Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен

Глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский на встрече с президентом Владимиром Путиным пообещал уже через полтора года, то есть с 1 января 2015, не пускать в Россию граждан СНГ по внутренним паспортам. Исключение будет сделано для стран-членов Таможенного союза — то есть для граждан Белоруссии и Казахстана.

Сегодня, согласно международным договорам, в Россию по внутренним паспортам могут въезжать граждане девяти государств: Белоруссии, Украины, Азербайджана, Армении, Абхазии, Южной Осетии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Из десяти миллионов находящихся в России иностранцев, гражданами этих государств являются 4,7 миллиона человек. Если бы новые правила въезда в страну действовали уже сегодня, то по внутреннему паспорту в Россию въехали бы только 847,5 тысяч человек — то есть менее десяти процентов от всех приезжих.

Новые правила отразятся и на россиянах: скорее всего страны, для граждан которых будет изменен порядок въезда в Россию, примут зеркальные нормы в отношении россиян. Если это правда произойдет, то уклоняющимся от службы в армии молодым людям, а также носителям государственных тайн, будет намного сложней съездить отдохнуть, например, в Крым. Дело в том, что мужчинам до 27 лет необходимо для получения загранпаспорта предъявлять справку из военкомата, а за носителями государственных тайн пристально следит ФСБ и даже берет расписку о том, что те не имеют права выезжать за рубеж в течении определенного времени без особого согласования.

Может показаться, что ужесточение правил въезда в Россию для граждан Украины, Закавказья и республик Средней Азии — первый шаг на пути введения визового барьера, который так жаждут увидеть различные националисты. В этом ключе не удивительно, что самый высокопоставленный русский националист Дмитрий Рогозин за несколько дней до встречи Владимира Путина с Константином Ромодановским заявил, что необходимо как можно быстрее обязать граждан СНГ показывать свой загранпаспорт на въезде в Россию.

Однако если хоть чуть-чуть разобраться в миграционной политике России, то окажется, что никакого визового барьера не готовится, а изменения в пограничном контроле делаются лишь для того, чтобы лучше контролировать поток мигрантов.

Сегодня в России, благодаря льготному режиму посещения ее территории гражданами стран СНГ, наблюдается одна из самых точных в мире статистик по миграции. Трудовой мигрант из Средней Азии, садясь в поезд Душанбе—Москва, отлично понимает, что в России он может стать мишенью для полиции, бандитов, националистов, да кого угодно, поэтому он старается, по возможности, соблюдать закон. Границу России никто не пересекает ночью в поле — подавляющее большинство приезжих добросовестно проходят пограничный контроль, позволяя Федеральной миграционной службе составить достаточно подробную статистику о том, граждане какой страны и в каком количестве приезжают в Россию.

При въезде в Россию каждый иностранец заполняет миграционную карту. У этого документа нет никаких средств защиты — просто распечатанная на принтере бумажка, где человек вписывает свое имя, возраст, гражданство и цель приезда. После заполнения миграционная карта разрывается пополам — честь сразу отдается пограничнику, часть человек носит с собой, чтобы предъявлять по требованию полиции и, затем, отдать пограничнику при выезде из страны.

Единственное, что защищает миграционную карту от подделки — две печати. Печать о въезде в страну и печать о временной регистрации, которая ставится на второй половине карты. Их, как не трудно догадаться, при желании несложно подделать. Это, конечно, не портит статистику ФМС, но открывает широкие возможности для различных махинаций со стороны мигрантов.

Другое дело — заграничный паспорт. Это отпечатанный на полиграфической фабрике документ со множеством степеней защиты, в него встроен чип с информации о владельце паспорта, вклеена относительно актуальная фотография. Наличие загранпаспорта не избавит приезжих от обязанности заполнения миграционной карты, но сильно усложнит возможности для махинаций с документами: печать о въезде ставится именно в паспорт, так что будет сразу видно, когда именно человек въехал в Россию и не превысил ли он допустимый срок пребывания в стране.

Если требование на предъявление загранпаспортов улучшит ситуацию с контролем миграции, так как станет проще ловить засидевшихся в России иностранцев, то введение виз, напротив, пустит всю миграционную политику насмарку.

Миграция людей происходила на протяжении всей человеческой истории. Если бы не миграция, возможно, несколько племен человекообразных обезьян все еще сидели бы на деревьях в Африке и питались бы фруктами и кореньями, а не думали о визовой политике. Некоторое время назад мигрантов «производила» Европа — именно поэтому обе Америки, Австралия и Сибирь заселены белыми людьми, выходцами из Европы. Сейчас ситуация изменилась, и мигрантов теперь поставляют такие страны, как, например, Таджикистан.

Таджикистан — нищая страна фактически без резервов для внутреннего развития. Живущие там люди, конечно, хотят большего и даже готовы ради заработков ехать за тысячи километров. Так как почти полтора века назад территорию Таджикистана завоевала Российская империя, а не Китай или Британия, то и стремятся таджики на заработки именно в Россию. В России, в свою очередь, для них готовы предоставить работу, главным образом в сфере строительства и благоустройства. Если представить, что завтра удастся выгнать из страны всех таджиков, узбеков, киргизов, украинцев и даже белорусов, то окажется, что будет просто некому мести дворы. По крайней мере за те деньги, что горожане готовы платить. Иными словами, исчезновение мигрантов выльется либо в горы мусора на улицах российских городов, либо в заметное увеличении квартплаты.

Не стоит думать, что мигранты работают исключительно в госсекторе или в насквозь коррумпированных строительных компаниях — то есть исчезнут вместе с коррупцией. Во многих малых городах и дачных поселках именно мигранты выполняют огромное количество работ: их приглашают скинуть зимой снег с крыш, осенью — собрать листья и яблоки, летом — подстричь газон, весной — подкрасить дом или забор.

Миграция, выражаясь математическим языком, является игрой с ненулевой суммой, то есть от нее выигрывают оба участника — и приезжий, и хозяин. На Украине, например, мигрантов из Таджикистана почти нет, хотя визовый режим там установлен точно такой же, как в России. Вызвано это тем, что «выигрыши» там ниже — мигранту меньше платят, а для коренных жителей работа таджика лишь немногим дешевле услуг соотечественника или более привычного молдаванина.

Если государство вдруг решит все-таки закрыть въезд для граждан стран Средней Азии, то именно тогда и начнутся неприятности.

Во-первых, мигрантов меньше не станет, поскольку желание хоть как-то добыть денег никуда не денется, а жителям России все еще будет хотеться задешево скинуть снег с крыши. Просто мигранты будут проникать в страну совсем нелегально. Ни одна граница между Таджикистаном и Россией не охраняется настолько хорошо, чтобы ее было сложно пересечь. Самое богатое государство в мире — Соединенные Штаты — выстроили целую стену на границе с Мексикой, однако мигранты все равно умудряются ее преодолеть.

Изначально оказавшись в России на нелегальном положении, мигрант вовсе перестанет платить налоги и может перестать обращать внимание на законы. Единственное, что сможет его остановить — сила, то есть российские города должна будет наводнить полиция.

Во-вторых, нелегальное положение миллионов мигрантов на территории России будет весьма питательной средой для коррупции, от недостатка которой россияне и так не страдают.

В-третьих, Казахстан, один из самых близких российских союзников, сильно огорчится, когда узнает, что его территория станет плацдармом для нелегального пересечения российской границы. Сегодня все мигранты либо прилетают в Россию самолетом, либо едут поездом, не оставляя в Казахстане никаких следов. Теперь же на голову Астаны свалится несколько миллионов будущих нелегалов.

И в Федеральной миграционной службе, и в Кремле, естественно, понимают все недостатки введения визового режима со странами Средней Азии, и на официальном уровне нет ни одного чиновника, который высказывал бы такие идеи. Вряд ли кто-то реально хочет видеть в стране миллионы нелегальных мигрантов, новых рабовладельцев, а также ссориться с Казахстаном и терять и так слабеющее влияние в Средней Азии. А значит, от изменения правил пересечения российской границы для граждан СНГ не стоит ожидать того, чего так жаждут российские националисты — введения виз со странами Средней Азии.