала к девушкам и вообще очень вызывающе себя вела. Вот как он описал непосредственно конфликт между Мирзаевым и Агафоновым.

«Мы с Расулом стояли напротив друг друга, общались на улице, чуть в стороне стояла его девушка. Алла ждала, пока мы попрощаемся. Я видел, как мимо нее проходил какой-то парень с машинкой, но не обращал внимания на то, что он конкретно делал, что говорил ей. В итоге я услышал, как кто-то крикнул: "Слышь, у нее парень есть!" В этот момент уже подходил его друг, и мы развернулись посмотреть, что там такое. Высокий друг Ивана, не ниже его ростом, спрашивает его: "Что ты тут делаешь?" Тот ему отвечает: "Телку снимаю". И его друг отходит в сторону, а Иван идет как бы по кругу. А дальше — диалог.

Расул: Это моя девушка.

Иван: Ну и что, я сейчас и тебя сниму.

После чего Иван заходит мне за спину, а Расул ставит ногу на игрушечную машинку и говорит: "Точно снимешь?” Тот ему: "Да". Причем он сказал не просто "да", а с резким жестом вперед, с такой интонацией, что он уверен, что "снимет" его».

После этих слов и последовал один-единственный злополучный удар. Первыми, кто оказал помощь молодому человеку, как ни странно, оказались сам Мирзаев и Карапетян. После того, как парень немного пришел в сознание и самостоятельно смог встать на ноги, друзья увезли его в больницу.

На следующий день после смерти Агафонова Мирзаев в сопровождении адвоката добровольно явился в Следственный комитет. После допроса его арестовали. Спортсмену было предъявлено обвинение, а 24 августа, несмотря на ходатайства депутатов Народного собрания республики Дагестан, суд постановил заключить Мирзаева под стражу.

12 января 2012 года суд смягчил обвинение на «причинение смерти по неосторожности» и на следующий день освободил спортсмена из-под стражи под залог в 100 тысяч рублей. Решение суда чуть не обернулось массовыми акциями националистов. В интернете появились сообщения с предложением устроить на Манежной площади акцию протеста, а представители спецслужб выяснили, что националисты готовили шествие по Комсомольскому проспекту. Чтобы не допустить повторения событий, произошедших на Манежной площади в 2010 году, когда националисты устроили массовые беспорядки после убийства выходцами с Кавказа болельщика «Спартака» Егора Свиридова, оперативники встретились с самыми влиятельными лидерами московских фанатских группировок и «дали понять», что лучше в этот день остаться дома.

Оксана Михалкина

13 января Могсорсуд отклонил решение об освобождении под залог и возвратил дело в прокуратуру, а через месяц Мирзаеву повторно было предъявлено обвинение по первоначальной статье. Затем дело несколько раз попытались переквалифицировать, следствие даже заявило, что потеряло главное доказательство в деле — пленку с видеозаписью конфликта, однако ее успели восстановить. Адвокат семьи потерпевших Оксана Михалкина пожаловалась на друзей Мирзаева, которые ей якобы угрожали. Отец Агафонова назвал девушку Мирзаева «дрянью» и сообщил, что друзья спортсмена пытались поговорить с ним «по-мужски». В итоге Алла Косогорова подала в суд на Александра Агафонова, однако дело развалилось. 

Во время сегодняшнего заседания Мирзаев попросил осудить его «как россиянина». «Я всегда выступал за Россию,  а не за Кавказ», — подчеркнул чемпион мира по самбо.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.