Нужен ли Байконур Казахстану

Казахстан и Россия рассматривают возможность передачи города Байконур под казахстанскую юрисдикцию, сообщил на днях глава Казкосмоса Талгат Мусабаев.  

«Сейчас обсуждается возможность отхода от арендных отношений по городу Байконур, который может быть передан под юрисдикцию Казахстана», - сказал он в рамках «правительственного часа» в мажилисе (нижней палате) парламента в понедельник, 10 декабря 2012 года.

В середине ноября источник на Байконуре сообщил агентству «Интерфакс-Казахстан», что вывод города из-под российской аренды обсуждается на уровне подкомиссии по комплексу «Байконур» межправительственной российско-казахстанской комиссии по сотрудничеству.

Город Байконур и одноименный космодром вместе образуют комплекс «Байконур», арендованный Россией у Казахстана на период до 2050 года

Космодром Байконур, первый и крупнейший в мире, расположен на территории Казахстана, в Кызылординской области между городом Казалинск и поселком Джусалы, вблизи поселка Тюратам. Занимает площадь 6717 км².

Стоимость аренды комплекса «Байконур» составляет 115 млн долларов, около 3,5 млрд рублей в год. Ещё около 1,5 млрд рублей в год Россия тратит на поддержание объектов космодрома.

Кроме того, из федерального бюджета России в бюджет города Байконур ежегодно осуществляется безвозмездное поступление в размере 1,16 млрд рублей (по состоянию на 2012 год).

В общей сложности космодром и город обходятся бюджету России в 6,16 млрд рублей в год

Каким же образом отечественные ракетчики попали в казахстанскую степь? Все дело в особенностях системы управления самой первой советской межконтинентальной боевой ракеты Р-7, из которой потом получились ракеты космические, в том числе «Союзы».

«Ракета Р-7 на активном участке полета имела комбинированную автономную плюс радиотехническую систему управления. Радиотехническая система была нужна, так как автономная в то время не давала требуемой точности попадания», рассказал «Полит.ру» доктор технических наук Аркадий Бениаминович Найшуль, проработавший всю жизнь в космической отрасли.

Система управления состояла из бортовой аппаратуры и радиоаппаратуры в двух наземных пунктах, основном и вспомогательном, расположенных симметрично относительно плоскости стрельбы на расстоянии 500 км друг от друга. С этих пунктов измерялась радиальная скорость и дальность ракеты.

Поэтому полигон (будущий космодром) выбирали так, чтобы вписать в местность эти пункты, кроме того нужно было обеспечить отсутствие жилья в полях падения ступеней ракеты. 

Рассматривалось несколько вариантов возможной дислокации - Марийская АССРДагестан (западное побережье Каспийского моря), Астраханская область (вблизи города Харабали) и Кзыл-Ординская область.

«Вписать» пункты радиоуправления в местность удалось только в пустыни Казахстана. Ирония же заключалась в том, что пока строили полигон, система управления ракеты была модернизирована так, что стало возможным отказаться от двух «зеркальных» НП.

Что-либо менять было уже поздно

Таким образом основной ракетный полигон СССР оказался в месте с «интересными» погодными условиями. Климат здесь резко континентальный, с малым количеством осадков (120 мм в год), большим количеством солнечных дней, лето длительное и жаркое (до +35°), зима морозная (до -35°) и ветренная, снежный покров невысокий.

Строительные работы были начаты во второй половине зимы 1955 года. Поначалу военные строители жили в палатках. Первое капитальное деревянное здание жилого городка заложили 5 мая 1957 года.

В тот же день специальная комиссия приняла первый стартовый комплекс полигона (объект «Стадион»), будущий «Гагаринский старт»

Четвертого октября того же года с него с помощью ракеты Р-7 был запущен первый в мире искусственный спутник Земли.

В общем, бытовые условия тех лет представить себе несложно. Затем следовал период постоянного развития космодрома Байконур (НИИП № 5 МО СССР) и города Ленинска, увеличения количества и номенклатуры запусков. Жизнь в пустыне кипела.

После распада СССР в 1991-93 годах на космодроме разразился кризис. После передачи коммунальных служб от военного ведомства местным казахстанским властям, у которых не было адекватных возможностей для эксплуатации обширного городского хозяйства, в суровую  зиму 1993-94 года в жилых и служебных зданиях города и космодрома постоянно отключалась подача электроэнергии, а тепло-водоснабжение работало с перебоями.

Население города сократилось почти вдвое. Кто мог уехать - убыл «на континент». 

В 1994 году космодром с городом Ленинск (ныне Байконур) был передан в аренду России с арендной платой 115 млн долларов в год

На встрече Владимира Путина и Нурсултана Назарбаева в январе 2004 года в Астане было подписано соглашение о развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса «Байконур», срок аренды был продлен до 2050 года при той же ставке.

Это соглашение действует и ныне.

С Байконура сейчас производятся запуски в интересах гражданских, военных, а также иностранных заказчиков пятью типами носителей. Основной объем запусков осуществляется «Союзами» и «Протонами», причем первые стартуют также с Плесецка и Куру.

Кроме того, еще есть стартовые площадки для «Зенитов», которые летают и с экваториального «Морского старта», а также конверсионных «Рокотов» и »Днепров», которые представляют собой списанные ядерные МБР шахтного запуска.

Уникальность Байконура в следующем - только отсюда запускаются тяжелым носителем «Протон» тяжелые спутники, и только отсюда осуществляются пилотируемые запуски к МКС на «Союзах»

Причем, надо отметить, что пилотируемые запуски планировались также как на «Протонах» тяжелым кораблем ТКС с многоразовым спускаемым аппаратом по программе военной станции «Алмаз», так и на «Зенитах» кораблем «Заря», для чего один из стартов этой ракеты был соответствующим образом доработан.

Отметим, что весьма важно, что «Союз» и «Протон» являются полностью российскими ракетами, «Зенит» - российско-украинской. Суверенный Казахстан ракет-носителей не производит.

Обслуживаются запуски, в основном, российскими специалистами.

В конце 2004 года было объявлено о планах создания совместного российско-казахстанского ракетно-космического комплекса «Байтерек». Планировалось совершать с него коммерческие запуски космических аппаратов с помощью проектируемой ракеты-носителя «Ангара», создаваемой ГКНПЦ им. Хруничева (Москва).

Россия должна была вложить в проект свои ноу-хау, Казахстан - его профинансировать, эксплуатировать же готовый комплекс, то есть делить доходы, они должны были «на принципах равного участия».

Долгое время стороны не могли согласовать между собой, на базе какой существующей площадки Байконура он будет создаваться. Последнее время ходили слухи о переоборудовании универсального комплекса стенда-старта ракеты «Энергия» (УКСС).

Постепенно стало ясно, что для российских государственных структур запуски «Ангары» с Байконура не представляют интереса, поэтому данный проект фактически является исключительно коммерческим предприятием Центра Хруничева и казахстанской стороны, без государственного финансирования со стороны России.

Таким образом, по состоянию на ноябрь 2012 года проект создания совместного российско-казахстанского ракетно-космического комплекса «Байтерек» зашёл в тупик

Достигнуть компромисса по вопросу финансирования проекта не удалось. Вероятно, Россия будет строить стартовый комплекс для «Ангары» на новом космодроме «Восточный». Более того, на космодроме Плесецк такой комплекс уже успешно строится. Правда с последнего коммерческие запуски осуществлять проблематично и не очень выгодно.

Судя по всему, заявления главы Казкосмоса Талгата Мусабаева о изменении условий аренды Байконура связаны именно с этими фактами.

Тем более, что в январе этого года руководство Казкосмоса заявило, что считает нецелесообразным участие в проекте, если Россия примет решение о строительстве пускового комплекса «Ангары» в Восточном, который находится на той же широте, что Байконур.

Это, по мнению казахстанской стороны, делает «Байтерек» и Восточный прямыми конкурентами за коммерческие запуски.

Впрочем, российская сторона уже назвала высказывания Мусабаева «личной интерпретацией ведущихся переговоров»По словам источника в правительстве России, вопросы о передаче города Байконур под юрисдикцию Казахстана и пересмотре договора аренды космодрома действительно обсуждаются между Россией и Казахстаном, но «жестких» договоренностей пока не достигнуто, а сами вопросы обсуждаются на уровне первых лиц страны, к которым Мусабаев не относится.

Так что уйти с Байконура у России пока что не получится

К тому же депутат парламента Казахстана, старшая дочь президента Дарига Назарбаева выразила сомнение в целесообразности финансирования космической отрасли страны, сообщает Lenta.ru

«Вчера мы выслушивали, как развивается у нас космическая отрасль. Сколько денег просто как в черную дыру уходит туда. Хотя, зачем? Многие страны в мире живут без космической индустрии. Нужен спутник - закажи, купи - запустят», сказала она.

По мнению Назарбаевой, следует пересмотреть приоритеты в экономике и «направить все силы на то, что мы умеем хорошо делать». Сама она в качестве приоритетного направления назвала животноводство.