Следственный комитет дошел до той стадии просветления, когда даже переписка в соцсетях может причиной для дачи ему показаний. Речь о том, что по информации «Известий» СКР вызовет по одному из дел против известного блогера и общественного деятеля Алексея Навального сразу губернатора Кировской области Никиту Белых (с ним Навального связывают рабочие отношения) и телеведущего Владимира Соловьева. Последний как раз очень активно интересовался у Белых в «Твиттере», что же случилось с сотней миллионов на кампанию Союза правых сил (была такая партия) в далеком уже 2007 году.
Деньги эти, напомним, были переведены со счета СПС на счета двух фирм, которые, как считает СКР, напрямую связаны с Навальным. Дальше судьба денег не ясна: вроде бы на них должны были вести рекламную кампанию партии, но на это их не тратили. В общем, предположили следователи, - мошенничество. И завели в декабре 2012 года уголовное дело против Алексея Навального.

С деньгами, как мы уже писали, история мутная — никто никому претензий не предъявляет и поныне, деньги в СПС были лично Никиты Белых (он в прошлом бизнесмен) и его в общем-то право, о чем Белых и написал в ответ на вопросы Соловьева. Обиженных нет, но СКР, а вслед за ним и Владимир Соловьев возбуждаются. Помимо Белых на допрос вызвали еще ряд лидеров СПС — в частности, Леонида Гозмана и Марию Гайдар.
Понятно, что неприятнее всех в этой истории даже не Навальному, которому, кажется, делом больше или меньше уже более-менее все равно. Или по крайней мере, понятно, объяснимо, привычно: Следственный комитет очень любит на протяжении последнего года припоминать Навальному «темное прошлое» и то перезапускает старые дела (дело «Кировлеса»), то вот заводит новые.
Самые неприятные последствия от этой шумной истории, вероятно, для губернатора Белых. Его офис на этой неделе посетили следователи по другому делу Навального — о приватизации блокпакета Уржумского спиртоводочного завода за почти 100 миллионов рублей. По этому делу Белых проходит свидетелем.
Шумиха такая обычно вызывает не самую хорошую реакцию в федеральном центре, до возвращения выборов губернаторов за такое вполне можно было лишиться поста. Сейчас, впрочем, тоже Кремль по голове не погладит за такого рода скандалы. Вроде бы Белых и ни в чем не виноват, и скорее всего выяснится, что он тут ни при чем (или почти ни при чем), но эффект все равно будет как в анекдоте про ложки и осадок.

По нынешним временам и само общение с Навальным (неважно, что это было до всякой Болотной) — уже не очень хорошо для чиновника. А уж уголовные скандалы — это дополнительный козырь для тех, кто не хочет видеть Никиту Белых в губернаторском кресле. Сам Белых ранее заявлял, что готов идти на второй срок. «Я говорил и готов подтвердить, что у меня есть желание продолжить работу в качестве губернатора Кировской области, но это будет зависеть от целого ряда вопросов, часть из которых находится не в моей компетенции», - заявил Белых на пресс-конференции в декабре. Это очень верно заметил Белых про вопросы не в его компетенции — второй срок ему могут и не согласовать в Москве, припомнив «криминал».
Срок у Белых, которого назначили на губернаторский пост в самом конце 2008 года, истекает в январе 2014 года. Однако ранее губернатор изъявлял желание досрочно подать в отставку и переизбираться уже в 2013 году. Белых говорил, что надеется на рабочую встречу с Путиным в начале января, где он смог бы обсудить и этот вопрос. О факте встречи, впрочем, не сообщалось.
Однако же все это, несомненно, корректирует планы Кировского губернатора относительно его политического будущего. Слово, правда, за Кремлем, а там пока занимают подчеркнуто отстраненную позицию. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, комментируя обыски в кабинете Белых, сказал, что «обыски — не повод для отставки», и добавил, что реакции президента на эти события не было.
Непонятным до конца остается и то, просто ли так совпало или кто-то целенаправленно пытается спихнуть губернатора. Атака на Белых со стороны Соловьева наводит на мысль, что вторая гипотеза имеет право на существование. Да и региональные силовики зачастую действуют исходя из каких-то собственных соображений и выступают политическими акторами.
Для Белых, правда, имеется люфт. Он может отыграть ситуацию и в свою пользу, гордо разыграв карту несправедливо обиженного. Однако и для этого, скорее всего, понадобится консультации с Кремлем.