28 марта 2024, четверг, 12:15
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Сколково: вид из иннограда

Гиперкуб Сколково. Фото с сайта проекта
Гиперкуб Сколково. Фото с сайта проекта

Прыжок в будущее

В Мюнхене прошло заседание Совета Фонда «Сколково», в кулуарах которого корреспондент «Полит.ру» попробовал выяснить, как представители самого Фонда видят современное состояние и перспективы проекта.

Ситуация

Главным достижением проекта на настоящий момент Алексей Бельтюков, старший вице-президент  Сколково по развитию коммерциализации считает создание критической массы экосистемы. «Экосистема, по большому счету, - это люди, которые играют определенные роли, взаимодействуют друг с другом, производят какой-то полезный продукт. На сегодняшний день мы можем сказать, что критическая масса у нас есть. У нас больше 750 компаний-участников». Цифра отражает положение дел на 30 ноября 2012 г. В настоящее время компаний уже более 800. «Каждую неделю к нам приходит больше 50 заявок на статус участника, и около 10 из них одобряется», - сказал Бельтюков. Больше всего заявок поступает из сферы IT. Меньше всего – из отраслей, касающихся атома и космоса. Объясняется это тем, что в силу специфики спроса и предложения эти области сильно завязаны на государство, а следовательно, обременены многочисленными обязательствами секретности, которые затрудняют переход в более открытые сферы. Кроме того, цикл формирования специалистов в этих областях занимает длительное время, поэтому приток кадров из этих областей происходит медленнее, чем из других.

Заведомо хорошим показателем Бельтюков считает и то, что венчурные фонды «уже начали покупать доли и инвестировать в компании-участники». В 2012 г. состоялось около десяти сделок. Кроме того, корпоративные партнеры «уже нанимают персонал для своих R&D центров, и достаточно настойчиво просят, чтобы мы быстрее строили и предоставляли им площади». R&D центров как таковых в Сколково еще нет, хотя в обозримом будущем должны появиться.

Отдельное направление в развитии проекта «Сколково» - собственно, создание физического пространства, строительство. Сейчас на территории будущего иннограда практически нет построек (первое и единственное пока здание – «Гиперкуб»), потому что на протяжении полутора лет создавалась инфраструктура и коммуникации. «Кто не ленился и приезжал на территорию Сколково, - говорит Александр Чернов, вице-президент по внешним коммуникациям и рекламе, - кто не ленился одевать сапоги и бродить по этим бескрайним полям, может увидеть огромный объем усилий, результатов, которые видны, но они все под землей. Это огромные коллекторы, подстанции. Без этого город нельзя построить. И героизм, с моей точки зрения, в рамках которого был построен Гиперкуб, не имея ни стационарного электрического подключения, ни стационарного водоснабжения, ни водоотведения - это скорее исключения. Это символ».

Сейчас, впрочем, по словам Чернова, проект находится на этапе выхода из этого «нулевого цикла».

Планы

Опыта в создании инногородов у нас пока нет,  поэтому рассчитывать сроки и издержки трудно. «Мы не смогли побороть природный скептицизм, - сказал Бельтюков, - поэтому подход, который мы сейчас собираемся применить — это ставить себе цели не столько на год, сколько на некоторый период, исходя из того, что мы можем ошибиться в конкретный год, но в целом, если мы приблизимся к цели - то все будет правильно». Таким образом, речь идет о планах, не на следующий год, а на некоторый следующий период длиной года в три.

Одна из задач этого грядущего периода в том, чтобы перейти от количества к качеству. Как говорит Бельтюков, количество — это участники экосистемы, которые уже есть. Качество — это когда эти участники взаимодействуют, и их сотрудничество приносит «качественно новые результаты: новые продукты, новые рабочие места, новая выручка от новых технологий».

Что касается рабочих мест, то здесь целеполагание более определенное. В настоящий момент в компаниях-участниках сколковского проекта работают 12 500 человек. В следующем году ориентируются на цифру 20 000. Здесь речь идет только о сотрудниках компаний, то есть отдельную группу должны составить не включенные сюда работники технопарков и R&D- центров.

В обозримом будущем планируется увеличить доходы проекта за счет технопарка, который в перспективе сможет предоставлять услуги не только компаниям-участницам, но и третьим лицам. Сейчас это не работает из-за юридических ограничений, но вопрос решается. Пока по показателям доходности Сколково отстает от намеченных целей (20 млн. рублей вместо запланированных 50 млн.), но это должно скорректироваться, в частности, за счет таких сторонних услуг.

Еще одно направление в планировании — это собственно создание новых продуктов. Бельтюков привел несколько примеров разработок, у которых есть шанс преобразоваться в конечный продукт. Одна из компаний-участниц Сколково, «ГемаКор», которая в ноябре 2012 г. выпустила на рынок прибор для диагностики нарушений системы свертывания крови методом тромбодинамики, сейчас занимается новой версией этого прибора, которая позволит анализировать цельную кровь без участия специалистов и специального оборудования: «Уколол палец — диагноз готов. Тогда этот прибор может находиться и в машине скорой помощи, и на фельдшерском пункте в деревне, и где угодно. Там не будет требоваться центрифуга или другие сложные приборы». Главная идея в том, чтобы даже в «удаленных от цивилизации» местах можно было быстро поставить диагноз и срочно оказать помощь. Пока этот прибор существует только в проекте, но перспектива есть.

Еще один пример — на этот раз из области нефти и газа. Речь идет о создании оборудования, которое позволяло бы собирать и перерабатывать попутный нефтяной газ — газ, который выходит из скважины при добыче нефти. Результатом будет получение дополнительного углеводородного сырья. Большинство стран уже сейчас его перерабатывают и используют. В России этот газ сжигается — по разным оценкам, от 30 до 50 кубометров в год, что составляет около 10% добычи «Газпрома». Технологиями, позволяющими найти этому газу лучшее применение, сейчас занимаются несколько сколковских компаний, и есть вероятность, что конечный продукт этой деятельности появится в ближайшие несколько лет.

Средства и инструменты

Для достижения поставленных целей требуется сочетание благоприятных условий, которые тоже нужно создавать. Их создание становится промежуточной задачей. Так, строительство, которое пока еще находится на этапе «нулевого цикла», в 2013 г. должно начать выходить на поверхность в виде «коробок». А впереди еще останется сдача зданий в эксплуатацию. Приоритетами в строительстве считаются постройки, связанные с университетом и технопарком.

Университет уже начал действовать, хотя пока что там всего 20 студентов. Однако второй набор, который закроется в январе, собрал уже 600 заявлений на 50 мест. В рамках университета создается также исследовательский центр, который получил более сотни заявок от международных команд. Бельтюков особо оговорил, что среди команд-кандидатов 12 нобелевских лауреатов, а это уже говорит об уровне.

Грядут нововведения в управлении проектами. Так как на 2013 год прогнозируется серьезный выход продуктов на рынок, создается система бизнес-кураторов по блокам компаний. Внутреннее обозначение этой должности - «аккаунт-менеджер». Суть в том, что все компании-участницы разделяются на группы от 20 до 50 в каждой. Каждая группа закрепляется за человеком, который несет персональную ответственность за развитие и успехи своих подопечных компаний.

«В чем особенность работы этого человека: он не имеет прямых рычагов воздействия на компанию, - поясняет Бельтюков. - Он не может открыть или закрыть финансирование, проголосовать на совете директоров. Он должен действовать исключительно силой убеждения и предоставления некоторых примеров, возможностей».

Становясь ответственным лицом, аккаунт-менеджер начинает вникать в специфику той сферы, которая за ним закреплена. Это может быть, например, IT-безопасность или медицинское оборудование. В итоге он может выстраивать связи между компанией и соответствующими специалистами, покупателями, корпоративными партнерами. Цель в том, чтобы сделать взаимодействие между участниками экосистемы более тесным. В то же время аккаунт-менеджер должен следить за тем, чтобы компании действительно развивались. Таким образом, будет налаживаться механизм отсеивания недееспособных проектов. Это сделано, в частности, для того, чтобы обеспечить компаниям свободный вход и судить об их перспективности по результатам их развития, а не отсеивать еще невнятный проект на стадии зарождения.

В качестве еще одного существенного нововведения планируется создание системы под названием «Виртуальное Сколково». Идея в том, чтобы использовать IT-технологии для оптимизации как внутренней, так и внешней связи. С одной стороны, это должна быть среда, в которой будут взаимодействовать участники сколковских проектов; с другой стороны, это будет интернет-представительство Сколкова. По замыслу, это должно быть онлайн-сообщество, с помощью которого можно будет обмениваться опытом, оперативно находить нужные сведения, а также общаться с коллегами. Иными словами, программа «Виртуальное Сколково» представляет собой одну из многочисленных попыток создать так называемую «систему управления знаниями».

На нынешнем этапе трудно прогнозировать далеко вперед. На вопрос о том, каким будет Сколково в 2020 г., Алексей Бельтюков ответил: «Там будет жить 50.000 населения, люди будут пытаться туда попасть, так как это будет очень интересно и красиво: и с архитектурной, и с эмоциональной точки зрения. Там будет происходит огромное количество культурных мероприятий. Там будут мамаши с колясками ходить по мостикам красивым. Это рай. Город-сад».

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.