29 марта 2024, пятница, 16:37
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

24 апреля 2013, 14:06

Одна на всех

История России
История России

Президент России Владимир Путин поручил правительству разработать единую концепцию школьного курса истории России к 1 декабря 2013 года, то есть всего за семь месяцев. Ответственным за исполнение этого поручения, как сообщает сайт Кремля, назначен премьер-министр Дмитрий Медведев.

В поручении главы государства не уточняется, кто именно должен разрабатывать концепцию курса истории и будет ли создан на ее базе учебник. О мнении президента относительно преподавания истории в школе можно получить представление из его предыдущих выступлений, а тема учебника истории волнует Владимира Путина уже очень давно.

Владимир Путин

В 2007 году, разговаривая во время «Прямой линии» с учительницей истории из Екатеринбурга, Владимир Путин признался, что очень любит историю и совсем недавно у него «волосы дыбом могли встать» от того, что он читал в учебниках, особенно в разделе, посвященным трактовкам результатов Второй мировой войны. Тогда же президент отметил, что в последнее время ситуация изменилась.

Более года назад, в феврале 2012, Владимир Путин раскритиковал ситуацию с учебной литературой. Он заявил тогда, что это «очень коммерционализированная и плохо регулируемая сфера деятельности» и вновь пожаловался, что от написанного в некоторых учебниках, в частности, по истории, у него «волосы дыбом встают».

В феврале 2013 года на заседании Совета по межнациональным отношениям Путин заявил, что для средней школы должны быть разработаны единые учебники истории. Такие учебники, уверен президент, должны быть «рассчитаны на разные возрасты, но построены в рамках единой концепции, в рамках логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех ее этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого». «Нужно на конкретных примерах показывать, что судьба России создавалась единением разных народов, традиций и культур», — заявил Путин.

Президент специально обратил внимание на то, что все школьные учебники должны быть написаны хорошим русским языком и не должны содержать внутренних противоречий и допускать двойных толкований.

Тогда же президент посоветовал привлечь к созданию общероссийского учебника истории не только специалистов Министерства образования и Российской академии наук, но и представителей исторического и военно-исторического обществ.

Дмитрий Ливанов

Президента тут же поддержал министр образования Дмитрий Ливанов. Он сообщил, что в школах находятся десятки разновидностей учебников истории, причем все они прошли двойную экспертизу Российской академии наук и Академии образования. Ливанов заявил, что России не нужно такое огромное разнообразие, хотя выбор у учителя и должен оставаться. По мнению Ливанова, единый учебник истории должен выполнять три функции: «обучающая функция — дать достоверные, научно проверенные знания, оснастить учеников фактами об исторических событиях; развивающая функция — научить размышлять, искать закономерности, связи; воспитательная функция — создать единый, исторический, культурный, моральный багаж для ученика», — перечислил он. Министр считает, что единый учебник может быть создан уже через год.

28 марта, в ходе выступления на конференции Общероссийского народного фронта, Владимир Путин вновь вернулся к вопросу об учебнике истории. Президент заявил, что в России должен быть «канонический» учебник истории, однако в ходе преподавания этого предмета нужна и вариативность трактовок.

Владимир Путин рассказал, что, как мог, следил за развернувшейся в обществе дискуссией. Споры, напомнил президент, идут вокруг того, необходимо ли единообразное преподавание истории по всей стране по одним стандартам, или же решение о том, по какому учебнику заниматься, стоит оставить учителю.

«Вы знаете, как ни странно, по этому вопросу я согласен и с теми, и с другими. И эти точки зрения, на мой взгляд, вполне могут быть примиримы между собой», — сказал Путин. «Должна быть каноническая версия нашей истории», — согласился президент. «Если, действительно, мы будем на Востоке изучать одну историю, на Урале — вторую, в Европейской части — третью, это в целом может разрушать, и наверняка будет разрушать единое гуманитарное пространство нашей многонациональной нации», — заявил Путин. По его мнению, должен быть единый канонический подход к основным, фундаментальным, жизненно важным для страны историческим эпохам, что должно найти отражение в едином учебнике.

Однако, уверен президент, это не значит, что ученики не должны быть ознакомлены с разными точками зрения, так как именно это научит детей учиться и думать. «Так что никакого противоречия я здесь не вижу, а единый стандарт должен быть», — заключил Путин.

Андрей Фурсенко

В тот же день выступил бывший министр образования в правительстве Путина, а ныне помощник президента Андрей Фурсенко. Он заявил, что идея действительно единого учебника истории не может быть воплощена, на практике можно объединить фактологическую базу, на которой основаны учебники. «Я предложил бы единый учебник по истории не понимать как одну конкретную книжку. Есть школы профильные, гуманитарные или физико-математические», — заявил Фурсенко.

Тема единого учебника истории давно обсуждается в российском обществе. Сторонники данного подхода к преподаванию уверены, что именно история формирует гражданский дух нации, а значит методы ее преподавания должны находится под строгим надзором государства. Россия — государство со сложной историей, и если в Дагестане и Чечне написать в учебнике истории, что прекрасный Шамиль воевал за освобождение горских народов от злостных угнетателей, а в Татарстане или Новгороде — что Иван Грозный был диктатором и организовал незаконные массовые репрессии, то через несколько поколений Россия перестанет быть единой страной.

Учебник истории Е. Анисимова

 Противники единого учебника истории настаивают, что преподавание (истории в особенности) — это во многом творческая профессия и стоит самому учителю оставить право выбирать, как именно детей учить этому предмету. В пример ставятся многие демократические и федеративные страны, где единого учебника истории нет.

Например, в Германии школьное и университетское образование находится в ведении земель, а не центрального правительства. В качестве федеральной инстанции выступает постоянная конференция министров культуры и образования. Эта конференция в 1972 году приняла «Принципы одобрения школьных учебников». Во-первых, учебники не должны противоречить федеральной конституции или иным законам, а во-вторых, они должны соответствовать учебным планам и рекомендациям.

В соседней Франции дела обстоят еще «хуже». Правительство там формулирует только национальную программу, а ее интерпретация — личное дело автора учебника, государственное лицензирование учебников во Франции отсутствует. Так что каждая школа выбирает себе те учебники, которые соответствуют ее собственной программе.

Российское государство, что неудивительно, пошло по пути унификации. Поручение президента невозможно проигнорировать, так что, можно не сомневаться, к концу 2013 года россияне увидят единую концепцию преподавания школьникам истории их страны. А вот вокруг появления единого учебника истории, похоже, будет сломано еще немало копий.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.