В контакте с ФСБ

Уходящая неделя озадачивает неожиданными информационными поводами не хуже, чем в «старые добрые времена»в середине 90-х. «Письмо Дурова Суркову», опубликованное «Новой Газетой», вызвало у сопричастных и интересующихся еще большее удивление, чем новость о мнимом аресте Абрамовича.

На первый взгляд, текст послания, которое создатель социальной сети «Вконтакте» Павел Дуров якобы адресовал тогдашнему руководителю администрации президента Владиславу Суркову — «клюква» и «липа». А та серьезность, с которой «Новая» взялась разбирать демонстративно раболепный текст, удивляет еще больше.

Подробно пересказывать содержание это письма нет никакого смысла. А в двух словах получается следующее: Дуров, совместно с бывшим пресс-секретарем «Вконтакте» Цыплухиным, якобы клянется в верности Родине и Кремлю, но замечает, что блокировать группы оппозиционеров, созданные в социальной сети, нет смысла — те просто уйдут в Facebook. Для власти это чревато утратой интернет-контроля за оппозицией, а для ООО «В Контакте» - потерей пользователей и поражением в конкурентной борьбе с тем же Facebook'ом.

Первый и самый очевидный вопрос, который возникает при прочтении этого текста, заключается в следующем: если социальная сеть так плотно контролируется Федеральной службой безопасности и Кремлем, то зачем об этом им же сообщать, да еще так нарочито: «Как Вы знаете, мы уже несколько лет сотрудничаем с ФСБ и отделом "К" МВД, оперативно выдавая информацию о тысячах пользователей нашей сети в виде IP-адресов, номеров мобильных телефонов и другой информации, необходимой для их идентификации».

С другой стороны, интернет-сообщество уже успело обсудить это странное послание, и прийти к выводу, что «дыма без огня не бывает». Прежде всего потому, что социальная сеть с многомиллионной аудиторией просто не может остаться без внимания власти. Примечательно, что текст начинается со слов об «акционерах», якобы просивших передать это послание. Заметим, что около 40% акций «Вконтакте» принадлежат Mail.ru Group Алишера Усманова, которому совершенно не нужно ссориться с властью.

Кроме того, люди, близко знакомые с темой, обратили внимание на один «правдоподобный пассаж» из письма. В нем речь идет о массовых «приглашениях» и «переходах» в оппозиционные сообщества «Вконтакте» из социальной сети «Одноклассники», причем речь идет об «интерфейсе личных сообщений». Можно предположить, что такими сведениями может обладать может лишь весьма осведомленный человек.

История явных и мнимых отношений социальной сети «Вконтакте» с правоохранительными органами развивается уже не первый год. По утверждению «Новой Газеты», «письмо Суркову» было направлено в декабре 2011 года — в самом начале протестного движения после выборов в Госдуму. Интересно, что в те дни из уст высокопоставленных представителей МВД прозвучал ряд заявлений об «угрозе», которую представляют социальные сети для «общественных устоев», а также призывы «запретить анонимность в интернете». В этот же период наблюдается и всплеск документально подтвержденного взаимодействия между социальной сетью и «исполнительной властью».

8 декабря 2011 года блогер под ником edvvard опубликовал в ЖЖ скриншоты своей переписки с Павлом Дуровым. Их разговор касался группы «РосПил — война коррупции — Алексей Навальный», которой требовалось увеличить суточный лимит постов.

Дуров тогда рассказал, что администрация ресурса старается избегать блокировки страниц по требованию Федеральная службы безопасности. «Последние дни ФСБ просит нас блокировать оппозиционные группы, включая Вашу. Мы принципиально этого не делаем. Не знаю, чем это может кончиться для нас, но мы стоим», - написал он.

Была опубликована и копия постановления, в котором Федеральная служба безопасности якобы требовала закрытия нескольких страниц, посвященных протестным митингам. Владислав Цыплухин, тогдашний глава пресс-службы социальной сети, в тот же день попытался опровергнуть факт каких-либо «трений» с ФСБ, хотя подлинность переписки подтвердил.

«ФСБ не оказывает никакого «давления» на руководство Вконтакте. Запрос от правоохранительных органов — привычное для компании явление, как и отказ с нашей стороны, если что-то не соответствует нашим принципам или выходит за рамки закона... Никакого «давления», угроз или грубости со стороны ФСБ нет», - подчеркнул Цыплухин.

Эти события вызвали большое воодушевление в стане оппозиции и всеобщее одобрение деятельности Павла Дурова. Однако он, по всей видимости, оказался не очень доволен этим фактом и поспешил откреститься от поддержки протестных митингов. Через несколько дней он выступил с открытым письмом, в котором сообщил, что для него все происходящее — «просто бизнес», он равнодушно относится к политике, а сохранить различные группы «Вконтакте» пытается лишь потому, что не хочет терять посетителей и сокращать аудиторию проекта.

«Если бы мы стали проигрывать в конкурентной борьбе из-за отсутствия какого-нибудь сервиса виртуальных массовых репрессий, нам бы пришлось ввести и его. И будьте уверены - наши репрессии были бы самыми массовыми и самыми кровавыми на рынке», - написал тогда Дуров.

По большому счету, схожие аргументы о «бизнес-последствиях» и «потере аудитории» мы можем видеть и в «послании Суркову». Конечно, в нынешней истории с письмом полно белых ниток, но опираясь на появившиеся ранее достоверные сведения можно с уверенностью говорить о том, что социальная сеть находится между двух огней. Основная услуга «Вконтакте» - коммуникации между людьми и их сообществами. По всей видимости, вести такой бизнес в современной России — весьма непростая задача.