29 марта 2024, пятница, 02:58
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

20 декабря 2012, 18:56

Сергей Ершов: система только «кнута и пряника» в управлении охраной труда недостаточна

По данным Роструда, за 2011 год в России в результате несчастных случаев на производстве погибли 3320 человек. Из года в год этот показатель в нашей стране если и снижается, то совсем незначительно. Совсем другая динамика наблюдается на предприятиях «Норникеля»: число несчастных случаев за последние 5 лет в компании сократилось на 23%.

О том, как этого удалось добиться и как компания будет выстраивать работу по дальнейшему снижению показателя, в интервью «Полит.ру» рассказал руководитель Управления промышленной безопасности и охраны труда ОАО «ГМК «Норильский никель» Сергей Ершов.

Сергей Федорович, горно-металлургическое производство традиционно относится к производствам повышенной опасности. Какое внимание в вашей компании уделяется вопросам охраны труда?

Для нашей компании жизнь и здоровье работников являются приоритетными по отношению к результатам производственной деятельности. Этот принцип был принят и утвержден в 2008 году правлением компании в виде «Политики в области охраны труда и промышленной безопасности» и на этом принципе строится вся наша работа. Основные цели, которые стоят перед компанией: создание здоровых и безопасных условий труда, формирование у работников устойчивого мотивационного механизма безопасного поведения на производстве, развитие навыков предвидеть и предупреждать возникновение инцидентов.

Для достижения этих целей «Норникель» решает следующие задачи. В частности, мы  работаем над повышением уровня промышленной безопасности производственных объектов компании за счет обеспечения надежности и безаварийности технологического оборудования. Идет работа над совершенствованием системы управления охраной труда и промышленной безопасностью, повышением эффективности производственного контроля соблюдения требований охраны труда и промышленной безопасности, а также  над развитием и стимулированием персональной и коллективной ответственности самих работников за соблюдение требований охраны труда и промышленной безопасности.

Только за 2011 год затраты на мероприятия по охране труда в целом по Группе компаний «Норильский никель» составили более 4 млрд рублей.

Как построена система управления охраной труда и промышленной безопасностью в «Норникеле»?

У нас в Компании действует многоступенчатая система мониторинга и контроля. Контроль осуществляется на трех уровнях:

- Первый – мастер и уполномоченный по охране труда (представитель трудового коллектива – это выборная должность) осуществляют ежесменный мониторинг состояния дел на рабочих местах;

- Второй – комиссия, возглавляемая начальником цеха или шахты, еженедельно по определенному графику делает обходы участков, проверяет соблюдение требований охраны труда и по результатам составляет соответствующий акт;

- Третий – директора завода или рудника комиссионно (с участие специалистов функциональных отделов) проводят комплексные проверки цехов и шахт и составляют акт.

Кроме того, для обеспечения оперативности реагирования на замечания и предложения работников по вопросам охраны труда и повышения информированности коллективов о предпринимаемых шагах по улучшению состояния дел по промышленной безопасности в Компании действует регламент, в соответствии с которым руководители (от директора до начальника участка) обязаны по графику посещать ежесменные планерки в своих структурных подразделениях.

В головном офисе компании создан комитет по профилактике производственного травматизма, возглавляемый заместителем Генерального директора.

Комитет рассматривает обстоятельства и причины несчастных случаев с тяжелыми последствиями, заслушивает отчеты руководителей производственных подразделений, координирует работу в области промышленной безопасности и охраны труда в филиалах и дочерних обществах компании.

Часто ли причиной несчастных случаев становятся технические неисправности?

За последние 15 лет в компании в результате реализации комплекса технических, организационно-профилактических и контрольных мероприятий достигнуто снижение общего уровня несчастных случаев в 2,5 раза.

В то же время, проводимый анализ обстоятельств и причин несчастных случаев, произошедших на наших предприятиях, показывает, что примерно в 90% случаев основной причиной является так называемый «человеческий фактор», в том числе нарушение трудовой и производственной дисциплины, пренебрежение требованиями личной безопасности.

Эту статистику подтверждает и международный опыт.

 Таким образом, подавляющее большинство инцидентов на производстве связано с опасным поведением людей.

Небрежность работников?

Да. Человек либо сам нарушает правила, либо его руководитель не предусматривает всех мер безопасности, не обеспечивает необходимым оборудованием или средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Например, работник сам пренебрегает каской или специальными защитными очками, потому что так привык, или, по его словам, они ему неудобны. Хотя действует приказ, запрещающий сотруднику приступать к работе, если его не обеспечили СИЗ или его рабочее место небезопасно. А в настоящее время в Коллективном договоре на 2013-2015 годы в обязанностях работников прописаны следующие принципы -  не приступать к работе, если:

- работнику не проведен инструктаж и/или обучение по безопасным методам и приемам проведения работ;

- отсутствуют необходимые для безопасного проведения работ спецодежда и средства индивидуальной защиты и/или они не соответствуют характеру порученной работы;

- рабочее место не соответствует требованиям охраны труда и техники безопасности.

Кстати, как в компании обстоят дела с обеспечением работников средствами индивидуальной защиты?

Мы стремимся работать с крупными, известными поставщиками, покупаем лучшее, следим за появлением новинок. Схема работает одинаково - образцы поставляются на предприятия Компании, где проводятся их испытания (опробование) на разных переделах. Служба промышленной безопасности отслеживает проведение испытаний и по итогам - принимается решение. На обеспечение людей средствами защиты у нас тратятся очень серьезные средства. В 2011 году предприятия Группы «Норильский никель» израсходовали на приобретение спецодежды и других средств индивидуальной защиты более 970 млн рублей.

А сами работники имеют возможность сообщить о нарушениях техники безопасности?

У каждого мастера есть специальный журнал, в который попадают все замечания - и его самого, и работников. Принятые меры тоже фиксируются в журнале. Вся информация изучается, и по ней принимаются конкретные решения.

Кроме того, у нас есть телефон, по которому анонимно можно сообщить о несоблюдении правил. И по каждому сигналу идет проверка.

И как, используют ли сотрудники этот телефон?

Да. И даже бывало, что нам сообщали о попытках скрыть несчастный случай на производстве. Мы по каждому такому случаю проводили расследование и старались установить истину.

В чем вы видите недостатки существующей системы управления промышленной безопасностью?

Понимаете, у нас традиционно сложилась система наказания и поощрения. Так сказать, «кнута и пряника».

В том же Норильске имеется система отрывных талонов, которой много десятков лет. Если человек нарушает установленные правила, то у него за опасные действия отрывают один талон. Например, за то, что люк открыт или каски нет, противогаза, заграждения и т.д. Первый талон – минус 25% премии, второй – минус 50% премии, третий – вообще премии нет, четвертый – обсуждается вопрос об увольнении.

А, например, за нахождение на рабочем месте в состоянии алкогольного или наркотического опьянения могут сразу уволить. Руководство очень строго относится к подобным случаям, так как работник, по сути, осознанно ставит под угрозу не только свою жизнь, но и жизнь своих коллег. На рудниках очень жесткая система контроля. При входе у всех проверяют физическое состояние. Осуществляется предсменный и послесменный осмотр. Если есть основания, то сотрудника отстраняют от работы - лучше сохранить для семьи человека, чем закрывать глаза на потенциальную угрозу. Кроме того, предприятия заключают договор с медицинскими учреждениями, и в любое время дня и ночи на производство может приехать мобильный пункт, чтобы оперативно, при возникновении необходимости, провести освидетельствование работников на наличие алкогольного и наркотического опьянения. Да, это стоит компании дополнительных средств, но безопасность приоритетна.

Дополнительные премии же получают те сотрудники, которые занимаются вопросами профилактики нарушений ТБ.

Еще существует система соревнования. Предприятия-победители поощряются, премии распределяются по цехам. То есть имеется и «кнут», и «пряник». Но этого недостаточно. Пока мы не способны достучаться до сознания человека, чтобы он сам понял, что его безопасность – в его руках, и что он также несет ответственность за своих коллег. Конечно, сложность состоит  в том, что даже, если человек сам соблюдает все меры предосторожности, но видит, что его коллега (особенно, если это начальник) нарушает, ему может быть сложно указать на это. Над этим нужно работать.

В нашем законодательстве, по сравнению с западным, человек защищен очень сильно. Работник может нарушать правила безопасности, травмироваться и всегда получит компенсацию. Семья никогда без средств к существованию не останется. Размер возмещения вреда, даже если несчастный случай произошел только по вине пострадавшего, может быть уменьшен не более чем на 25%. На Западе более жесткая система - у них страховая компания может и не выплатить компенсацию, если человек сам виноват. Получается, как ни парадоксально, что наше законодательство в каком-то смысле «поощряет» безалаберность в вопросах безопасности.

Российское «авось» известно всему миру, как и РосЗнак со своей регистрацией интеллектуальной собственности. Люди часто совершают ошибки по небрежности, не соблюдают меры безопасности. Как я уже говорил, указать на ошибку коллеги у нас традиционно считается «стукачеством». Но надо разделять личные и профессиональные отношения, так как из-за равнодушия могут погибнуть люди. Сегодня ты промолчал, а каково завтра будет сообщать семье друга, что он умер?

Так вот, западный опыт предлагает новый подход: необходимо убедить каждого работника, что безопасность - в его собственных руках. Причем не только его личная, но и всей бригады, которая рядом.

Для того, чтобы добиться радикального снижения несчастных случаев и полного исключения случаев с летальным исходом, мы должны больше работать с людьми. Наш новый принцип, в который я верю, –  достучаться до сознания и сердца каждого! Чтобы человек не был равнодушен.

Насчет западного опыта… Проводит ли компания независимые проверки СУПБ и ОТ?

ГМК «Норильский никель» ведет постоянную серьезную работу по обмену опытом с западными компаниями, привлекает международных консультантов. Изучаются лучшие практики не только в части используемых технологий и технических средств, но и в плане методик и подходов к формированию культуры безопасности. Сотрудники «Норникеля» ездят на зарубежные предприятия, смотрят, как вопросы охраны труда решаются там. В результате год от года работа по предупреждению производственного травматизма совершенствуется, появляются нестандартные и довольно эффективные инструменты. В компании проводятся как проверки, лекции, семинары на тему техники безопасности, так и конкурсы плакатов «За безопасный труд!», детских рисунков, интеллектуальные турниры, посвященные данной проблематике.

Сейчас мы начали сотрудничать с одной крупной международной компанией, которая имеет опыт в сфере независимого контроля, технической инспекции и аудита. Их принцип – создание культуры работы без инцидентов. Они имеют опыт работы с людьми, с их сознанием. Проводят психологические тренинги.

В декабре по этому вопросу была проведена презентация в ОАО «Кольская ГМК». С Заполярным филиалом планируем провести подобную работу в январе - начале февраля.

Первый этап, я надеюсь, нам удастся провести в первом полугодии 2013 года. Ну, может, в течение года, а там посмотрим на их выводы и предложения и примем решение о дальнейшем сотрудничестве.

И что вы конкретно хотите перенять у западных специалистов?

Это мы уже узнаем от них. Мы и сами надеемся понять, в какой именно области мы ошибаемся или делаем меньше, чем могли бы.

Вы хотите «достучаться до сердца каждого», но не будет ли это в ущерб технической безопасности?

Нет! По технике мы останавливаться не имеем права. Просто дополнительно будем уделять больше внимания людям. А то, что уже наработано, мы отменять не можем.

В смысле технического оснащения мы уже делаем все возможное. И главное, сами знаем, как. В горном деле никому не уступаем. Редкие предприятия во всем мире могут похвалиться лучшей техникой.

Конечно, есть еще старые производства, например, никелевый завод в Норильске. Надо строить новый завод. Мы идем к этому, в стратегии это прописано. В общем, в техническом развитии мы понимаем, куда и как нужно двигаться.

Вы уверены в том, что западные методики помогут улучшить показатели по охране труда?

Конечно, «управлять легко», как любят писать в книжках, вряд ли получится, поскольку производство у нас очень непростое. Но то, что мы намерены и дальше искать пути и совершенствовать систему управления безопасностью – это точно.

Мы уже давно поняли, что главное - не только наказать или поощрить, а нужно и объяснить, достучаться до сердца и мозга человека. Я только в это верю сейчас. Только тогда мы изменим ситуацию кардинально.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.