НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Что грозит одаренным детям

Александр Ковальджи, Андрей Летаров, Борис Долгин, Игорь Реморенко и Исак Фрумин (слева направо). Фото Наталии Деминой
Александр Ковальджи, Андрей Летаров, Борис Долгин, Игорь Реморенко и Исак Фрумин (слева направо). Фото Наталии Деминой

Прыжок в будущее

26 декабря в «Полит.ру» обсудили предмет горячей дискуссии в связи с принятием нового закона об образовании - судьбу школ для «одаренных детей». В круглом столе приняли участие люди, которые смотрят на проблему из разных ролей и позиций.

Основная критика закона была сосредоточена на двух аспектах. Во-первых, там четко не прописаны категории «спецшколы», «гимназии», «лицея» и т.д. А значит, не гарантированы и специальные возможности в части формирования программ и финансирования.

При этом вводится «подушевое» финансирование школ, то есть ситуация, когда финансирование на школу будет выделяться, исходя из количества детей, которое в ней обучается. Но учебные группы в рамках продвинутого обучения меньше. Меньше обычно и сами школы. Отсюда – угроза выживанию.

Директор московской школы № 1199 «Лига школ» Сергей Бебчук отмечает, что все равно унифицированным финансирование будет только при переходе из школы в школу, в рамках же школы одни дети смогут объедать других по решению руководства образовательного учреждения – разные классы потребуют разного финансирования, а вот специальным школам получать хорошие деньги уже не получится. Он признает, что в законе появилась статья об организации образования для лиц с выдающимися способностями, но сама эта формулировка будет отталкивать - непонятно, какие способности можно называть выдающимися. По его мнению, это приведет к тому, что выбить финансирование и условия под этих детей будет невозможно. Подобное положение существует и в действующей версии закона. «Однако за двадцать с половиной лет эта практика ни разу не сработала. Я делаю вывод, что и не сработает», – заключает Бебчук.

В своем выступлении он также предложил мотивировать обычные школы тем, что доплачивать им за детей, которые переходят от них в более сильные образовательные учреждения. «Это как в футболе. Хотите купить хорошего спортсмена, доплатить тому клубу, который его подготовил», – проводит аналогию он. 

Близких позиций придерживается заместитель директора по науке лицея «Вторая школа» Александр Ковальджи. По его мнению, опасна и тенденция к укрупнению школ: «Международный опыт показывает, что в массе своей крупные школы неэффективны и показывают низкий уровень образования. В других странах сейчас идут по противоположному пути, создавая чартерные школы, в которых обучаются не больше 500 учеников».

К проблемам, которые сейчас должны привлечь более пристально внимание за стороны министерства образования, он относит низкий престиж профессии школьного педагога.

Заведующий лабораторией вирусов микроорганизмов Института микробиологии им. С.Н. Виноградского РАН Андрей Летаров, имеющий опыт обучения одаренных детей как в Летней экологической школе, так и в Школе «Интеллектуал» считает, что основная проблема не в том, что то, что прописано в законе неверно, а в том, что многого недостает. Новый закон ничего не запрещает, но при этом то, что там не прописан отдельных статус специализированных образовательных учреждений может привести к ущемлению их в правах. «У нас очень сложно получить даже то, что вам формально положено по закону, а то, что в законе просто не запрещено получить невозможно», – объяснил он свою позицию.

На критику ответил заместитель министра образования Игорь Реморенко,. Он отметил, что и в предыдущем законе статус лицеев, спецшкол и т.д. тоже прописан отдельно не был. Он объяснил, что сейчас логика министерства образования состоит в регулировании не типов учебных заведений, а образовательных программ: «Мы не загоняем каждую школу в отдельный тип, чтобы не разрушать сложившиеся там традиции образования, а даем им возможность выбирать разные образовательные программы, которые, конечно, будут контролироваться на федеральном уровне».

Реморенко, что подушевое финансирование вводится для того, чтобы хоть как-то регламентировать финансирование образовательных учреждений и сделать его прозрачным. До этого, деньги выбивались по договоренности руководителя учебного заведения и властей, на что существенно влияние оказывала практика неформальных отношений. Для специальных одаренных детей же есть модельная методика подушевного финансирования, в которой прописаны специальные коэффициенты, увеличивающие выделение денег на талантливых учеников. Она рекомендована всем региональным властям. Дальше вопрос к регионам.

Научный редактор «Полит.ру» Борис Долгин, что как раз неуверенность в финальном решении региональных властей и вызывает опасения.

Общей для министерства и реальных школ для одаренных детей оказалась  проблема лицеев и гимназий, не являющихся чем-то качественно отличным от обычных школ. Заведений, где обучаются дети элиты не за счет повышенной мотивации или способностей, а за счет влиятельности или финансов родителей. Участники обсуждения оценили количество реальных школ для мотивированных в 5%, количество же школ со статусом лицеев и гимназий, как сообщил руководитель Центра статистики и мониторинга образования Федерального института развития образования Марк Агранович, составляет 20%.

Научный руководитель Института образования Высшей школы экономики, советник президента Фонда «Сколково» Исак Фрумин отметил, что обилие подобных образований стимулирует формирование второго полюса - «школ-гетто», куда из лицеев сплавляются дети, родители которых не могут им обеспечить доступ в элитные школы. «Школам-гетто» не уделяется внимание, им остается меньшее финансирование, что приводит к дальнейшему снижению уровня. Отсюда отчасти и необходимость в регламентации финансирования школ. «Небольшую сеть школ для одаренных детей, безусловно, надо оставить. Но без прозрачных правил того, как будут приниматься дети в эти школы, нам в перспективе не обойтись», – считает Фрумин. Зашла речь и о необходимости прозрачных правил для отнесения учебных заведений к числу работающих с «одаренными» детьми.

Не все участники круглого стола согласились с тем, что школы-гетто появляются из-за наличия другого полюса. А вот с необходимостью введения прозрачных правил для выделения специализированные учебные заведения согласились большинство. Причем, принципиальным участникам видится публичное обсуждение и согласование этих критериев. Что и предполагается сделать при подготовке подзаконных актов к закону об образовании.

Стенограмма, видеозапись и резюме обсуждения буду опубликованы на «Полит.ру» позднее.

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.