«Северный Кавказ в исторических нарративах и исторической политике». Так обозначил тему своего выступления на Публичных лекциях «Полит.ру» Владимир Бобровников, заведующий сектором Кавказа Института востоковедения РАН.
С самого начала лектор «Полит.ру» отметил, что историческая политика – явление, более характерное для XXI века и стран с социалистическим прошлым. «Попытка использовать историю в политических целях происходит в специфических условиях: падение научной цензуры (не путать с сцензурой в СМИ) и расширение информационного поля, в том числе и за счет электронных носителей и интернета», – объясняет Владимир Бобровников. Он сформулировал 4 основных задачи большинства сторонников исторической политики:
- Борьба против «фальсификаций» прошлого врагами из-за рубежа и в стране;
- патриотическое воспитание с трансляцией исторической памяти в учебниках;
- поддержка «нашей» истории через национальные фонды и гранты;
- ограничение доступа «врагов» в архивы.
Что касается истории северного Кавказа, то, по мнению лектора «Полит.ру», основные проблемы исторической политики связаны такими темами из истории этого региона:
Кто виноват и кто жертва Кавказской войны?
Было ли мухаджирство 1850-70-х гг. геноцидом?
Как реабилитировать депортированные в Советском Союзе в 1944 г. народы?
Кто первый поселился на спорных землях?
Чье государство (и «цивилизация») древнее?
Как достичь национального единства в борьбе с разлагающими его извне врагами?
«Меня как историка интересует не только, что произошло на самом деле, но и то, как и почему об этом пишут», - отмечает Бобровников. Помимо государства в «работе» с историей участвуют фонды, которые периодически издают различные материалы. Часто они представляют интерес, но при этом периодически не дотягивают до серьезных исторических книг, а являются, скорее, примерами «исторической публицистики».
Что касается того, как пишут о спорных сюжетах истории Кавказа, то тут Владимир Бобровников рассказал, что, по его мнению, делается не совсем правильно.
В учебниках истории сюжеты, связанные с мухаджирством и депортацией народов во время Великой Отечественной войны, часто умалчиваются, а жертвы cталинской политики оправдываются объективной необходимостью. Последнее, по мнению лектора «Полит.ру» ведет к формированию «аморальности», которая учит отвечать «злом на зло».
Но самый интересный момент касается вообще подачи происхождения кавказской цивилизации. На лекции был приведен отрывок из учебника по истории России для 10 класса под редакцией А.Н. Сахарова, где про народы Северного Кавказа пишут, что они «традиционно промышляли грабежом». Бобровников объясняет это тем, что в подобных случаях слепо используются «нарративы историков и источников XIX-XX веков». Для создания объективной картины истории необходимо уметь определять нарратив источника и выводить свое мнение, не зависящее полностью от него.
В конце лекции Владимир Бобровников выделил меры, которые, на его взгляд, помогут сделать историю Северного Кавказа более объективной. Среди них были: необходимость ревизии исторического позитивистского нарратива XIX-XX веков; введение новых восточных источников и изучение ментальности кавказских народов.