Администрация президента совместно с Центральной избирательной комиссией разработала новый закон о выборах депутатов Госдумы. 1 марта президент Путин от своего имени внес документ на рассмотрение парламента. Одновременно Путин отозвал из Госдумы законопроект Дмитрия Медведева. Председатель профильного комитета палаты по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин уже заявил, что первое чтение стоит ожидать уже в апреле.
Новые правила будут мало чем отличаться от тех, что действовали с момента первых выборов в Госдуму в 1993 году до 2005 года. 225 депутатов — то есть ровно половина — будут выбираться по партийным спискам. Проходной барьер устанавливается на уровне в пять процентов.
Объединяться в блоки партиям будет запрещено. Причем закон даже запрещает членам одной партии идти в парламент в списке другой партии, так что практически невозможно будет договориться о том, чтобы несколько партий поддерживали одну. Количество беспартийных в списке одной партии должно быть меньше половины.
Федеральные списки партий будут разделены на региональные группы — их должно быть не менее 35. В общефедеральной части списка может быть до 10 кандидатов. Впрочем, партии могут и не создавать общефедеральную часть, а идти в парламент только региональными группами. В первую очередь в Госдуму попадут представители той региональной группы, где партия получила наибольшее количество голосов.
Партии допускаются до участия в выборах без сбора подписей.
Оставшиеся 225 депутатов будут избираться в одномандатных округах. Для регистрации самовидвиженцев нужно будет собрать 0,5 процента подписей от списочного состава избирателей в округе, то есть, как правило, две-три тысячи. В маленьких избирательных округах с численностью избирателей менее 100 тысяч (такие обычно образуются в малонаселенных северных регионах) необходимо будет собрать не менее 500 подписей. Кандидаты от партий регистрируются без сбора подписей. Для победы в одномандатном округе достаточно будет набрать простое большинство голосов.
Границы одномандатных округов будут «перекраиваться» раз в десять лет, причем решение об этом должно быть оформлено в виде принятия федерального закона.
Максимальный размер избирательных фондов — 700 миллионов для партии и 15 миллионов для одномандатника.
Минимальная явка никак не определяется, так что выборы будут признаны состоявшимися при любом количестве избирателей.
Ранее источники различных изданий в Кремле прогнозировали, что в новом законе партиям будет разрешено создавать блоки. Благодаря этой норме десятки появившихся за последние месяцы политических партий могли бы рассчитывать хотя бы на некоторое серьезное участие в предвыборной гонке. Без избирательных блоков у них нет практически никаких шансов. Единственное, где политические партии окажутся нужны — это в выдвижении одномандатников. Если человеку будет лень собирать несколько тысяч подписей, то он сможет прямиком отправиться в штаб одной из партий и получить от нее направление в нужный ему округ.
Кремль, похоже, решил не пользоваться замечательным механизмом муниципального фильтра для отсеивания неугодных кандидатов в депутаты. Дело в том, что абсолютное большинство муниципальных депутатов так или иначе подконтрольны администрации и в любом случае не являются настолько бескомпромиссными политическими борцами, чтобы идти наперекор воле губернатора. Так что мало кто из потенциальных кандидатов-одномандатников смог бы собрать необходимые 5-10 процентов подписей районных и поселковых депутатов. По крайней мере, у кандидатов в губернаторы это пока не очень хорошо получается.
Минус истории с муниципальным фильтром — опасность вновь нарваться на ненависть горожан. Даже в Москве и Петербурге собрать нужное количество подписей практически никто не смог бы, что означает автоматическую победу единороссов там, где их откровенно не любят.
Вместо этого создается практически свободный доступ кандидатов к выборам. Партии власти, конечно, придется проиграть в нескольких десятках округов, но это вряд ли скажется на раскладе сил в седьмой Думе. Для формирования большинства даже при 40 процентах голосов за общероссийский список ЕР достаточно победить в трех из пяти одномандатных округов. На всех региональных выборах, где все еще сохраняются выборы одномандатников, ЕР побеждает почти в 100 процентах округов.
Другое дело, что при таком раскладе партия власти получается слишком зависимой от региональных выдвиженцев — а сильные губернаторы, как правило, жестко контролируют депутатов от своего региона. Видимо, очень простая регистрация кандидатов создана, в том числе, и затем, чтобы ослабить контроль региональных начальников.
Впрочем, Госдума вовсе не обязана «штамповать» президентский законопроект. Никто не запрещает депутатом в результате дискуссий немного подправить документ. Там может оказаться или муниципальный фильтр, или обязанность собирать не 0,5 процента голосов, а, например, 2,5 процента, или новые преференции парламентским партиям и ущемление прав «малых партий». Любой системе, в том числе и политической, как известно, наиболее удобно и спокойно сохранять status quo.
Новый закон о выборах депутатов, в любом случае, будет принят, пока срок существования действующей Думы не истек и наполовину. Практика показала, что политическая реальность может за месяц измениться до неузнаваемости, а тут до выборов еще более трех лет. Центризбирком еще будет «колдовать» с урнами — устаревающие КОИБы необходимо будет заменить или обратно на учительниц и сотрудников жилконтор, или на гиперинновационные КЭГи с тачскринами. За три года многим губернаторам придется пройти через всенародное голосование — в том числе и мэру Москвы Сергею Собянину. Даже вооружившись административным ресурсом, некоторые чиновники не в состоянии понять принципы избирательной кампании и с треском проваливаются на выборах.
Остается лишь гадать, сколько еще раз российскому парламенту предстоит экспериментировать с порядком формирования. Пока что реформы перетряхивают Госдуму и Совет Федерации, пожалуй, даже слишком часто.