Бунт снаружи и внутри

Заключенные колонии номер 6 в южноуральском городе Копейске, несмотря на заверения руководства о завершении беспорядков, вторые сутки отказываются выполнять законные требования и продолжают акцию протеста.

По информации издания Life News, в понедельник на переговоры с бунтующими заключенными в колонию прибыл заместитель руководителя ГУ ФСИН России. На улице его встретила толпа заключенных из пятиста человек. Осужденные на месте выбрали инициативную группу из 10 человек, которые пошли в здание местного клуба для переговоров.

Утром в понедельник пресс-служба ГУ ФСИН по Челябинской области сообщила, что бунт заключенных в колонии Копейска прекратился. Руководитель пресс-службы Иван Мишанин заявил, что около двух часов ночи режимный коридор, где проходила акция протеста, покинули последние заключенные, и в настоящее время деятельность исправительной колонии проходит в строгом соответствии с распорядком дня. Урегулировать ситуацию, по словам Мишанина, помогли родственники осужденных, которых вечером в минувшее воскресенье с разрешения администрации колонии пустили на ее территорию вместе с представителями СМИ. Он также подчеркнул, что официальных отказов от пищи не было.

Кроме того, в пресс-службе ведомства заявили, что в ходе инцидента силовые действия против осужденных не применялись, а спецназ не привлекался. Информацию о «жесткой зачистке» бунтующих ОМОНом в пресс-службе ГУ ФСИН назвали «выбросом негативной информации в интернете» в отношении деятельности ФСИН в регионе, который был направлен «на дестабилизацию обстановки в исправительном учреждении». Силовики также не подтвердили информацию о том, что некоторых зачинщиков бунта в Копейской колонии срочно переводят в исправительные учреждения Пермского края.

Заявление пресс-службы ФСИН опровергла координатор социальной сети Gulagu.net в Челябинской области, сотрудник информационно-правозащитного центра «Русский вердикт» Оксана Труфанова. В интервью газете «Известия» она заявила, что акция протеста заключенных колонии строгого режима № 6 в Копейске продолжается.

«Даже если поверить версии о том, что в колонии № 6 была мирная акция и люди разошлись, почему тогда сейчас под воротами колонии находятся члены Общественной наблюдательной комиссии Челябинской области, а также журналисты и родственники заключенных? Всех их обещали запустить в колонию. Если все нормализовалось, следовательно, опасности никакой нет, почему тогда нарушается федеральный закон о членах ОНК? Некоторые заключенные до сих пор находятся на крыше», - сказала Оксана Труфанова.

По ее словам, родственникам осужденных, дежурящих возле колонии, угрожают, что снова спустят на них ОМОН, если они не разъедутся по домам.

Мы будем стоять, пока не выполнят наши законные требования

Известный правозащитник и журналист Валерий Борщев подробно рассказал «Полит.ру» о том, как начался бунт заключенных в ИК №6 в городе-спутнике Челябинска Копейске. События начали развиваться утром 24 ноября. В субботу в колонии без объяснений причин был отменен «родительский день», что и стало формальной причиной начала беспорядков. «Как мне сообщили члены ОНК, заключенные возмутились постоянными поборами. Они не пожелали идти в помещении, заявив, что требуют разбирательства. Начальник вызвал ОМОН и начались избиения», рассказал Валерий Борщев.

Заключенные потребовали ослабить режим содержания, а также освободить нарушителей из штрафного изолятора. Бунтующие стояли на крышах тюремных блоков, укрепив на них сшитые из простыней транспаранты с призывами «Люди, помогите», а также кричали о том, что они начали массовую голодовку. Кроме того, часть заключенных захватила вышку вентиляции и водонапорную башню, разместив на них лозунги. Позже около 250 человек, периодически сменяясь, захватили помещение в жилой зоне колонии. Члены ОНК считают, что всего в акции протеста участвуют полторы тысячи заключенных.

Cобеседник «Полит.ру» также рассказал, что членов ОНК вначале просто не пустили в колонию, поэтому им пришлось обратиться к помощи уполномоченного по правам человека в России Владимира Лукина. Только после его вмешательства тюремное начальство пустило представителей ОНК.

Справка:

Исправительная колония №6 (ФКУ ИК-6) располагается на окраине Копейска, примерно в 20 км от Челябинска. Официальный сайт: www.fbyik-6.ru. В годы Великой Отечественной войны в Копейске дислоцировалась группа лагерных отделений для военнопленных и интернированных. После войны на территории 8-го лагерного пункта для военнопленных образовалась исправительно-трудовая колония. Официальной датой образования учреждения является 26 сентября 1948 года. Тогда приказом МВД СССР лагерное отделение №9 было реорганизовано в режимное лагерное отделение с лимитом наполнения 1100 военнопленных. С  2011 года учреждением руководит подполковник внутренней службы Механов Денис Сергеевич. В колонии имеется свое подсобное хозяйство: свинарник, крольчатник и теплица. Имеется банно-прачечный комбинат, сапожная мастерская, магазин для осужденных. Эта колония строгого режима, однако, в ней содержатся те, кто был лишен свободы впервые. Здесь их называют «первоходами» или «жуликами» Лимит наполнения колонии составляет 1573 человек, однако, в настоящее время здесь отбывают наказание 1,7 тысячи заключенных. Одним из «знаменитых» сидельцев ФКУ ИК-6 явялется бывший замгубернатора Челябинской области Виктор Тимашов, который был осужден за взятку.

Дубинками давай всех подряд долбить

После начала беспорядков у входа в колонию начали собираться родственники и друзья заключенных. Как пишет «Российская газета», акцию протеста заключенных прибыли поддержать более 300 гражданских лиц. К шести вечера они собрались у стен колонии и начали вести себя крайне агрессивно. Сначала в адрес полицейского оцепления раздались нецензурные выкрики, затем полетели стеклянные бутылки. Как сообщили очевидцы, среди собравшихся у стен ИК №6 было много пьяных молодых людей, а также бывшие заключенные. Одна из групп даже совершила попытку протаранить оцепление на «Жигулях». 

Около 23:00 прибывший на место ОМОН разогнал собравшихся у стен исправительного учреждения, задержав при этом 38 человек. Вскоре в интернете появились видеоролики, в которых пострадавшие рассказывали о насилии со стороны ОМОНовцев. В одном из роликов мужчина с разбитыми головой и лицом рассказывает, что полицейские разбили лобовое стекло в его «Жигулях», в которых он находился вместе с женой и ребенком, а его самого избили. Кроме того, Оксана Труфанова утверждала, что ее сбили с ног ударом дубинки по голове, приказав молчать. В пресс-службе ГУ МВД России по Челябинской области позже заявили, что при разгоне людей у стен исправительной колонии получили травмы восемь сотрудников ОМОНа.

Нам надо, чтобы освободили Гиви

Вечером в пятницу в колонию прибыл уполномоченный по правам человека в Челябинской области Алексей Севастьянов. Омбудсмен посетил промышленную часть колонии с водонапорной башней, куда забрались несколько заключенных, а также встретился в жилой зоне с лидерами акции неповиновения.

Заключенные потребовали прекращения вымогательства денег и закрытия секций дисциплины и порядка (СДиП), в которых применяются «пыточные условия содержания».

«Один из заключенных утверждает, что его перевели из так называемой «адаптации» в общий отряд только после того, как он заплатил 15 тысяч рублей, – отметил Алексей Севастьянов. – В среднем «добровольные пожертвования», со слов граждан, составляют до 200 тыс. рублей. Необходимо проверить данную информацию. К сожалению, это уже далеко не первая жалоба на поборы».

В разговоре с Алексеем Севастьяновым активисты также потребовали освободить из изолятора некоего Гиви, по прямому распоряжению которого можно будет отменить голодовку. Позже в интревью журналистам Севастьянов отметил, одной из причин волнений стала информация о том, что заключенного по имени Георгий избили в специзоляторе. Сотрудники ГУФСИН в свою очередь заявили, что на теле заключенного нет следов побоев, и отказались выпускать его из изолятора.

Челябинский омбудсмен сообщил журналистам, что он доложил о сложившейся в Копейске ситуации Владимиру Лукину, который со своей стороны изъявил готовность принять участие в разрешении конфликта.

В колонию допустили родственников и правозащитников

Днем 26 ноября издание Life News сообщило, что в копейскую ИК-6 допустили родственников осужденных и правозащитников. На переговоры также прибыл заместитель руководителя ГУ ФСИН России. Кроме того, 27 осужденных написали заявления с жалобами на вымогательство денег за условно-досрочное освобождение.

«Людей здесь унижают и морально, и физически, и психологически, при этом все снимают на камеру. Например, как человек в абсолютно голом виде находится более получаса, - рассказал изданию один из заключенных. - Второе - это постоянные поборы. И третье касается отрядной адаптации вновь поступивших. Вместо разъяснения правил поведения, законов - только унижения физические и психологические, связанные именно с содержанием».

В колонии начали служебную проверку по всем заявлениям о вымогательстве со стороны сотрудников. Заместитель прокурора Челябинской области Евгений Саломатов в свою очередь пообещал, что по каждому заявлению будет принято процессуальное решение.

Ранее в понедельник сообщалось, Следственный комитет России начал проверку в связи с бунтом в колонии №6 под Копейском. При этом, требования об ослаблении режима, выдвигаемые заключенными, в СКР заранее считают необоснованными.

Челябинская область - неблагополучный регион для заключенных

Летом 2012 года начальник ФКУ ИК-6 Денис Механов подал в суд иск о защите чести и достоинства на заключенного Даниила Абрамова, рассказавшего правозащитникам о том, что охранники вымогали деньги и избили до смерти другого осужденного - Николая Коровкина. Проведенная прокурорская проверка позже показала, что Коровкин умер от ВИЧ-инфекции, после чего в отношении Абрамова было возбуждено уголовное дело по факту заведомо ложного доноса.

Между тем, как подтвердил в интервью «Полит.ру» Валерий Борщев, вымогательство денег в колониях - не такая редкая вещь. Собеседник отметил, что Челябинская область вообще не благополучный регион для заключенных, наравне со Свердловской и Ростовской областями. Но, несмотря на многочисленные обращения в прокуратуру, ситуация в этих регионах не меняется. Именно в Челябинской области несколько лет назад были убиты четверо заключенных. В ходе расследования выяснилось, что они погибли в результате избиений сотрудниками колонии.

Заместитель председателя ОНК Москвы Анна Каретникова в интервью «Полит.ру» также подтвердила, что из колоний в Челябинской области часто поступают сообщения о пытках и случаях применения насилия по отношению к заключенным.

А представитель фонда «Общественный вердикт» Олег Новиков в свою очередь отмечает, что заключенные просто так на бунт бы не пошли. «Прежде чем решаться на подобные меры, люди, отбывающие там наказание, несколько раз подумают. Потому что нарушение тюремного режима чревато жесткими и при этом законными санкциями», - рассказал он «Полит.ру».

Олег Новиков напомнил, что специальные отряды в тюрьмах имеют все права для пресечения подобных действий заключенных. Он также сообщил, что жалоб из копейской ИК-6 в «Общественный вердикт» ранее не поступало. При этом собеседник «Полит.ру» акцентировал внимание на том, что из его практики это первый случай, когда заключенных поддержали по другую сторону забора.