16 ноября 2019, суббота, 00:20
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

17 апреля 2013, 18:00
Владимир Мартынов

«Конец света уже произошел»

Владимир Мартынов
Владимир Мартынов

В среду, 24 апреля, в Москве открывается Фестиваль Владимира Мартынова "Opus Prenatum. Каталог".  Это партнерский проект фестиваля работ композитора Владимира Мартынова, который состоялся в феврале 2013 г. на площадке Культурного центра "Дом" в 12-й раз. В преддверие открытия фестиваля Владимир Мартынов рассказал «Полит.ру», почему искусство омертвело и что, если всем людям Земли повезет, должно его оживить.

Как можно судить по программе фестиваля, который откроется 24 апреля в Москве, предстоит много интересного. И сначала хотелось бы спросить, почему вы очень избирательны в отношении тех, с кем воплощаете и представляете свое творчество. Не только почему работаете с «Политеатром», но также почему пишете музыку для Лунгина, а не для Никиты Михалкова и так далее? Как происходит выбор?

Здесь, наверное, речь идет не о выборе, а о судьбе какой-то даже. Которая как-то сводит. Ведь по-разному может быть. Может меня с чем-то таким сведет, что я вообще не будут ничего там делать. Но вот меня судьба свела с Анатолием Васильевым, потому что я очень стремился. С Юрием Любимовым я вот не стремился сойтись, но все равно… А что касается музыкантов [с которыми я работаю], то здесь тоже все объясняется очень просто. Дело в том, что в композиторской профессиональной среде я чувствую себя абсолютным чужаком. Я отторгнут этой средой, и слава Богу.

Я работаю на промежутках каких-то, на стыках даже, вернее. Естественно, мне в этой ситуации гораздо ближе Леня Федоров или Роман Суслов, чем кто-либо из профессиональных композиторов. Хотя если говорить о профессионалах, то мне тоже там близки люди, которые не принимаются профессиональным сообществом – это минималисты или как «новая простота». Это Карманов или Антон Батагов. Но в этом также ничего случайного нет, это все абсолютно закономерно. Это все как бы одна компания.

Это такая оппозиция получается традиционному композиторству?

Оппозиция – это скорее они там от нас. Потому что с традиционной точки зрения композиторское сообщество традиционное – это такое сектантство. Вот они где-то в своих фестивалях там тусуются, такие крутолобые, они такие эзотерики, их надо понимать… Мне кажется, что давно уже надо пересмотреть этот жуткий ригоризм требований современной музыки. Что надо быть обязательно современным и все такое. Это требование к «современности» блокирует очень многие начала музыки, которые из-за этого потом не реализовываются. Мне кажется, что музыка, в отличие от современной музыки, должна иметь не так много гордости и быть более повернутой к человеку. Проще говоря, быть доступной, понятной, и совсем не обязательно популярной. Но современная музыка не заботится ни о доступности, ни о человечности. Я говорю о тех, кто, например, представлен объединением СоМа и так далее. У них, что называется, на знамени написано: «Мы должны выдумывать новое! Вы нас понимайте и идите за нами!» А зачем за ними идти?..

Ну и еще у нас разные публики, конечно. Вот если сравнить публику, которая ходит на концерты современной музыки и которая ходит на концерты «АукцЫона», это же совсем разные люди. Я вот поэтому Лене Федорову всегда завидую. Потому, что мне бы тоже хотелось такую публику (смеется)… Это никакие не обкуренные рокеры, это нормальные тридцатилетние люди. И на концертах современной музыки вы таких не увидите.

А там какие люди?

Так понимаете… У нас вообще мало кто ходит на эти концерты.

А могли бы описать публику, идеальную для вас?

Если говорить о публике, на которую я рассчитываю, то скорее не на музыкантов. Но это, прежде всего, художники, наверное. Именно художники, которые занимаются визуальным искусством. Это может быть и медиа-арт, и что-то еще. Но это точно не академические музыканты. Но если музыканты, то это скорее Тарасов там, Волков. Такие в общем люди. И, конечно же, моя публика, во многом, - это технари какие-то…

Естественники?

Да-да! Естественники. В общем, главное, чтобы это не были музыканты-академисты. Но, конечно, и Федоров – музыкант, и Тарасов – музыкант... Но все равно получилось так, что вот эта музыка современная действительно очень тянет одеяло на себя. Это просто как в анекдоте: «Ангел ведет экскурсию по раю: «Вот здесь у нас католики, вот здесь – протестанты. А здесь – у нас православные, здесь потише, не шумите». – «А почему шуметь нельзя?» - «А потому, что они думают – они тут одни». Вот и современные композиторы думают, что одни на этом музыкальном поле. Но это, конечно, не так.

Года три назад была знаменитая беседа ваша с Дмитрием Ицковичем, где вы говорили, что композиторство кончилось, потому что кончился контекст, бульон. Что за это время произошло с бульоном, сейчас все также?

Ну, с моей точки зрения происходят жалкие какие-то вещи. Но здесь надо сразу говорить, что конец всей этой эпохи композиторской совершенно не означает конец музыки. Совсем наоборот – музыка высвобождается на каких-то совершенно новых перспективах. И огромное количество интересных вещей происходит сейчас именно вне композиторской музыки. Эмбиент-музыка, например, существует совершенно вне композиторских направлений. Такие вещи – они очень перспективные…

Я на всякий случай еще раз расскажу, с чем вообще связано возвеличивание фигуры композитора и его монополией. Это связано с печатным станком.

Когда ноты стали печатать?

Да, когда научились печатать ноты. А конец эпохи композиторов – это появление звукозаписи. Когда к микрофону смог выходить человек не владеющий [нотным] текстом. До этого же получалось, что композитор был единственным игроком на поле: если он не напишет ноты, исполнителю просто нечего будет играть, слушателю нечего слушать, критику – критиковать. И музыка означала человека пишущего, то есть композитора. А с изобретением звукозаписи и появлением микрофона перед слушателем мог запросто оказаться какой-нибудь нью-орлеандский афроамериканец, который до этого играл только для себя и мог совершенно не знать нот. Или какая-нибудь мировая музыка, берберы там поют, нот не знают, да им и не надо.

И люди, которые сейчас сопротивляются этому концу времени композиторов – они смешны. Поскольку игнорируют, что уже во второй половине XX века композитор был оттеснен, и его место заняла фигура исполнителя. Просто потому, что последний ближе к микрофону. И можно по-разному относиться к премии «Грэмми», но композитор ее никогда в жизни не получит, если его музыка не будет замечательно исполнена каким-то достойным исполнителем.

И важно понимать, что просто фигура композитора существует сегодня только благодаря европейской культуре. Великие культуры прошлого и традиционные культуры современности не знают фигуры композитора. Арабский макам, индийская рага, сикухачи японская – нету фигуры композитора, а результаты звуковые ничуть не меньше, чем у великой композиторской музыки. Также, обратите внимание, до минимума сведена роль композитора в джазе и в роке...

Так что же сегодня следует делать? Отменить класс композиции как предмет?

Ничего отменять не надо. Это все отживет само по себе. Не надо никакого насилия. Тем более, что наши композиторы сегодня и так ведут довольно жалкое существование, поскольку в России, в отличие от Запада, нет еще и никакого рынка композиторского. Если говорить о наличии арт-рынка, то он у нас худо-бедно как-то есть. Есть галереи, биеннале. Но вот за счет чего живет сегодня наш современный композитор – это система фестивалей. Но они композиторам не платят. Нет таких, чтобы заказывали что-то композиторам и платили бы нормальные гонорары…

Композитору жить не на что?

Не на что. Ну, то есть, он может преподавать, или писать для кино, или для рекламы, вот как Пашка Карманов. Мы вот последние десять лет прожили на Фонд Форда, и книги и компакт-диски выпускали, спасибо им, на американские деньги. Худо-бедно как-то прожили, но вот как другие там… Но это уже совсем другой вопрос.

Если вспомнить, как в начале беседы вы назвали современное академическое композиторство сектантством, и взглянуть на проблему в общем, то можно сказать, что похожие вещи говорят и о современной литературе, и о поэзии, и о современном театре. Постоянно слышны жалобы, что все захватила «тусовка избранных», которые диктуют что-то нашей культуре, забивая молодежь. Это все какая-то общая тенденция, как считаете?

Да если посмотреть, то же самое происходит и с Академией наук. Это просто беда всех академических сообществ. Они дискредитируют себя. А в Большом театре, если там до криминала уже доходит? А театр? Выгнали Васильева из страны, выгнали Любимова. Это же просто Иванов-Петров-Сидоров, это же… Ну, можно по-разному к ним относиться, но это же флагманы. Это просто академическое сообщество, оно губительно для всего. И, конечно, губительно для культуры.

И как думаете, можно ли это как-то преодолеть? Есть ли какой-то мягкий путь для этого?

Да, нужно просто не обращать на это внимание.

Вот вы сейчас назвали эти сообщества, там везде – беда, но самое застойное из них, конечно, - это композиторское. Я помню такой период начала 70-х, когда на Шнитке приходили все – Кабаков, Булатов, Соболев, Хржановский… Это были события, которые всех собирали. Сегодня вы на концертах современной уже не увидите. Но и композиторов на каких-то выставках, на поэтических чтениях вы не увидите. Театралы, художники еще ходят,но композиторы… это просто сегодня культурно отсталые люди. Сидят себе как-то, пишут партитуры, ну и пишут.

Но ведь академическое музыкальное сообщество – это не только композиторы. Там ведь есть и исполнители знаменитые и признанные. Разве они не могут служить проводником нового для композиторов?

У нас есть такой исполнительский истеблишмент, но его совершенно не волнуют вопросы современной музыки. Мацуев, Башмет, Спиваков, Гергиев. Они – ну концерт Рахманинова там, в лучшем случае – Щедрин. Но, понимаете, это не их тоже беда. Вот возьмем великих исполнителей прошлого века, например, Караян. Он что, современную музыку играл? У него было два произведения из современных, это – «Музыка для струнных, ударных и челесты» Бартока и мотив «Der Малер». Видите как, великому исполнителю играть современную музыку западло.

Я когда в консерватории учился, я учился на двух факультетах - как композитор и как пианист. Так вот, считалось, где пианист может себя проявить – Шуман, Брамс, Лист, а вот Прокофьева – может каждый технарь. Это даже не вопрос - Прокофьева играть. А современная музыка, ну это у кого малый талант – он будет за счет современной музыки выезжать. Были, конечно, исключения вроде Юдиной или Гленн Гульда, но, в принципе, академическая среда не располагает.

То есть в 70-х исполнители не играли Пярта?

Все знаменитые исполнители второй половины XX века имеют свои ансамбли. У Филиппа Гласса – свой ансабль, у Стива Райха – свой ансамбль, у Штокхгаузена – свой ансамбль, у Пярта – свой, относительно узкий круг исполнителей. В этом смысле мне очень повезло. Потому, что у меня, практически единственного из современных российских композиторов, есть свой ансамбль. Практически семейный уже. И это единственно возможная форма существования современной музыки. Надо постоянно сотрудничать с ансамблями. Это раньше можно было написать партитуру и пускай ее те сыграют, эти. А сейчас ситуация несколько иная.

И если появляются те, кто играют, скажем, только Пярта или Стива Райха, они уже не будут в академической среде сильно уважаться. Они должны играть Брамса или сонаты Шуберта, Рахманинова и так далее.

И как же вам так повезло? Как повезло стать современным композитором с ансамблем?

Ну, с этими людьми ведь мы знакомы очень давно. Еще с 70-х годов мы чувствовали, что делали одно и то же дело. Хотя сблизились мы гораздо позже, мы уже давно чувствовали, что делаем одно и то же дело.

В каком смысле «дело»?

Дело в том, что в 70-е годы у нас, несколько позже, чем в Америке, даже намного позже, но все же произошел в музыке концептуальный поворот. Такой же крупный, такой же значимый, как открытие гелиоцентрической системы мира Коперником. Так же, как до Коперника считалось, что Солнце и планеты вращаются вокруг Земли, в музыке до 70-х у нас считалось, что единственной смыслообразующей в музыке является текст. Концептуализм же показал, что не текст, а контекст. То есть смысл текста зависит от своего положения в контексте. И это открытие тогда объединило очень многих людей. И многих разъединило. И произошел тогда же мой бунт, когда я отверг Шнитке, Губайдуллину, Денисова. Даже руки им тогда мы не подавали, потому что они были авангардисты и за текст держались. И тогда, кстати, Пярт и Сильвестров оказались по эту сторону, хотя и прошли весь искус того, что было до.  Как и Рубинштейн, кстати, Пригов и Кабаков. Это было такое единое мышление. Тогда независимо друг от друга, с разных сторон, мы в музыке и в поэзии стали делать новое. И Монастырский, кстати говоря, тоже. Все это считай с середины 70-х. Илья Кабаков, правда, немного раньше начал, его альбомы начались с 1972 года.

Потом мной судьба иначе распорядилась. Я в церковь ушел и десятилетие там провел. Но в 70-е мы в одном и том же повороте принимали участие.

Но когда вернулись, то связь еще сохранялась?

Конечно. Мы ведь сотрудничали. У нас правда сильные отличия есть, но установка эта и сейчас мне кажется единственно правильной. Водораздел, который тогда произошел, от него уже никуда не деться.

Но сейчас уже его надо либо преодолевать, либо еще что-то с ним делать. И вопрос, наверное, даже не в академическом сообществе, а в том – что делать дальше с наследием концептуального поворота.

В смысле, чтобы двигаться дальше?

Сейчас возник такой вопрос, что все это стало уже очень давить на психику. Оно сегодня превратилось в некое подобие того, чем раньше был соцреализм. Изменения – это уже обязательное идеологическое требование. Даже экономическое требование. С ним уже дальше не пройти. Если вы сейчас на Московское биеннале принесете экспрессионистическую картину, вас от туда погонят под зад коленкой. Теперь, уже почти столетие спустя, надо сбросить с парохода современности Кейджа, Дюшана и Малевича.

Это как раз не будет означать, что мы их отвергаем. Это напротив – придание им жизни. Потому, что нельзя прийти к новому на фундаменте другого гения, чужого вдохновения.

То, что сделал Дюшан, допустим, - пририсовал усы Моне Лизе – это великий жест. Мы его не можем отменить, даже если сотрем эти усы. Теперь нужно сделать что-то, чтобы и усы остались, и было что-то новое. А сейчас труженики арта занимаются только тем, что продолжают пририсовывать усы в разных вариантах и приносят писсуары. Но это уже соцреализм такой получается.

Так где же рождается новое? Мимо какого храма нужно пройти, чтобы случился новый поворот в искусстве, в том же композиторстве?

Должен быть запрос. Какая-то великая концепция, где бы то ни было, рождается, только если есть «заказ». Но не от Министерства культуры. А некий, если угодно, антропологический заказ. Вызов, понимаете? И этот вызов есть. Та стагнация, в которой все пребывает – это вызов: «Надо что-то делать!» Вызов есть, но пойди на него ответь!

Но обнадеживает, что сейчас есть очень крупные подвижки. Такая мысль: все ждали конца света 21.12.2012. И это как бы смешно. Но самое смешное, что конец света произошел. Просто об этом никто не знает. Все настолько омертвело, что это надо просто увидеть. Просто инерция [того, что произошло] очень сильна, а жизни нет. Да, это еще приносит деньги, приносит какой-то там успех…

На что все-таки можно указать? Не в области культуры (там я не вижу пока ничего), но в области науки – это открытие бозона Хиггса или доказательство теоремы Пуанкаре Перельманом. Это настолько эзотерическая какая-то вещь, что мы не можем сейчас осознать даже масштабы произошедшего. То есть фундаментальные изменения в нашей жизни есть. И можно надеяться, что нечто похожее, такое фундаментальное, произойдет. Оно должно произойти. Не только в музыке. Это должен быть некий антропологический сдвиг. 

Обсудите в соцсетях


ПОДГОТОВКА ИНТЕРВЬЮ: Юлия Каденко
Система Orphus

Главные новости

15.11 22:16 «Коммерсантъ»: Россия в декабре вернет Украине задержанные в Керченском проливе корабли
15.11 21:24 В короткой программе Гран-при России победила фигуристка Евгения Медведева
15.11 20:34 Netflix исправит свой документальный сериал про нацистов. Польский премьер обвинил его в «переписывании истории»
15.11 19:54 Интервью Собчак проверят на экстремизм. В нем журналистка заявила, что Крым должны вернуть Украине
15.11 19:28 В Воронежской области на дороге нашли десятки медкарт. СК начал проверку
15.11 18:46 Россия передала посольству Норвегии в Литве осужденного за шпионаж Фруде Берга
15.11 18:21 В Петербурге на историка Соколова надели шлем и бронежилет для защиты во время следственного эксперимента
15.11 17:31 В Крыму частный зоопарк закрывают из-за травли: хозяин раздает 30 медведей, иначе их придется застрелить
15.11 16:28 Paypal больше не будет работать с PornHub из-за несогласованных платежей
15.11 15:49 В Екатеринбурге енот-донор из контактного зоопарка спас собрата
15.11 15:27 В Иркутской области инспектор ГИБДД сломал себе ногу – так бил задержанного
15.11 15:07 Тайвань запретил телефоны Huawei – в них страна указывается как часть Китая
15.11 15:00 Ученым удалось определить происхождение древних копий из Бородинского клада
15.11 14:56 Госдума планирует изменить правила раздела имущества при разводах
15.11 14:26 СК завел дело о загрязнении реки в Красноярском крае. Месяц назад там прорвало дамбу золотодобытчиков
15.11 14:25 Илон Маск: разработки Neuralink помогут победить шизофрению, аутизм и амнезию
15.11 14:00 Орангутанов признали ближайшими родичами гигантопитека
15.11 13:00 Античный кубок, врученный победителю марафона на первой олимпиаде современности, вернулся в Грецию
15.11 12:52 В России запретили посуточную аренду квартир
15.11 12:51 Обвиняемый в хищениях экс-чиновник Минкультуры Борис Мазо попросил убежища в Австрии
15.11 11:37 На Алтае директор детдома скрыла изнасилование ребенка. Ей дали условный срок
15.11 11:00 Автором приписывавшегося Эль Греко портрета дамы признан художник XVI века Алонсо Санчес Коэльо
15.11 10:41 В Литве помиловали двоих российских шпионов
15.11 10:27 В Японии выплатят компенсации за сегрегацию семьям прокаженных
15.11 08:39 Портал госуслуг начал принимать мобильные платежи через Google Pay
15.11 07:46 Водительские права Брежнева продали на аукционе за 1,55 миллиона рублей
15.11 07:26 В Кировской области возбудили дело против судмедэксперта, который нашел алкоголь в крови погибшего в ДТП мальчика. Виновный полицейский выступает свидетелем
15.11 06:27 Киностудия «Союзмультфильм» снимет 26 новых серий «Ну, погоди!»
15.11 05:49 В Instagram в тестовом режиме удалят счетчик лайков под постами пользователей
14.11 22:43 В Петербурге депутат Вишневский подал заявление о клевете из-за публикаций с обвинениями в домогательствах
14.11 21:51 В калифорнийской школе произошла стрельба. Как минимум шесть человек пострадали, один из них скончался в больнице
14.11 21:12 Комиссия Госдумы обнаружила иностранное вмешательство в 19 регионах России
14.11 20:22 Сооснователь «Википедии» запустил соцсеть без кликбейта и рекламы
14.11 19:39 «Открытые медиа»: в России чиновников сажают в два раза реже, чем простых граждан
14.11 19:16 iHerb зарегистрирует подразделение в России
14.11 17:57 В Самаре экс-глава отдела ДПС получил взятку в 100 тыс. рублей. За это его оштрафовали на 50 тыс. рублей
14.11 17:17 В Италии кабаны употребили наркотиков на 1,5 млн рублей. Дилеры обсуждали это по телефону – так и попали
14.11 16:13 Блогер заснял пародию на Кадырова «без разрешения». Потом извинился
14.11 16:07 После убийства профессором аспирантки СПбГУ открывает центр изучения домашнего насилия
14.11 16:00 Новая вакцина спасла мышей и кроликов от золотистого стафилококка
14.11 15:35 В Твери пожарный откачал пострадавшего кота. Спасение засняли на видео
14.11 15:17 Baza: студент, устроивший стрельбу в колледже в Благовщенске, говорит в прощании про «Колумбайн» и «ситуацию» в жизни
14.11 15:17 Директора онкоцентра им. Блохина рекомендовали в академики РАН. Недавно из больницы увольнялись врачи
14.11 14:12 Пользователи «Одноклассников» смогут получать деньги за свои видео
14.11 13:38 В 2019 году Роспотребнадзор уничтожил 600 тонн овощей и фруктов
14.11 13:33 Motorola презентовала новую версию «раскладушки» Razr с дизайном 2004 года
14.11 13:12 Новая поправка к закону позволит продлевать полномочия ректора МГУ неограниченное число раз
14.11 13:00 Звезда S5-HVs1 покидает Млечный Путь со скоростью более 1700 километров в секунду
14.11 12:11 Росгвардия проверит работу охраны колледжа в Благовещенске, где студент стрелял в однокурсников
14.11 12:07 СКР: пилот разбившегося самолете в 2013 году в Татарстане летал по поддельным документам
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Кипр Киргизия Китай Коми Конституция Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Росгвардия Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия арест армия археология астрономия аукционы банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество землетрясение изнасилование импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература математика медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость нейробиология некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Астраханская область Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Бутовский полигон Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Калужская область Кирилл Серебренников Кировская область Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Наталья Поклонская Нижний Новгород Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 рейтинг Forbes Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks

Редакция

Электронная почта: [email protected]
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.