28 марта 2024, четверг, 13:40
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

18 января 2013, 18:28

Зеленое солнце пустыни

Сахара сегодня
Сахара сегодня

Террористы, которые захватили алжирское газовое месторождение Ин-Аменас на востоке страны, пришли с территории Ливии. Об этом заявил министр внутренних дел Алжира Улда Каблии. Операция по освобождению заложников и захваченного комплекса, по разным данным, или завершена, или продолжается, а у террористов отбиты лишь жилые здания при месторождении.

Вооруженные исламисты прибыли на месторождение Ин-Аменас 16 января на трех автомобилях. Им удалось быстро поставить под свой контроль весь комплект производственных и жилых зданий. В заложниках оказались около 700 человек: как алжирские рабочие, так и иностранные сотрудники, в том числе британцы, французы, норвежцы, американцы, канадцы, японцы и выходцы из многих других стран — газовое месторождение Ин-Аменас совместно разрабатывается британским концерном BP, норвежской Statoil и алжирской Sonatrach.

Захват заложников не прошел незамеченным. Британский премьер Дэвид Кэмерон был вынужден даже отменить свою речь, в которой собирался пригрозить выходом из Евросоюза в случае, если Брюссель не поделится с Лондоном частью переданных ранее на союзный уровень полномочий.

В освобождении заложников принимали участие алжирские армия и авиация. Официальных данных о количество погибших нет. Боевики сообщили, что первый же авиаудар унес жизни 34 заложников и 15 террористов. Алжирские чиновники не уточняют число освобожденных заложников, однако источники сообщают о, по крайней мере, 600 вызволенных из плена.

Захват заложников в Ин-Аменас. Фото: elwatan.com

Ответственность за захват заложников взяла на себя «Аль-Каида». Исламисты таким образом сообщили правительству Алжира, что тому не стоило открывать небо для французской авиации, которая ведет войну с исламистами на севере Мали.

Хроника пертурбаций в Мали, из которых выстраивается непосредственная предыстория нынешнего конфликта, охватывает год. Поначалу эта тема не привлекала большого внимания международных СМИ, так как представлялась локальной и неопределенной. Западные правительства, и Франция в первую очередь, со своей стороны, также не предпринимали никаких очевидных действий: хотя эскалация конфликта предвиделась, и разговоры о возможной интервенции велись, тем не менее, предполагалось, что ситуация не потребует вмешательства как минимум до сентября 2013 года.

Непосредственная предыстория начинается в 2012 году. В апреле повстанцы провозгласили северную часть страны отдельным независимым государством Азавад. Инициаторами были сепаратисты-туареги, которые добивались этого начиная с 1990-х гг. Тогда возникло Народное движение за освобождение Азавада. С тех пор было несколько попыток добиться независимости, но к успеху они не привели. К началу 2012 года туарегские сепаратисты заручились поддержкой исламистских организаций – «Ансар ад-Дин» и «Аль-Каида», которые с тех пор стали принимать в этой истории деятельное участие. С января малийская армия стала проводить операции против повстанцев, однако действия сепаратистов были эффективнее, и города на севере Мали один за другим переходили под их контроль. Международная поддержка малийскому правительству на тот момент выражалась в том, что американская авиация сбрасывала продовольствие для малийской армии. Совет безопасности ООН также высказался в пользу сохранения территориальной целостности Мали.

Мали. Фото: Magharebia/flickr.com

В конце марта 2012 года вооруженные силы Мали, недовольные неэффективностью правительства, обратились против него и устроили государственный переворот, изгнав президента Амаду Тумани Туре. Власть перешла временному правительству, главой которого был Дионкунда Траоре. Международное сообщество единодушно осудило переворот и объявило введение санкций против антиконституционных действий. 8 апреля 2012 г. Туре публично объявил, что он отказывается от президентского поста, легитимизировав тем самым переворот (после этого и.о. президента стал Траоре). За два дня до этого, на фоне общего хаоса, сепаратисты, в свою очередь, провозгласили независимость Азавада.

Вскоре после этого между исламистами и туарегами-националистами начались разногласия, которые затем переросли в вооруженные столкновения. С другой стороны, население территории Азавада также начало протестовать против отделения от Мали. Эти события разворачивались летом 2012 года. В результате приоритеты туарегов сменились: теперь они вели борьбу уже не за отделение Азавада, а против исламистов. Малийское временное правительство в октябре 2012 года начало просить международное сообщество вмешаться в конфликт, и ООН с готовностью дала добро. Поддержать правительство Мали от лица мирового сообщества должна была Франция, однако Франция начала военную операцию только 11 января 2013 года, после того как исламистские силы захватили стратегический город Кону.

Собственно, вмешательство Франции вывело конфликт на международный уровень, привлекло к малийскому конфликту всеобщее внимание и спровоцировало дискуссии о дальнейших сценариях, а также вызвало ассоциации с ситуацией в Афганистане. Главная тема этих разговоров сводится к тому, что вторжение Франции в Мали под предлогом поддержки легитимное правительство в борьбе против повстанцев на самом деле представляет собой очередную репрезентацию столкновения западных держав с исламистским движением. Под таким углом речь идет уже не о локальном, а о глобальном конфликте, который разворачивается в мире с начала 2000-х гг.

«Франция и другие страны НАТО считают исламистский переворот на севере Мали прямой угрозой региональной безопасности на северо-западе Африки и полагают, что ее необходимо остановить военными методами, — пишет на openDemocracy специализирующийся по вопросам безопасности Пол Роджерс. — Но если им это представляется единственной возможностью, то необходимо понимать, что их противники видят в этом исторический шанс: начать дорогостоящую войну, которая выйдет за пределы Мали. Прецеденты в лице Ирака и Афганистана — это зловещие предупреждение о том, что может за этим последовать».

Мали. Фото:  Magharebia/flickr.com

На помощь Франции в Мали уже приходят другие страны западной Африки. На первый план вышли Нигерия, самая населенная страна континента, которая предоставила 900 военнослужащих, и Чад, который намеревается послать в Мали две тысячи человек. Сама Франция вместо изначально запланированного контингента в 750 человек может увеличить свое присутствие в Мали до 2,5 тысяч военнослужащих.

Франция, таким образом, оказалась лидером в борьбе с исламистами в Сахаре. Война на севере Мали, как показала практика, легко может перекинуться на соседние страны, такие, как Алжир. Алжирские военные никогда не были готовы допускать до власти исламистских политиков, регулярно совершая перевороты. Однако угроза большой войны в Сахаре и смены режима в стране, которая является одним из основных поставщиков нефти и газа в Европу, явно заставит французских политиков на время забыть о Сирии.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.