Воодушевленный энтузиазмом Усыскина, устроившего на Полит.ру сравнительный разбор учебников нового школьного курса "Основ религиозной культуры и светской этики", я тоже скачал из Интернета эти шесть книжек и попытался их просмотреть. Разумеется, не все они оказались одинаково хороши – и в этом уважаемый Усыскин прав.
Но я рискну сказать больше, то, что все-таки они плохи – плохи все, как одна.
И дело тут не в огрехах научной точности изложенных в них религиоведческих сведений. И даже не в индоктринации учащихся вместо расширения их культурного кругозора.
А в том, что эти учебники – вчерашний день. Вещи вчерашнего дня – как телевизор с электронно-лучевой трубкой: смотреть передачи, конечно, можно, но крайне неудобно перетаскивать с места на место, если возникнет необходимость. И довольно высокая себестоимость.
Действительно, эти книжки построены так же, как обычно в прошлом веке строили структуру учебников. Последовательность текстов для заучивания. После каждого – вопросы на понимание. Некоторое количество "врезок" с текстовыми иллюстрациями мелким шрифтом, несущими факультативные сведения. Плюс – картинки, когда имеющие отношение к тексту, дополняющие его, чаще же просто выбранные согласно принципу "что-то такое по теме надо тут иметь" или же и вовсе помещенные ради приличия верстки: чтобы не было уж вовсе глухих текстовых разворотов. В общем – эти картинки не несут сколько-нибудь серьезной смысловой нагрузки.
Вот и весь арсенал.
Да, по таким книжкам мы учились когда-то – но вот нынешние дети, наверное, все-таки заслуживают большего. То бишь – иного. Да и не просто заслуживают: они уже сейчас живут в ином мире, где претендующая на доверие информация подается совсем иначе. Более интенсивно и нелинейно. В мире страниц интернет-сайтов с их гиперссылками и различными средствами визуализации. Рискну предположить, что уже в самом недалеком будущем бумажные учебники вообще исчезнут из школы как вид. И электронная штукенция, которую ребенок станет носить в школу вместо нескольких килограммов целлюлозы, будет "залита" не тупыми pdf-файлами прежних книг, а более сложными информационными продуктами. Моральная готовность воспринимать такие вещи у нынешних детей имеется – а вот ответного предложения толком еще нет. (Хотя, о попытках их создать писали – и тот же Усыскин, в частности.) А значит – даже сегодняшние, бумажные учебники должны учитывать этот сдвиг механизмов восприятия.
Да, на бумаге возможности ограничены – но отнюдь не сведены к нулю.
Ну, не, ей-богу: в пяти из шести учебников отдельным образом говорится про особый конфессиональный календарь. И что же: мы видим хоть в одном из них простенькую схему расположения конфессиональных праздников на временной оси, соответствия этого календаря григорианскому и т.д.? А ведь это именно тот случай, когда лучше один раз увидеть картинку, чем два раза перечитать нудные три абзаца. А, допустим, внутреннее устройство храма – идеальный ведь повод для простенькой, понятной четверокласснику схемы. А буддийский переход от Четырех благородных истин к Восьмеричному пути спасения – почему бы не изобразить это графически?
Скажу совсем уж "шокирующую" для кого-то вещь: пересказ священных книг, содержащийся во всех пяти "религиозных" модулях - в жанровом отношении является комиксом. Вот и должен он быть оформлен как комикс – просто, комиксы бывают разные. когда – как диснеевское мыло, а когда – как инструкция по поведению в критической ситуации. Соответственно, и здесь можно было бы сделать все и строго, и привлекательно, и интересно.
Но для этого надо быть талантливым и любить, а точнее - уважать детей.