13 декабря 2012 года консультативный совет при Роскомнадзоре одобрил проект приказа об утверждении перечня зарубежных стран, не являющихся сторонами Конвенции Совета Европы «О защите личности в связи автоматической обработкой персональных данных», но адекватно защищающих персональные данные. Тем самым было выполнено требование Закона о защите персональных данных, и теперь все компании обязаны внести изменения в процедуры их обработки.
Критерии попадания стран в список достаточно просты и соответствуют требованиям Европейского союза, закрепленным в документе рабочей группы по защите прав частных лиц применительно к обработке персональных данных, принятом 24 июля 1998 года. Считается, что государство, не являющееся стороной Конвенции Совета Европы, обеспечивает адекватную защиту прав субъектов персональных данных, если в нем действуют соответствующие нормы права, осуществляет деятельность уполномоченный орган и обеспечивается правовая защита граждан в сфере персональных данных.
Таким образом, в список стран, общение с которыми не требует от оператора персональных данных принятия специальных мер, попали страны Совета Европы (согласно данным Роскомнадзора— 26 стран), а также Австралия, Аргентина, Израиль, Канада Марокко, Малайзия, Мексика, Монголия, Новая Зеландия, Ангола, Бенин, Кабо-Верде, Республика Корея, Перу, Сенегал, Тунис, Чили, Специальный административный район Гонконг Китайской Народной Республики и Швейцария.
Как видно из списка, в число стран с адекватной защитой не попали такие государства, как США, Япония, Индия, Китай, Украина и Турция, в то время как с ними активно работают очень многие компании. Не вошли в список и любимые всеми «туристические» страны — Египет, Тайланд, Мальдивы.
Это, естественно, не означает, что с ними теперь нельзя работать, но взаимодействие усложнится — как минимум потребуется письменное согласие субъекта. Хуже всего придется компаниям, размещающим свои серверы и базы данных в «несписочных» странах — им потребуется своими силами обеспечить защиту данных в соответствии с законом. В принципе можно, конечно, переехать, скажем, в Анголу или Кабо-Верде, но есть серьезные сомнения в том, что многие на это пойдут.
Состав списков может вызвать удивление, но, как ни странно, не все плохо только в нашей стране.
Возьмем для примера США и рассмотрим, как относятся к защите персональных данных здесь, где разработано большинство технологий, имеющих отношение к информационной безопасности.
Как ни странно, в отличие от большинства ведущих стран мира, в Соединенных Штатах Америки до сих пор отсутствует общефедеральное законодательство, касающееся защиты персональных данных. Имеющиеся акты (а их всего два - Privacy Act of 1974 и Privacy Protection Act of 1980) являются обязательными только для государственных организаций — частные компании могут воспользоваться этими рекомендациями, а могут и не воспользоваться. В случае нарушения прав субъектов персональных данных применяется практика прецедентного права.
Но даже действующие законодательные акты, регулируют далеко не все вопросы, касающиеся персональных данных. Поэтому, подобно тому, как в Российской Федерации в дополнение к закону о персональных данных действую приказы ФСТЭК и ФСБ, конкретизирующие требования законов ним действуют, в США в качестве рекомендаций по порядку обеспечения защиты данных применяются документы Национального института стандартов и технологий (NIST - National Institute of Standards and Technology). В частности, область защиты персональных данных описывает выпущенное NIST «Руководство по защите персональных данных» (SP 800-122), проект которого вышел в свет в январе 2009 (полный текст на англ. здесь, сокращенный русский перевод здесь). Этот документ содержит только самые общие рекомендации. При этом он помогает правильно задействовать нормативно-правовые акты внутреннего законодательства США, в которых отражены различные организационные, технические, юридические аспекты защиты данных и даже содержит примеры, в соответствии с которыми могут действовать организации.
Это достаточно хороший подход, которого так недостает нашим законодательным актам, из-за чего последние регулярно вызывают множество вопросов в области их правоприменения. Подход SP 800-122 коренным образом отличается от документов Правительства России (ПП 1119) и приказов ФСТЭК, которые фактически являются перечислением возможных средств и методов защиты с одним единственным требованием – использовать сертифицированные средства защиты. В США идут иным путем.
В американском документе первым требованием к защите данных является постоянное обучение сотрудников нормам безопасной работы с данными, тогда как у нас, как следует из документов правительства, в первую очередь следует обзавестись замком на двери в серверную.
А ведь совсем не секрет, что не исправность замков, а безразличие сотрудников к вопросам безопасности, непонимание ими важности соблюдения установленных правил и является основной причиной утечек информации. Сотрудники как правило не понимают ценности той информации, к которой они имеют доступ, не говоря уж о массовом безосновательном доверии их к своим контактам.
Обученные сотрудники должны знать:
- как распознать персональные данные;
- каковы требования законодательства;
- какие существуют ограничения на сбор, хранение и использование персональных данных;
- какова их ответственность и каковы их обязанности;
- как можно безопасно обрабатывать ПДн;
- как поступать в случае обнаружения нарушений, связанных с обработкой и защитой персональных данных;
А у нас пока сотрудники не всегда могут даже распознать персональные данные. Про знание требований законодательства вообще молчу.
Вторым требованием рекомендаций NIST является необходимость разработки политики в области обработки персональных данных (а не просто набора правил) создания процедур, описывающих
- порядок доступа к персональным данным;
- правила хранения персональных данных;
- порядок реагирования на инциденты и устранения их последствий;
- ограничения на сбор, раскрытие, передачу и использование персональных данных;
И все эти процедуры должны поддерживаться и развиваться!
Еще одним серьезным отличием американской инструкции являются рекомендации по минимизации используемых данных и их обезличиванию (то есть обработке и хранению в форме, не позволяющей идентифицировать субъекта). У нас таких просто нет, тогда как именно эти рекомендации позволяют вообще отказаться от многих средств зашиты и упростить множество процедур. Казалось бы простая мысль: если нельзя вычленить информацию о человеке, то и защищать ее куда проще. Но многие ли наши компании ее понимают?
И только после описания необходимого списка процедур и уровня знаний у американцев идут меры по защите:
- Управление доступом
- Аудит событий
- Авторизация и идентификация пользователей
- Маркировка, хранение и перемещение носителей информации
- Защита при передаче информации (в том числе шифрование)
- Мониторинг информационной системы
И это все! Желающие могут сравнить с проектом приказа ФСТЭК «Состав и содержание организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных».
Совершенно иной подход американского законотворчества можно только приветствовать – он идет от процедур к мерам по защите. Меры по защите не возводятся в самоценный абсолют. Совершенно логично – минимизируем защищаемые данные – определяем процедуры их обработки - и только потом распределяем права доступа и контролируем ход процедур. Только в этом случае меря по защите становятся эффективны. В приказах ФСТЭК присутствуют требования по наличию технических мер защиты – но любые меры защиты будут обойдены теми, кто не понимает, зачем их соблюдать.
Есть конечно в американском подходе и существенная ложка дегтя - требование по описанию процедур, их поддержанию, обучению пользователей нереализуемы для большинства компаний мелкого и среднего бизнеса – там просто нет ни специалистов соответствующего профиля, ни денег на их содержание.
Конечно, система защиты персональных данных в США не является безупречной. Атака на Всемирный торговый центр существенно изменила отношение к персональным данным в этой стране, законы которй теперь ставят своей целью не защиту неприкосновенности персональных данных, а максимальную открытость баз данных для скорейшего получения доступа к ним спецслужб. Кроме того, во многих штатах допускается мониторинг поведения сотрудников (естественно, только с их согласия) не только на работе, но и в нерабочее время. Этим, видимо, и объясняется включение США в список стран, не обеспечивающих адекватную защиту персональных данных.
Но об этом нужно задуматься еще и нашим гражданам, чиновникам и компаниям, активно использующим Twitter, создающим группы в Facebook, пользующимся почтой Google.Mail и хранящим данные в датацентрах за океаном.
Уже скоро, 28 января, во всем мире (а значит, и в нашей стране) будет отмечаться Международный день защиты персональных данных. Хороший повод вспомнить, что уровень защиты НАШИХ персональные данных от НАС.