О людях и нелюдях в науке

 12 ноября в США в возрасте 92 лет умер Владимир Сергеевич Багоцкий - главный разработчик аккумуляторов для первого советского спутника (1957 г.), ближайший соратник Александра Наумовича Фрумкина – основоположника российской электрохимической школы. Владимир Сергеевич много лет руководил отделом в Институте электрохимии РАН, которому позднее было присвоено имя А.Н.Фрумкина.

С 2005 г. этот институт присоединен (вместе со своим именем) к более масштабному Институту физической химии РАН, что, казалось бы, никак не отменяет ни истории института, ни существовавших в нем традиций.

Биография Владимира Сергеевича необычна, вот ее короткое изложение.

***************************************************

Владимир Сергеевич Багоцкий родился 22 января 1920 года в Швейцарии, в Берне. Учился в частных школах, затем в гимназии, освоил язык эсперанто. Его отец – врач по образованию – работал в Красном кресте, затем семья перебралась в Москву, где Владимир Сергеевич поступил в МГУ. Познакомившсь с Александром Наумовичем Фрумкиным, он выбрал в качестве специализации электрохимию, и по окончании университета остался на кафедре. Тщательно записанные им лекции А.Н.Фрумкина стали затем основой для самого первого отечественного учебника «Кинетика электродных процессов» (А.Н. Фрумкин, В.С.Багоцкий, З.А.Иофа, Б.Н.Кабанов, 1952).

Однако время было плохое, в 1949 г. Владимира Сергеевича уволили из МГУ за космополитизм и «политическую незрелость». С большим трудом ему удалось устроиться на работу во ВНИИТ (Всесоюзный научно-исследовательский институт источников тока), где в 1951 году он был назначен начальником лаборатории. В то время возникали все новые приложения в области, которую сейчас принято называть «электрохимической энергетикой» - требовались аккумуляторы и для «мирных» целей, и для военной техники.

Владимир Сергеевич и его жена, Ирина Евгеньевна Яблокова, занимались разработкой аккумуляторов большой ёмкости, которые могли бы функционировать в разных жёстких условиях.

В середине 50х годов во ВНИИТ начали поступать заказы от ракетно-космической промышленности - требовались специальные аккумуляторы, способные работать в условиях космоса. Начался длительный период совместной работы с ОКБ-1 – организацией, которая занималась подготовкой космических полётов, ею руководил академик С.П. Королёв.

Вышло постановление Правительства о создании в двухмесячный срок специальной аккумуляторной батареи. Это задание во ВНИИТе было выполнено в срок, что позволило запустить космическую ракету с собакой Лайкой на борту. Затем удалось наладить массовый выпуск новых в те годы высокоэффективных серебряно-цинковых батарей для космической техники. Владимир Сергеевич и Ирина Евгеньена участвовали в запуске космических ракет до 1965 года.

Под руководством Владимира Сергеевича Багоцкого и с его непосредственным активным участием в 1950-е годы были проведены обширные фундаментальные, опытно-конструкторские и технологические работы, которые завершились созданием различных типов источников тока. В 1959 г. В.С. Багоцкому была присуждена ученая степень доктора технических наук без защиты диссертации. За эти работы В.С. Багоцкий был дважды удостоен ордена Трудового Красного Знамени (1956 и 1957 гг.), а после успешного полета первого космонавта в 1961 г. ему была присуждена высшая награда Советского Союза – орден Ленина. После запуска первого в мире искусственного спутника Земли В.С. Багоцкий был награждён Большой Бронзовой Медалью Президента Академии наук СССР.

После создания Института электрохимии АН СССР Владимир Сергеевич и некоторые его ученики перешли из ВНИИТа в этот институт и последовательно занимались фундаментальными исследованиями, связанными с различными источниками тока – в том числе топливными элементами и литиевыми аккумуляторами, а также продолжали разнообразные прикладные работы. В.С.Багоцким были опубликованы три фундаментальных монографии, одна из них (совместно с А.М.Скундиным, «Химические источники тока») позднее издавалась также в переводе на английский.

После выхода на пенсию Владимир Сергеевич перебрался в США, где живет и работает семья его дочери, и там продолжал очень активную профессиональную деятельность. В издательстве Wiley в 2006 году вышло второе англоязычное издание его учебника Fundamentals of Electrochemistry, очень существенно дополненное, а в 2009 – новая монография Fuel Cells: Problems and Solutions (2009). После этого он начал писать еще одну книгу, некоторые главы которой успел закончить. В США имеется очень крупное научное общество – Electrochemical Society (ECS), которое в 2010 г. организовало чествование Владимира Сергеевича на ежегодной конференции, а затем был выпущен специальный номер ECS Transactions с подзаголовком «Professor V. S. Bagotsky: 65 Years in Theoretical Electrochemistry, Electrocatalysis, and Applied Electrochemistry». Российские коллеги, как и американские, и европейские, неизменно восхищались фантастической работоспособностью и профессиональным долголетием В.С.Багоцкого.

*****************************************

Как это принято среди людей, ученики и коллеги вспоминают покойного. В частности, в ИФХЭ РАН написали некролог и повесили его в двух местах – в скромном небольшом корпусе бывшего Института электрохимии и в основном здании бывшего Института физической химии, все это по Ленинскому проспекту 31, строения 5 и 4 соответственно, все это ныне объединенный институт ИФХЭ РАН.

Сообщение в сети из этого института о последующих событиях (к сожалению, при обращении с вопросами к сотрудникам ИФХЭ РАН это сообщение подтверждается) выглядит так:

Несколько дней назад, когда пришла печальная новость, оставшиеся ученики и сотрудники повесили некролог. Так потом их вызвал замдиректора по режиму некто Армашов, топал ногами, кричал, с какой стати они повесили некролог без его ведома! Что якобы Багоцкий - эмигрант и сбежал из СССР! Ему пытались объяснить, что это неправда, что уехал он уже выйдя на пенсию, к детям, которые к тому времени жили в США. Я считаю, что это - вопиющая неблагодарность! Владимир Сергеевич работал в том числе и на космос, был кавалером ордена Ленина.... Неужели теперь идет повторение 37-го года и весь этот бред - инициирован сверху? Некролог в главном здании ИФХЭ РАН сняли…..

Да, некролог действительно был снят со стены главного здания института.

В присутствии людей. Некоторые из них пытались возражать.

Говорят, некролог был унесен завхозом, но затем все-таки возвращен в лабораторию.

Мы полагаем, что гражданам страны полезно знать как имена своих героев, так и имена своих нелюдей. Хотя в этом знании и есть много печали. Вышеупомянутый персонаж на сайте института титулован как заместитель директора института по кадрам, охране и режиму Борис Иванович Армашов. Следует признать, что директор ИФХЭ РАН, академик РАН Аслан Юсупович Цивадзе, умеет подбирать кадры и соблюдать режим.

Режим этот далек от академических традиций и вызывает ассоциации с лагерным.