26 декабря 2012 года с 19.00 по 21.50 на «Полит.ру» проходила интернет-трансляция дискуссии по теме «Закон об образовании в РФ. Школы для одаренных детей». Обсуждение было посвящено настоящему и будущему школ для детей, которые могут и хотят учиться на продвинутом уровне. В дебатах примут участие представители научно-образовательного сообщества, имеющие разные взгляды на ситуацию со спецшколами.
Представители одной точки зрения считают, что принятие нового «Закона об образовании в РФ» и введение нормативно-подушевого финансирования сильно осложнит деятельность школ для «одаренных» детей. Представители другой, напротив, полагают, что проводимые реформы образования ничуть не мешают специальным школам, остальные же будут работать более эффективно.
В обсуждении приняли участие заместитель министра образования и науки РФ Игорь Реморенко, научный руководитель Института образования Высшей школы экономики Исак Фрумин и его коллеги, учителя ведущих московских школ, представители академических институций. Цель дискуссии – прояснить позиции и найти между ними точки соприкосновения. Материалы дискуссии будут опубликованы на «Полит.ру».
Напомним, что в начале декабря 2012 года учителя ведущих школ обратились к президенту РФ Владимиру Путину и премьер-министру Дмитрию Медведеву с открытым обращением в поддержку физико-математических и других профильных школ, а также школ для детей с девиантным поведением и ограниченными физическими возможностями. Авторы обращения потребовали законодательного закрепления статуса образовательных учреждений для учеников с особыми образовательными потребностями, а также выступили за разработку альтернативной системы государственного финансирования таких учреждений. Письмо подписали более 8000 человек. В Администрации Президента РФ его авторам сообщили, что 19 декабря оно было переправлено в Минобрнауку.
21 декабря 2012 года «Закон об образовании в РФ» в виде, обеспокоившем заметную часть педагогической общественности, был принят Государственной Думой РФ в третьем чтении, а 26 декабря 2012 года закон был принят Советом Федерации РФ. Это делало дискуссию еще более актуальной. Желающие в комментариях могут задать вопросы участникам дискуссии.
26 декабря 2012 года на Круглом столе "Настоящее и будущее школ для одаренных детей" представители "Союза школ" вручили свои предложения зам. министру образования и науки Игорю Реморенко.
Видеозапись трансляции обсуждения:
Аудиозапись обсуждения (*.mp3)
Более подробная информация о точках зрения по проблеме:
- Александр Ковальджи. Зачем нужны спецшколы, 11 декабря 2012 г.
- Алексей Сгибнев. Школы должны быть разными, 11 декабря 2012 г.
- Игорь Реморенко. О ситуации со школами для одаренных детей, 11 декабря 2012 г.
- Андрей Летаров, Мария Летарова, Сергей Ястребов. Зачем России "школы для умных"? 17 декабря 2012 г.
- Андрей Летаров. Энтузиастам не нужно мешать. Наука 2.0, 23 декабря 2012 г.
- Игорь Реморенко. Комментарий о "Законе об образовании в РФ" после принятия его Госдумой в 3-ем чтении, 24 декабря 2012 г.
- Алексей Сгибнев. Девять мифов о спецшколах, 24 декабря 2012 г.
- Сергей Бебчук. Ни справедливости, ни логики, 25 декабря 2012 г.
- Андрей Летаров. Полицейская лошадь в сугробе как модель среднего образования, 25 декабря 2012 г.
Исак Фрумин представил фрагмент из «Стратегии 2020»:
Мы сталкиваемся с серьезной дифференциацией школ. Появляются все в большем количестве школы-гетто. Другая группа общеобразовательных учреждений - это школы повышенного уровня (лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением тех или иных предметов), которые обеспечивают высокий уровень подготовки и предоставляют широкий выбор дополнительных образовательных услуг. Количество этих школ в России растет в течение последних двух десятилетий на фоне общего сокращения школьной сети. Несмотря на то что лицеи и гимназии составляют около 5% общего числа школ в стране, в них обучаются почти 13% всех учащихся в системе общего образования. Количество школ продвинутого уровня сильно различается по регионам. Так, в Санкт-Петербурге они составляют 42% от общего числа школ, и в них обучаются 50% учащихся. А в Забайкальском крае и Еврейской автономной области школ продвинутого уровня по 2%, и в них учатся 7% школьников.
Отсутствие четких критериев и прозрачной процедуры получения и подтверждения статуса учреждения повышенного уровня, общепринятых норм открытости данных о качестве программ и результатах обучения в них привело к росту числа гимназий и лицеев, не обеспечивающих высокого качества образования. Так, в 159 школах (40% учреждений, участвовавших в проекте «Социальный мониторинг») учащиеся получили на ЕГЭ по математике меньше 50 баллов, и среди них 36 учреждений имеют статус школы с физико-математическим уклоном.
Мы не игнорируем проблему хороших специализированных школ. В разделе "Стратегии 2020", описывающем модернизационный сценарий развития образования, мы предлагаем добиться «закрепления четких критериев и прозрачности процедуры получения статуса образовательного учреждения повышенного уровня, порядка конкурсного отбора в данные учреждения одаренных детей и детей с высокой мотивацией». Аналогичная мера предлагается нами и в разделе 5 «пакете ключевых мер: «принятие положения об общеобразовательном учреждении повышенного уровня, предусматривающего порядок конкурсного набора учащихся (начиная со 2-й ступени)».