19 марта 2024, вторник, 05:36
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

ГЛОНАСС призвали в армию

ГЛОНАСС
ГЛОНАСС
news.bohn.ru

Министерство обороны России одобрило принятие ГЛОНАССа в эксплуатацию. Остается урегулировать соответствие заданным требованиям системы межспутниковых измерений, благодаря которой точность ГЛОНАСС может быть еще повышена. Гендиректор ЦНИИМАШа Сергей Ревнивых сообщил «Известиям», что в течение месяца состоится совместное совещание представителей Войск военно-космической обороны и Роскосмоса, по итогам которого ГЛОНАСС может быть окончательно принят в штатную эксплуатацию.

Сейчас из запланированных 24 штатных аппаратов на орбите находится 23 спутника, еще один спутник временно заменяет проходящий летные испытания «ГЛОНАСС-К».

Первый спутник ГЛОНАСС был выведен на орбиту в 1982 году, всего через четыре года после первого спутника GPS. В 1993 году официально в эксплуатацию была принята группировка из 12 спутников, а в 1995 над планетой летали уже 24 космических аппарата ГЛОНАСС. Однако их срок службы сравнительно небольшой. Если спутники американской GPS того времени работали на орбите по 15 лет, то срок службы аппаратов «Глонасс» составляет всего лишь 3 года. В начале 2000-х в космос начали запускать аппараты «Глонасс-М», однако срок их службы все равно составляет лишь семь лет. Если самый старый работающий аппарат в группировке GPS запущен 22 года назад, в ноябре 1990 года, то самый старый аппарат ГЛОНАСС отправился на орбиту лишь в декабре 2006 года, то есть чуть больше шести лет назад.

В результате столь короткого срока службы аппаратов ГЛОНАСС, а также из-за хронического недофинансирования, к 2001 году на орбите находилось всего лишь шесть спутников, чего не хватало даже для покрытия территории России. Тогда правительство приняло целевую программу, и по плану к началу 2010 года спутниковая группировка вновь должна была насчитывать 24 аппарата, чего вполне хватает для покрытия всей планеты.

С 2001 года запуски ракет со спутниками «Глонасс» и «Глонасс-М» и правда стали достаточно регулярны. За 12 лет было совершено 16 успешных запусков, которые доставили на орбиту 44 аппарата. Один запуск закончился провалом: 4 декабря 2010 года ракета-носитель «Протон-М» изменила заданную траекторию,  в результате чего три спутника «Глонасс-М» упали в районе Гавайских островов. Поле этого и так не очень любящие ГЛОНАСС россияне стали шутить про группировку навигационных спутников в Тихом океане.

Собственно, простые россияне вообще мало что знали про отечественную глобальную навигационную систему, пока ее существование на начало активно рекламировать правительство. Вообще-то по характеристикам ГЛОНАСС не сильно отличается от заморской GPS: российская система лучше работает в приполярных широтах, американская — в средних. Обе системы при этом изначально задумывались как чисто военные проекты, и их гражданская составляющая, по сути, лишь приятный бонус.

Однако в глазах обывателей отличие разительно. Устройство с приемником GPS можно купить в любом магазине электроники за несколько тысяч рублей, и оно отлично будет работать. GPS никто не рекламирует, но все приличные фирмы встраивают приемник в свои аппараты. С ГЛОНАССом ситуация ровно противоположенная. Лидеры государства, все профильные министры, государственные телеканалы регулярно отчитывались перед страной об успехе навигационной системы. Парламент стал принимать протекционистские законы, которые облагали дополнительной пошлиной ввозимую аппаратуру без чипов ГЛОНАСС, а только с предательски хорошо работающими чипами GPS. Законодатель стал обязывать устанавливать ГЛОНАСС на крупных машинах, на автобусах и другом общественном транспорте. Заговорили о новом дорожном налоге, который будет взиматься, исходя из расстояния, которое автомобиль проехал по дорогам, — а точно рассчитываться расстояние должно благодаря встроенному в каждый автомобиль приемнику.

Первый приемник ГЛОНАСС

Первый представленный публике приемник ГЛОНАСС выглядел немного страшно, а главное — непонятно. Какой-то явно военного назначения кирпич цвета хаки с несколькими кнопками и четырехстрочным экраном с трудом помещался в ладонь. «НАП КНС "Грот-М"» — название давало понять, что пригодится новый навигационный прибор разве что в танке.

Позже россиян обрадовали новой «Ладой», которая была оборудована штатным приемником ГЛОНАССа, и настоящим русским смартфоном, который так и не появился в широкой продаже.

Зато широкую известность получил скандал с хищениями «в рамках программы» 6,5 миллиардов рублей, о которых журналистам рассказал экс-глава 4-го Управления МВД Виктор Божков, неведомым образом оказавшийся к этому времени главным полицейским московского метро. И пусть озвученная сумма выглядит жалкой на фоне общего бюджета ГЛОНАССа (до 2020 года в космос запустят еще больше 300 миллиардов — в дополнение к уже запущенным 140), популярности программе это не добавило.

Одним словом, передачу почти доделанного ГЛОНАССа военным следует признать абсолютно правильным решением. На случай войны в танке и правда лучше иметь пусть плохенький, но отечественный навигатор, а не планшет от вероятного противника. Кроме того, учитывая всяческое невезение ГЛОНАССа, за ним требуется действительно надежный присмотр. В конце-то концов, кто у нас сейчас во главе Минобороны? Вот то-то.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.