Мы культивируем чувство собственной значимости

Мы продолжаем публиковать материалы в развитие специального проекта «Полит.ру», посвященного проблемам гражданской самоорганизации, препятствиям, возникающим на пути коллективного действия и способам преодоления этих препятствий. Проект начался публикацией новой книги известного социального мыслителя, профессора и заведующего кафедрой Прагматики культуры НИУ ВШЭ, основателя и управляющего рекомендательным сервисом Имхонет, автора переведенных на различные языки книг «Экономика символического обмена» и «Манифест новой экономики» Александра Долгина - "Как нам стать договоропригодными, или Практическое руководство по коллективным действиям".

Об организации "женского сообщества" в интернете и о разнице между одноранговыми и иерархическими системами рассказал «Полит.Ру» руководитель проекта Ева.Ру Владимир Волошин.

С чего началась ваша история с созданием собственных интернет-проектов?

Я по образованию врач-педиатр. Буквально на первом занятии по пропедевтике детских болезней преподаватель объяснил, что педиатры должны в первую очередь наладить контакт с мамой. Потому что если она вас не пустит к ребенку, то соответственно нет предмета вашей профессиональной деятельности.  Корни в том, что с института я учился общаться с женщинами. Получается, что это мое профессиональное качество! А в интернете  произошла эволюция.

Как вы превратились из портала про медицину в женский сайт?

Мы же очень быстро после запуска Доктор.ру в 1997 г. открыли сайт Мама.ру. Сначала создали в рамках «Доктора» небольшой проект - календарь беременности. И вдруг - как хлынул туда народ! Я понял, что существует целое материнское направление, под которое стоит открыть отдельный сайт.

Потом мы к Мама.ру прикрутили форумы. Когда появилась площадка для общения, завязалась коммуникация между пользователями. А уже когда был наработан опыт Мамы.ру, возникла идея чисто женского сайта. Одно вытекало из другого, а не то что я сидел под яблоней, яблоко мне упало на голову, и я придумал закон всемирного тяготения. Нет, это эволюция.

В чем заключались принципиальные отличия Ева.Ру ?

Ева.Ру - иерархически структурированное сообщество. На портале собрались люди, которые сначала просто слушали, потом начали друг с другом общаться. Раз есть уже некий коллектив людей, значит нужно его структурировать, то есть внедрить в него иерархию. Это мы и сделали с помощью достаточно простых приемов.

Смотрите, вот Twitter - горизонтальная  одноранговая система, и активность соответствующая. Очень напоминает вирус: бац, грипп, очаг и пошли волны. А сложная иерархическая система, может быть, не так быстро реагирует, но собирает больше ресурсов, то есть там можно создавать непростые виды активности.

Все десять лет вы только растете?

Ева.Ру, как старый самодостаточный проект уже сформировалась на определенном уровне, и принципиально расти ей сложно. Нет, уже не растет так бурно, как раньше. У любой модели в развитии есть какие-то пределы роста. К сожалению, когда строишь структурированное сообщество, оно не может быть большим. Твиттер может быть гигантским, Фейсбук, ВКонтакте тоже. Но вертикальное позволяет большего добиться.

Чем иерархически-структурированное сообщество отличатся от горизонтального?

Взять  хотя бы историю с назначением Шойгу. У нас что, он один остался для затыкания всех дыр? Это как раз говорит о том, насколько сообщество топ-менеджеров России небольшое - и настолько консолидированное. Это не Твиттер, где миллиард одноклеточных существ. Неважно, сколько их погибло, новые прибудут! Здесь каждый социализированный и вытащенный на определенную ступеньку индивид - на вес золота. Но и умеет многое. А если бы первого попавшегося с улицы взяли, он бы не  справился. У него нет необходимых для этого навыков и социальных связей, которые имеются у Шойгу. А ведь Сергей Кужугетович - представитель такого социума, который очень долго выращивался и развивался.

Ранг “еварушницы” зависит от количества яблок на главной странице профиля. В чем преимущества у человека, у которого много яблок?

На сайте учитывается активность пользователей. Система карьеры выстроена таким образом, что если ты просто сидишь и не делаешь ничего общественно-полезного, то и не продвигаешься.

Мы же, как администрация сайта, выстраиваем систему ценностей. Если пользователь делает что-то примитивное, то ему даются самые простые поощрения. А если твоя активность очень развита: ты принимаешь участие в деятельности общественных редакций, модерируешь  контент или участвуешь в коммерческих акциях, которые мы организовали, то поток яблок на тебя просто обрушивается, и ты становишься высокоранговой особью.

Зачем вы построили подобную иерархичную систему?

Человек - раб обстоятельств, он занят рутиной. Из дня в день он встает, умывается, чистит зубы, идет на работу и так далее. У него все расписано, и нет времени проявить свою индивидуальность.

Мы всего лишь создаем среду, чтобы он смог проявить себя, поощряем и закрепляем это его стремление подняться на ступеньку выше. Тут ведь не только раздаются яблоки, на самом деле мы раздаем то, чего человеку в реальной жизни не хватает. Мы ему внедряем  чувство собственной важности, люди очень этого хотят.

Мы внедряем носители статуса и распространяем их. Но получить тот или иной носитель статуса можно, естественно, делая то, что выгодно нам. А нам выгодно, чтобы люди на Еве.ру вели себя активно, и проект развивался.

В чем бизнес-задача портала?

Мы зарабатываем на медийной рекламе. Нужно, чтобы к нам ходил народ. Нет смысла собирать громадную редакцию хороших авторов, которые будут писать умные тексты. Мы не конкуренты глянцу и крупным издательским домам, поэтому родилась идея сделать место, в котором люди бы варились сами по себе. Не развлекать посетителей, а сделать так, чтобы они сами себя развлекали, сами собой управляли, - а мы бы только рекламу размещали и зарабатывали деньги.

У вас есть какие-то формы социального активизма?

Есть разнообразные формы: и помощь детским домам, и благотворительность, и помощь бездомным животным. На самом деле пик благотворительности мы уже прошли давно. Этот модный тренд завершился в году пятом-шестом, ну может в седьмом.

Благотворительность никуда не девается, просто меняется ее формат. Если раньше все собирали деньги для онкологически больных детей, то сейчас «ааа! пожар, спасаем погорельцев!». Смыло где-то кого-то - все рванули туда. Но это не более чем  очередная мода.

Какие мини-сообщества посетительницы создают на форумах?

В основном очень практичные. Совместные покупки - самый практичный совместный социальный проект.

А как устроены ваши “коллективные покупки”: женщины собираются, покупают вместе вагон памперсов, потому что получается дешевле, чем покупать их поодиночке?

Упрощенно - да. Как и во всяком деле формируется круг профессионалов, которые на этом деле зарабатывают. По началу кому-то в голову пришла светлая идея: «Купим-ка мы вагон памперсов!». Ее реализовали. В следующий раз собрались так же, купили вагон детского питания, или женской обуви, или, может быть, кафельной плитки. Постепенно женщины разбились на  специализации: одна по памперсам, другая по плитке,  третья по продуктам питания. Люди очень быстро смекнули, что на этом коллективных покупках можно заработать. Это отчасти бизнес, а отчасти такие совместные действия. Благотворительность давно уже - глобально - умерла, а совместные покупки бессмертны. Если есть коммерческая выгода, то дело будет жить и побеждать. На энтузиазме долго не протянешь. На энтузиазме вообще ничего долго не живет.

Как вы оцениваете возможность российских людей без заранее созданной платформы объединиться в клуб?

Люди могут объединиться во что угодно, если у них есть такая внутренняя потребность в объединении. Когда мы говорим: «А могут ли русские люди объединиться вокруг чего-либо совершенно им ненужного», то мы сами уже отвечаем на вопрос. Не могут, потому что им это не нужно.

Ведь нельзя заставить велосипед летать. Разве что с помощью сильных ухищрений и вливания больших средств - велосипед полетит. Но гораздо легче он полетит с крыши вниз на землю. Но это не тот полет, о котором думают люди, которые мечтают заставить велосипед летать. У нас часто говорят о коллективных действиях, подразумевая эдакий гипотетический полет велосипеда, который похож на полет птицы или полет самолета. Нет, если уж велосипед умеет летать самостоятельно, то только сверху вниз с ускорением  свободного падения.

Если мы хотим, чтобы велосипед полетел, нужно четко понимать законы физики, аэродинамики и устройство велосипеда. И тогда мы поймем, что велосипед может только полететь с пятого этажа на землю. Но никак из Москвы в Санкт-Петербург за час по воздуху. Но очень часто, когда мы говорим «а возможны ли объединения людей в коллективы», мы как-то забываем про это.

А вы сами на Ева.Ру пишете посты?

Сейчас почти нет. В свое время, мне как организатору сообщества приходилось всем этим заниматься, потому что, чтобы заставить людей что-то делать нужно показать личный пример. Но сейчас на Еве достаточно других людей, которые своей деятельностью  показывают, как нужно жить на ресурсе.

Сейчас я руковожу Евой как бизнес-проектом. На  самом сайте я не много времени провожу.