Метрополитен учит смотреть под ноги

21 февраля, в первый день после окончания монтажных работ по установке напольной навигации на транспортном узле Московского метрополитена «Чеховская-Тверская-Пушкинская». Корреспондент «Полит.ру» сходил посмотреть, помогают ли новые указатели пассажирам.

Для эксперимента был выбран именно этот транспортный узел, так как по пассажиропотоку он средний для московского метро. Это центр города, две станции имеют объединенный вестибюль, пересадка имеет круговое расположение - в общем, место интересное.

Напольная навигация включает в себя элементы двух основных типов. Первый – указатели для ориентирования при пересадке. Второй – разметка на платформах, которая должна помочь рассредоточить пассажиров и ускорить процесс посадки.

Наклейки первого типа можно встретить на каждом шагу. Они сделаны из ламинированной пленки. Заместитель начальника службы движения Московского метрополитена Дмитрий Бузанов объяснил, что опыт зарубежных стран показал, что краска менее долговечна. Минимальный гарантийный срок эксплуатации новых указателей - не менее трех месяцев. Наименования станций на них написаны как кириллицей, так и латиницей.

Многие пассажиры не подозревают, что являются участниками эксперимента. Кто-то равнодушно проходит мимо указателей...

Кто-то решает, что указатель – удачное место, чтобы встать и обсудить, куда двигаться дальше.

Очень удобно, что теперь в центре станции у лестницы на пересадку всегда можно определить, куда она ведет. «Это мне понравилось. Потому что обычно приходится смотреть наверх, и в это время люди часто тебя сбивают», – отметила одна из посетительниц станции метро Елена. Теперь, если собьют, по крайней мере будешь видеть, куда падаешь.

Отметки, которые подсказывают пассажирам, где надо встать для успешного захвата сидячих мест посадки на поезд, выполнены желтым цветом. «Задержка одного поезда задерживает и следом идущие. Каждая секунда суммарно дает результат. Идут лишние остановки. Поезда следом выбиваются из графика, расходуется лишняя электроэнергия», – рассказал Дмитрий Бузанов о проблемах, которые сейчас создают пассажиры, задерживающие отправление поезда. По его словам, в других странах разметка помогает.

Любопытно будет посмотреть на действие разметки в час пик...

Машинисты пока не научились попадать точно в разметку, но это же эксперимент.

Вероятно, со временем погрешность уменьшится.

Впрочем, то, что работает в других странах, не всегда сразу приживается в России. «Это абсолютно неудобно, потому все сразу стараются столпиться по бокам и все равно выталкивают тебя с разметки», – поделилась опрошенная «Полит.ру» Елена.

Иногда в элементах напольной навигации можно увидеть даже философский смысл. Из многих ситуаций существует не один выход...

Дмитрий Бузанов подчеркивает, что разметка пока пилотный проект: «Мы взяли данную идею из опыта зарубежных коллег (Сингапур, Гонконг). Это совместный проект московского метрополитена и департамента транспорта. Будет ли вводиться разметка на других станциях, покажут результаты  опроса граждан, анализ пассажиропотоков, изменения затрат энергоресурсов и многое другое. Самим нам разметку перед ее внедрениям тоже пришлось опробовать: ежедневно ходили ножками с нашими подрядчиками, чтобы понять, как чувствуют себя пассажиры».

Пока пилотный проект обошелся бюджету метрополитена в один миллион девятьсот тысяч рублей, работы на станции проводились по ночам и заняли 10 дней. У кого заказали дизайн напольной навигации, представитель метрополитена не рассказал.