7 июня 2023, среда, 01:43
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

06 февраля 2013, 11:16

На пути к открытости

Коллаж из La Nuova Vicenza
Коллаж из La Nuova Vicenza

Новый тренд в государственном управлении и в общественном контроле за государством – курс на открытые данные. Опыту и перспективам в этой сфере было посвящено специальное мероприятие Открытого правительства.

Что такое открытые данные

О том, что представляют собой открытые данные и как они используются, рассказал Иван Бегтин, который один из первых начал разрабатывать эту тему в российском контексте. Первое свойство открытых данных — это, как следует из названия, открытость, то есть общедоступность и базовая бесплатность. В этом смысле тема открытых данных находится в русле более широкого движения за открытость информации — научных публикаций (open access), культурного достояния (open/free culture), программных кодов (open source/free software) и т. д.

Второе определяющее свойство открытых данных — это то, что они публикуются в формате, предназначенном для машинной обработки. Какие-нибудь ведомственные данные, опубликованные пусть даже в открытом доступе и содержащие некоторую информацию, но в виде скана печатного листа, - это не открытые данные. Чтобы они стали таковыми, они должны быть извлечены из картинки и преобразованы в формат, позволяющий с ними работать — выводить статистику по признаку, заданному пользователем, группировать их по тем или иным признакам, выводить в виде инфографики и т. п. В качестве примера Иван упомянул Википедию, где информация, представленная в текстах, таблицах и картинках на основе открытых данных сопровождается ссылками на сами базы этих данных, к которым каждый может обратиться и использовать их в своих целях.

Таким образом, открытые данные — это данные, собранные из различных источников (среди них по возможности должны присутствовать официальные) и представленные в виде общедоступной базы, которую можно обрабатывать и анализировать при помощи программных приложений.

Движение за открытые данные началось снизу и первоначально представляло собой идеологию, подкрепляемую разработкой приложений для операций с доступными базами данных и сбором этих данных из всевозможных источников. Пять лет назад этот тренд вышел на государственный уровень. Теперь о внедрении и развитии открытых данных принято говорить в партийных программах и политических доктринах. В частности, утвердилась идея о том, что информация, собранная на деньги налогоплательщиков — это общественное достояние и что она должна быть общедоступна и бесплатна.

Из декларируемых целей следует также отметить расширение возможностей для общественно-гражданского контроля над деятельностью органов государственной власти и управления, а также формирование экономики знаний. Как рассказала Ксения Карякина (заместитель директора по взаимодействию с органами государственной власти, Google Россия), в странах, активно внедряющих у себя открытость данных, наблюдается заметный прирост экономики. В качестве примера она привела Финляндию, Данию и США.

Во многих странах государство проводит сейчас политику по массовому раскрытию данных. Создаются специализированные правительственные сайты — например, data.gov в США и data.gov.uk в Британии. На 15 июля 2013 г. назначено открытие государственных баз данных в России. Но и сегодня Россия - один из лидеров в сфере открытия данных.

Это, конечно, требует некоторых бюджетных вложений. Бюджетные траты тут могут быть двоякого рода. С одной стороны, необходимо опубликовать имеющиеся базы данных в Интернете в надлежащем формате. С другой стороны, нужно создавать приложения, позволяющие с ними работать. В случае если ведомство к моменту внедрения инициативы уже вело регистрацию своих данных в электронном виде, выложить это всё в открытый доступ очень легко и это не требует больших затрат. Сложнее ситуация с теми ведомствами, у которых регулярного учета данных фактически нет.

Что касается приложений для обработки данных, правительства по возможности стараются не тратить на это бюджетные деньги, хотя государственные гранты всё же иногда выделяются. Гораздо более перспективным направлением считается организация соревнований вроде Apps4 (например, Apps4Russia), которые спонсируются коммерческими или некоммерческими организациями.

Что и как открывать

Так как выгрузка ведомственных данных мотивируется общей целесообразностью, приоритетны те данные, которые наиболее востребованы. В связи с этим нужны исследования, по результатам которых можно было бы определиться с приоритетами. В ходе работы над российским проектом открытых данных были собраны сведения и рекомендации от различных компаний, агентств и институтов (в частности, «Яндекса», «Интерфакса», Фонда свободы информации и др.), а также от некоторых пользовательских групп (на площадке Хабрахабр; среди российских экспертов и блоггеров). О результатах опросов рассказал Андрей Жулин, директор по экспертно-аналитической работе НИУ ВШЭ, проводившего эти исследования по заказу Минэкономразвития. Вообще работой по развитию государственного проекта открытых данных, пояснил Жулин, занимаются, в первую очередь, МЭР, которое определяет методы, и Минкомсвязь, которое определяет технологию. В конце минувшего года сюда подключилось и Открытое правительство, идеологии и задачам которого эту тема в полной мере соответствует.

По словам Жулина, среди лидеров приоритетных наборов данных оказались данные по закупкам и финансам, данные Росстата, а также данные по экологии, образованию, здравоохранению и функционированию городской среды (дорожные карты, движение транспорта, расписание работы служб и т.п.).

Исполнительный директор «Интерфакса» Владимир Герасимов подчеркнул также важность судебных данных, которые позволяют, в первую очередь, оценивать риски бизнеса за счет мониторинга контрагентов, заемщиков и кредиторов.

В июле 2013 г. должно быть открыто как минимум 500 наборов данных. В связи с этим есть несколько проблем. Во-первых, определившись с границами необходимого, следует задать границы возможного. Во-вторых, надо адаптировать законодательство к практикам, возникающим благодаря открытости данных.

Что касается первого, наиболее очевидным препятствием к раскрытию может быть засекреченность. Если данные не засекречены, с их открытием могут быть проблемы технического характера. Некоторые ведомства, например, недостаточно аккуратно регистрируют поступающую к ним информацию. У других данные могут храниться в таком виде, что их нельзя оперативно перевести их в машиночитаемый формат.

Еще есть проблема «чувствительной информации». Например, данные по обезличенному этническому составу учащихся – это не тайна, но возможные последствия их раскрытия следует продумывать заранее. В таких случаях вопрос требует экспертного обсуждения.

Что касается законодательства, главная проблема в том, что терминология открытых данных еще не зафиксирована, а практики их использования не прописаны. Ксения Карякина рассказала о примере Франции, где на основе открытых данных появились новые виды бизнеса, предоставляющие услуги по обработке и анализу этих данных.

В России организация такого бизнеса осложняется тем, что невозможно просто взять и использовать данные, даже если они открыты и не секретны. Закон требует, чтобы в каждом случае заключались контракты с ведомствами, предоставляющими эти данные. Сейчас в федеральное законодательство вносятся изменения, касающиеся использования государственных данных, размещенных в Интернете.

По итогам

После того как базы открыты, необходимо их упорядочить, для облегчения использования. Это тоже многоступенчатый процесс. Существуют негосударственные сайты, которые уже занимаются сбором баз данных, имеющихся в открытом доступе, - например, созданный Лабораторией Ивана Бегтина сайт Opengovdata.

Когда откроются ведомственные базы, они официально должны быть представлены в виде общего каталога. Будет запущен единый портал, на котором можно будет найти ссылки на официальные базы. Но это только первый шаг. Дальше надо будет заниматься структурированием этих баз так, чтобы они были связаны между собой, и можно было работать сразу со всей совокупностью данных.

В перспективе структуры, форматы и состав данных будут стандартизироваться как внутри страны, так и на международном уровне. Частично этот процесс уже идет, так как международные институты (например, МВФ или ООН) требуют предоставления данных в соответствии с определенными стандартами. Появление унифицированно представленных открытых данных по разным странам станет важным инструментом для межстрановой аналитики.

В ходе мероприятия не раз возникал вопрос о том, насколько открытые данные надежны, как осуществляется контроль над их точностью и как быть с фальсификациями и плодами обычной небрежности. Иван Бегтин пояснил, что инструмент контроля заложен в самой открытости. Здесь важен именно гражданский контроль. Если данные открываются, то только для того, чтобы с ними работали пользователи. Наличие самых разных баз данных (как государственных, так и негосударственных) и инструментов их обработки позволяет сравнивать информацию и сопоставлять факты и тем самым выявлять ошибки или фальсификации. А столкнувшись с фальсификацией данных логично написать об статью в СМИ и/или заявление в Прокуратуру.

Основной фактор – активность и инициативность граждан, у которых появился доступ к открытым данным.

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2023.