На вокзал как в аэропорт

С 1 апреля на 32 вокзалах России сотрудники «Российских железных дорог» начнут в тестовом режиме досматривать всех пассажиров, которые решат воспользоваться поездом. Обустройство досмотровых зон уже обошлось бюджету примерно в полтора миллиарда.

Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте была утверждена президентом Дмитрием Медведевым в 2010 году после мартовских взрывов в столичном метрополитене. На усиление безопасности на всех видах транспорта федеральное правительство выделило 46,7 миллиардов. На свою долю железнодорожники закупили 180 рентгеновских установок для досмотра багажа, 50 рентгеновских сканеров для пассажиров и 116 рамок металлодетекторов. Все это оборудование будет использовано для создания досмотровых зон на 32 вокзалах страны.

РЖД планирует создать на своих вокзалах систему безопасности по примеру аэропортов — на входе сканировать весь багаж, а внутри вокзала выборочно досматривать пассажиров. Для выполнения этих установок специальные люди уже прошли обучение и теперь готовы стать «инспекторами по досмотру».

У плана железнодорожников по усилению безопасности на вокзалах есть два изъяна.

Первый — юридический. Пока что ни один закон не обязывает пассажира проходить контроль при посещении вокзала, а значит, любой досмотр должен быть добровольным. Это, понятное дело, легко выльется в неразбериху, опоздания на поезда, судебные иски и прочие проблемы. «Понятно, что на первых порах пассажиры и организации по защите прав потребителей будут предъявлять нам претензии, но мы пионеры в этой области. Фактически на нас возложена важная миссия: механизм будет отлажен на нашем полигоне», —  гордо заявил в связи с этим «Коммерсанту» начальник дирекции железнодорожных вокзалов РЖД Сергей Абрамов.

Второй изъян — логический и он намного важнее.

Во-первых, даже если идеально выстроить работу досмотровой службы, то все равно людям придется привыкнуть к тому, что на вокзал нужно приезжать не за пять минут до отправления поезда, а по крайней мере минут за тридцать, а лучше — за час. Потому что именно в тот момент, когда человек приедет на вокзал, обязательно что-то сломается, охранник отойдет в туалет, или просто вместе с ним прибудет группа из 300 человек — в итоге не избежать очереди на вход, а там еще найти поезд, желательно добежать до нужного вагона... лучше, в общем, приезжать сильно заранее.

Во-вторых, с трудом верится, что охраной трех десятков вокзалов можно будет серьезно усилить безопасность всех железных дорог. Можно вспомнить, что в подчинении Дирекции железнодорожных вокзалов находится почти 350 объектов. Если строго следить за всеми гостями Ленинградского вокзала в Москве и Московского в Санкт-Петербурге, то, наверное, удастся спасти «Сапсан» от пассажира с бомбой. Но по пути следования есть еще несколько станций, на которых делают остановки не такие скоростные поезда. Будут ли снабжены вокзалы Твери, Вышнего Волочка, Бологого и Окуловки рентгеновскими установками и металлоискателями? Или «безопасными» станут только скоростные поезда практически без остановок, а обычные поезда дальнего следования, в плацкартных вагонах которых путешествует вся страна, так и останутся взрывоопасными?

Между тем террористы, как показывает практика, при подготовке теракта на железной дороге обычно не проносят бомбу в поезд, а закладывают ее на путях. Первый теракт на железной дороге произошел 1 декабря 1879 года — народовольцы планировали взорвать личный поезд императора Александра II, который ехал из Крыма в столицу. В Подмосковье на путях была заложена бомба. Обычно царский поезд в целях безопасности следовал за поездом со свитой, багажом и т.д. Террористы, зная это, пропустили один поезд и подорвали второй. Императора тогда спасло то, что в Харькове у поезда сопровождения были проблемы с паровозом, из-за чего он задержался и ехал следом за императорским составом.

Самый известный взрыв поезда «изнутри» случился 5 декабря 2003 в Ессентуках в вагоне электрички «Кисловодск—Минеральные Воды». Погибли 47 человек, более 180 ранены. Следствие пришло к выводу, что теракт совершила смертница из террористической группировки Шамиля Басаева.

Закладывать мины на железнодорожном полотне намного проще — в России 86 тысяч километров путей и чтобы все эти километры охранять, нужно будет поставить под ружье не миллион человек, как сегодня, а все население страны.

Если пойти далее, железнодорожный транспорт — не только поезда дальнего следования, но и пригородное сообщение. Причем если вокзалы обслуживают все типы пассажиров, то множество станций рассчитаны только на пригородные поезда.

В России вокзалы делятся на четыре класса в зависимости от размера и, соответственно, вместимости. Самые большие вокзалы — внеклассные — имеют площадь помещений более 11 тысяч квадратных метров и вмещают более 1,5 тысяч пассажиров. Многие пригородные железнодорожные станции могут легко сравниться по этому показателю с вокзалами. А уж сами электрички — пригородные поезда — по пассажировместимости оставляют далеко позади поезда дальнего следования. Особенно в час пик.

Многие железнодорожные станции превратились в стихийные рынки — с огромным количеством палаток, магазинчиков, павильонов и т.д. в результате пассажиропоток там организован из рук вон плохо, так что в случае ЧП легко может начаться страшная давка, которую металлоискатели только усугубят.

Дело в том, что компании-операторы пригородного железнодорожного сообщения сокращают количество дешевых поездов или ставят их в неудобное время, из-за чего в часы пик они набиваются сверх всякой нормы. Если в вагоне около 100 сидячих и столько же стоячих пассажиров, а в составе 12 вагонов, то это примерно 2,5 тысячи человек — как в 46 плацкартных вагонах. Каким образом можно проверить несколько тысяч человек и весь их багаж за 20-30 минут — решительно непонятно.

Выход, конечно, есть и он достаточно прост — дать право полиции проводить выборочную проверку пассажиров, научив стражей правопорядка отличать потенциально опасных людей от мирных граждан.

Проблема этого способа, однако, не только в том, что среди российских полицейских слишком часто встречаются чудовищные непрофессионалы, взяточники, бездельники и прочие профнепригодные граждане.

И даже не в том, что большинство российских начальников страдают «синдромом вахтера», то есть пытаются доказать свою значимость тем, что мешают спокойно жить хоть сколько-то зависящим от них людям. Так, например, многие охранники РЖД до сих пор при виде фотографа на вокзале готовы его обзывать последними словами, задержать, побить, да и вообще сделать все что угодно — хотя уже давно даже прокуратура подтвердила, что никто не может помешать снимать публичные места, то есть вокзалы.

Ну и, конечно, не в том, что закупка огромного количества техники и аппаратуры, найм и обучение персонала выльется в огромные затраты, которые так по душе распределителям бюджетов.

Проблема в том, что большинство терактов в России совершались кавказскими исламистами, и вполне логично, что полицейские при выборочной проверке будут руководствоваться внешними особенностями пассажиров. А это уже разжигание национальной розни.