Фантаст в России – больше, чем фантаст

19 ноября в Санкт-Петербурге на 80-м году жизни скончался известный писатель-фантаст Борис Стругацкий. «Полит.ру» побеседовал с литературным критиком и писателем Романом Арбитманом о творчестве известнейшего литературного дуэта - братьев Стругацких.

Какое значение имел феномен братьев Стругацких для советской культуры?

На мой взгляд, братья Стругацкие занимают совершенно особое место в нашей литературе. Они не просто были первыми и главными фантастами. Евгений Евтушенко говорил про поэтов: «Поэт в России больше, чем поэт». Так и фантаст в России – больше, чем фантаст. В условиях отсутствия гражданского общества фантастика брала на себя чужие функции. Это была и социология, и футурология, и психология. Она выполняла функцию социальной сатиры, в конце концов. Фантастика – это была наше все. И Стругацкие замечательно демонстрировали разные ее грани. С одной стороны, это была «Сказка о тройке», с другой – «Улитка на склоне», с третьей стороны – «Обитаемый остров».

Какова была роль Бориса Стругацкого в этом творческом тандеме?

Братьев нельзя разделять. Сейчас выходит в свет их переписка. Эти удивительные книги демонстрируют, что не было отдельно Аркадия Стругацкого и Бориса Стругацкого. Это – нерасчленимый феномен. Они даже договорились друг с другом не подписываться своими фамилиями и именами, когда писали отдельно друг от друга.

Как вы оцениваете их влияние на российскую фантастику? Были ли у них последователи?

В 90-е годы был такой проект: «Время учеников». Современные фантасты пытались достроить свои произведения в мире Стругацких. И, кстати, тогда здравствующий Борис Стругацкий наблюдал за этим с интересом. Сами организаторы понимали, что проект отчасти провокационный. Он обнажил то, что все понимали - между Стругацкими и всеми остальными существует огромная дистанция. И когда неплохие, в общем-то, писатели попытались достроить миры братьев, выяснилось, как велика эта дистанция. Те, кто участвовали в проекте, даже сами не понимали, что они своим творчеством демонстрируют этот разрыв.

Каков ваш взгляд на творчество Стругацких из нашего времени? Актуальны ли проблемы, которые они подняли, до сих пор?

Может быть, какие-то отдельные их произведения и устарели, но лучшие вещи актуальны и сейчас. То, о чем они предупреждали в 60-е, 70-е годы и т.д. – это все не умерло, лишь несколько сместились акценты. Главная проблема, о которой тревожились Стругацкие и в советские, и в постсоветские времена – это массовый невоспитанный человек, лишенный культуры, который не понимает, что такое культура и образование. Если такой человек при этом витальный и активный, он может принести проблемы обществу. И нынешнее время это демонстрирует, такие люди во власти приносят колоссальные беды стране. Человек, лишенный культурных ориентиров и не понимающий этого – катастрофа.

Какие произведения Стругацких вы бы посоветовали прочитать читателям «Полит.ру» в первую очередь?

Я бы предложил ознакомиться с их произведениями из разных областей. Я бы порекомендовал и «Понедельник начинается в субботу», и «Трудно быть Богом». А отдельно я бы рекомендовал «Улитку на склоне». Это вещь, главы которой изначально печатались отдельно, и сейчас собраны вместе. А еще есть прекрасная повесть «Гадкие лебеди». Она была упрятана в роман «Хромая судьба», но, на мой взгляд, «Гадкие лебеди» – это самостоятельное произведение. Эта простая и страшноватая вещь. Она о том, как мы будем воспринимать будущее, в котором мы окажемся лишними. Эта проблема, которая до сих остается актуальной. Чувство будущего, которое не для тебя. Как в нем жить? Это одна из проблем «Гадких лебедей».