Вселенная как пространство, образованное двумя непересекающимися сферами, вложенными друг в друга

Искусство строгого логического рассуждения и возможность получать этим способом надежные выводы не должны оставаться привилегией Шерлока Холмса, этим умением должен овладеть каждый школьник, утверждал Владимир Арнольд. По его инициативе более двадцати лет для подготовки профессиональных математиков был организован Независимый московский университет, а при нем – французско-российская лаборатория Понселе, объединяющая в совместных научных исследованиях математиков, физиков и программистов обеих стран. Концепция деятельности лаборатории укладывается в сформулированную Арнольдом идеологию математического образования: умение составлять адекватные математические модели реальных ситуаций должно составлять неотъемлемую часть математического образования.

Летние школы «Современная математика», проводимые в Дубне ежегодно на протяжении уже двенадцати лет собирают около сотни умников и умниц из российских школ и вузов, причем не только столичных. Школы проходят под эгидой Отделения математики РАН, Математического института имени В.А.Стеклова и Московского центра непрерывного математического образования. 

Четыре года подряд Лаборатория теоретической физики при поддержке посольства Италии в России и личном участии атташе по науке итальянского посольства в Москве, физика, авторитетного эксперта в теории супергравитации, профессора Туринского университета Пьетро Фре проводила представительные круглые столы, собирая для дискуссий лучших физиков южной и северной стран мечтателей и ученых.

Накануне 2013 года в Объединенном институте ядерных исследований собрались лучшие «чистые» математики уже четырех сторон – Франции, Италии, России и Объединенного института ядерных иследований – чтобы научиться говорить на одном языке с лучшими представителями мира математической физики и обменяться перспективными идеями адекватного описания нашего реального мира языком математических уравнений.

Когорту корифеев ученого собрания образовали академики РАН Андрей Славнов (МИАН им. Стеклова), Людвиг Фаддеев (МИАН им. Стеклова, СПб), Алексей Старобинский (ИТФ им. Ландау), член-корреспондент РАН Александр Белавин (ИТФ им. Ландау), профессора Борис Дубровин (SISSA, Триест, Италия), Владимир Казаков (ENS, Париж, Франция).

Как видно из этого списка, круглый стол в Дубне привлек интерес наших маститых соотечественников, осевших в лучших университетах мира. В числе их имен стоит назвать и профессора Болонского университета Александра Каменщика, специалиста по космологии и гравитации – предложенная им модель объясняет, почему наша Вселенная расширяется с ускорением. 

Алексей Старобинский (один из авторов теории инфляции Вселенной, объяснившей многие загадки макромира) рассказал о возможных пространственных топологиях Вселенной, реализующихся в разных сценариях эволюции расширяющейся после Большого взрыва Вселенной

Молодых звезд математики и матфизики в беседе на 60 участников представляли Георгий Шарыгин (МГУ, ИТЭФ), Александр Буфетов (CNRS, Марсель, Франция), Лука Маркезе (Университет Париж XIII, Франция), Пьетро Грасси (Университет Восточного Пьемонта, Италия), Дарио Мартелли (King’s College, Лондон, Великобритания), Алессандро Томазиелло (Университет Милан-Бикокка, Италия).

Доклады участников круглого стола касались новых математических методов и подходов к описанию структуры макромира (Вселенной, черных дыр) и микромира (элементарных частиц). То есть обсуждавшиеся математические модели были связаны с их приложениями в космологии и астрофизике, в квантовой хромодинамике, в теории супергравитации и теории суперструн. 

Например, Алексей Старобинский (один из авторов теории инфляции Вселенной, объяснившей многие загадки макромира) рассказал о возможных пространственных топологиях Вселенной, реализующихся в разных сценариях эволюции расширяющейся после Большого взрыва Вселенной. Мы уже привыкли представлять себе бесконечное пространство, где живем, в виде внутренности сферы. А оказывается, что Вселенная могла бы быть тором (бубликом) или пространством, образованным двумя непересекающимися сферами, вложенными друг в друга.

говорили о загадочных полях Янга-Миллса, которые описывают элементарные частицы глюоны, склеивающие кварки внутри ядер и не дающие им оттуда вырваться; о геометрии суперсимметричных решений в десятимерном пространстве, о теории чисел.

А еще говорили о загадочных полях Янга-Миллса, которые описывают элементарные частицы глюоны, склеивающие кварки внутри ядер и не дающие им оттуда вырваться. Говорили о геометрии суперсимметричных решений в десятимерном пространстве, о теории чисел.

Все это звучит очень красиво и очень-очень сложно. Высшая степень абстрагирования от реальности, чтобы (парадокс!) ее правильно и адекватно описать, и объединила чистых математиков с физиками-теоретиками в желании сократить языковую дистанцию между ними. Если бы они легче понимали друг друга, сформировали общую понятийную культуру, это могло бы помочь более глубокому осмыслению теории суперструн – чрезвычайно сложного инструмента, созданного на переднем крае нашего понимания для описания и предсказания свойств микро- и макромира. Именно это и было главной целью круглого стола!

В кулуарах круглого стола наши соотечественники из-за рубежа обсуждали, помимо чистой математики, и вопросы организации современной российской науки. Хвалили программу мегагрантов. Частично. В том смысле, что лаборатории даже провинциальных университетов уже удалось оснастить современным оборудованием. Проблема, однако, остается в том, что из-за низких зарплат, не позволяющих толковой молодежи обзавестись достойным жильем, работает на этом прекрасном оборудовании все то же поредевшее поколение ученых от пятидесяти и выше.