19 марта 2024, вторник, 06:40
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Контрреформы Шойгу

«Дело "Оборонсервиса"» продолжается. Появляются новые подозреваемые чиновники из Минобороны, продляются сроки ареста, раскрываются новые подробности махинаций. И готовятся иски по отмене ранее заключенных сделок. Последнее ставит под сомнение продолжение «сердюковской реформы армии» при Сергее Шойгу.

 Дела людей, связанных еще недавно с Минобороны, идут, мягко говоря, неважно. Вернее: дела идут. Два фигуранта дела «Оборонсервиса» Максим Закутайло и Екатерина Сметанова (контора, из-за которой сняли министра обороны Анатолия Сердюкова и которая выполняла для министерства множество аутсорсинговых функций и распоряжалась большим хозяйством) проведут в заключении как минимум еще два месяца. Как сообщил адвокат одного из фигурантов Олег Бессонов, следствие рассчитывает задержать подозреваемых в СИЗО до 10 февраля. Следователи уже направили ходатайство об этом в суд и надо полагать, что суд согласится с их доводами.

Сама Сметанова вроде бы дает показания и активно сотрудничает со следствием, так что нас ждет еще немало удивительного и скандального в «деле «Оборонсервиса»». Тем более, что дело не одно, дела множатся. Скажем, Следственный комитет 6 декабря сообщил, что заведено еще одно уголовное дело — на сей раз по факту незаконной реализации нефтеперевалочного комплекса на мысе Мохнаткина в Мурманской области. Подозреваемые — чиновник департамента имущественных отношений Минобороны, который, как ему и положено, имущество реализовал, а также «лица, выполнявшие управленческие функции в дочерних зависимых обществах ОАО «Оборонсервис» и сторонних коммерческих предприятиях» (это так Следственный комитет их определил).

Комплекс, как полагают следователи, был продан по заниженной цене, государство потеряло почти 250 миллионов рублей. Чиновники департамента, соответственно, подготовили «неправильную» оценку и документацию и отправили на подпись министру обороны (это в сообщении СК особо подчеркивается - «должностные лица Департамента имущественных отношений Минобороны России подготовили и подписали у Анатолия Сердюкова, на том момент Министра обороны России, правовые акты»). Руководила департаментом некогда и самый известный фигурант «Дела «Оборонсервиса» Евгения Васильева, при обыске квартиры которой следователи чуть ли не Сердюкова застали. Это вам не шутки — теперь уже не только специалист по телепропаганде Аркадий Мамонтов прямо связывает дела в «Оборонсервисе» с экс-министром, но и пресс-служба Следственного комитета, то есть люди куда более грозные и ответственные за свои слова.

И мотивация для дела очень грозная: «указанный комплекс является единственным объектом, обеспечивающим функционирование Северного флота, других сил и войск, дислоцирующихся на Кольском полуострове», - сообщает Следственный комитет. И добавляет, что командование Военно-морского флота протестовало против сделки и неоднократно сообщало об этом в министерство, но комплекс все равно был реализован в октябре 2012 года. Только благодаря вмешательству следователей, гордится пресс-служба СК, «незаконную сделку» удалось пресечь.

Комплекс на мысе Мохнаткина. Фото: Igor Kudrik/bellona.ru

Со сделкой, вполне вероятно, и впрямь «нахимичили», но интереснее тут другое. У нас на глазах «непробиваемые» позиции министерства обороны времен Сердюкова, стоявшие на манер Шевардинского редута последние несколько лет под огнем канонады генералитета, начинают продавливаться военными. Реализация непрофильного имущества — а нефтеперевалочный комплекс, как кажется на сторонний взгляд, именно такое имущество для министерства, в чьи обязанности входит воевать и готовить войска к боевым действиям, а не нефтью заниматься — была одним из центральных пунктов «сердюковской» реформы вооруженных сил. Теперь она последовательно подвергается критике, и уже не военных, а следователей. Это делает пересмотр стратегии и откат назад более чем вероятным.

Сигналы об этом уже слышатся и из Минобороны. Новый министр обороны Сергей Шойгу, сообщил глава того самого департамента имущественных отношений Дмитрий Куракин, подумывает о передаче функций по продаже активов Минобороны из самого ведомства Росимуществу. И, разумеется, настаивает на возврате в собственность министерства того, что было продано с нарушениями.

Это, конечно, еще не отказ от самой концепции приватизации непрофиля, но что-то идейно близкое. Позиции генералитета, надо полагать, теперь у министерства будут в большей чести, по крайней мере некоторое время. Военные это вполне почувствовали: всяческие заявления об увеличении срока службы (с такой инициативой недавно выступил глава думского комитета Комоедов, Генштаб потом оправдывался) — своего рода арт-подготовка и заявка на пересмотр результатов «сердюковской» реформы. И министерское имущество может стать, да наверняка и станет, одним из самых интересных полей для битв по этому поводу. В свете мировой истории все очень логично: была реформа, стало быть наступило время для контрреформы, даже если все вокруг говорят, что «реформа будет продолжена».

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.