28 марта 2024, четверг, 18:46
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Без шансов на спасение

Штаб пожаротушения
Штаб пожаротушения
Фото: 50.mchs.gov.ru

В Московской области недалеко от Дубны в ночь на 26 апреля сгорел один из корпусов психоневрологической больницы №14 в поселке Раменское. Из завалов уже извлечены 36 тел, по предварительным данным, семеро погибли от отравления угарным газом, а остальные — от ожогов. Одной медсестре и двум пациентам удалось спастись, судьба еще двух человек неизвестна.

Правоохранительные органы разбираются, почему пожар в деревянном корпусе больницы №14, где пациенты находились после карантина, привел к такому большому числу жертв. Уже возбуждено уголовное дело за нарушение требований пожарной безопасности (ст. 219 УК).

Прибытие пожарных расчетов. Фото: 50.mchs.gov.ru

Следственный комитет официально заявил о двух основных версиях начала пожара: короткое замыкание и непотушенная сигарета. В тоже время, в эфире канала «Россия 24» свидетель пожара заявил,что выжившая медсестра ему сообщила, что пожар устроил принудительно госпитализированный пациент: он поджег диван в холле с телевизором. В пользу версии о поджоге говорят и просочившиеся слухи о том, что в здании обнаружен полутораметровый подкоп — то есть кто-то из пациентов готовил побег и, возможно, ради реализации своего хитрого плана и устроил поджог.

Начальник службы пожаротушения Главного управления МЧС по Московской области Вадим Беловошин рассказал, что решетки на окнах не могли помешать эвакуации «потому что в здании есть два эвакуационных выхода, они широкие и позволяют быстро эвакуировать людей». Однако, «как говорит спасшаяся медсестра, было очень сильное задымление и она смогла вывести только двоих пациентов», — добавил пожарный.

Проверка пожарной безопасности в больнице проводилась в августе 2012 года, нарушений выявлено не было, «все соответствовало нормативам», заявил директор департамента надзорной деятельности МЧС Юрий Дешевых. Причем во время проверки в январе 2012 были найдены некоторые нарушения: отсутствовали плафоны на лампах, не везде были указатели выхода, был затруднен проезд к пожарному водопроводу. Но в августе все эти нарушения устранили.

Пожар произошел в деревянной пристройке к кирпичному зданию 1994 года постройки. Причем достаточно быстро загорелась не только пристройка, но и кирпичное здание, так как везде были деревянные перекрытия и перегородки, а под металлической кровлей была деревянная обрешетка.

Фото: 50.mchs.gov.ru

По основной версии, пациенты, находившиеся под транквилизаторами, не смогли среагировать на пожар и вовремя покинуть здание — большинство погибших найдено в кроватях. По другой информации, пациенты были к этим кроватям привязаны. Два пациента, 26-летний Дмитрий Гладких и 69-летняя Диана Куликова, спаслись только благодаря тому, что их с собой вывела 30-летняя медсестра Виктория Волкова. МЧС уже опубликовало полный список пациентов и персонала больницы.

Еще один вопрос, который предстоит разобрать следователям — почему пожарные приехали на место возгорания через 1 час 6 минут после сообщения о пожаре, которое поступило на пульт «01» в 2:33. Справится с огнем расчетам удалось лишь в 4:14.

Всего в нескольких километрах от сгоревшей психоневрологической больницы находится достаточно большой город Дубна, где есть собственная пожарная часть. Однако, он находится на восточном берегу Канала имени Москвы, а поселок Раменское — на западном. Мостов через канал в том районе нет, а паромная переправа не работает, так как еще не до конца растаял лед. В итоге пожарные машины ехали к горящей больнице из Дмитрова, который хоть и является районным центром, но находится в 30 километрах. А пожарным пришлось преодолеть около 60 километров, все из-за той же закрытой переправы через Канал имени Москвы.

Согласно техрегламенту о требованиях пожарной безопасности, подразделение пожарной охраны должно располагаться таким образом, чтобы время прибытия первой машины к месту вызова в сельском поселении не превышало 20 минут (с. 76 ФЗ №123 от 2008 г). В своде правил МЧС о местах дислокации подразделений пожарной охраны специально говорится, что максимально допустимое расстояние от объекта предполагаемого пожара с массовым скоплением людей (а больница относится к таким объектам) до ближайшего пожарного депо определяется из расчета, что пожар должен быть ликвидировать «прежде, чем его площадь превысит площадь, которую может потушить один пожарный караул».

В 10 километрах от сгоревшей больницы сейчас строится новое пожарное депо, которое должно быть сдано в эксплуатацию в июле этого года, рассказал начальник Главного управления МЧС России по Московской области генерал-майор Игорь Панин. Пока что для выполнения техрегламента пожарные устраивают дежурство в отдаленных и труднодоступных местах, однако, как теперь понятно, пациентам психоневрологической больницы №14 это не помогло.

Исполняющий обязанности губернатора Московской области Андрей Воробьев объявил 27 апреля днем траура, пообещал похоронить всех погибших за счет бюджета области, а также выделить семьям погибших по 500 тысяч рублей.

Андрей Воробьев На месте трагедии. Фото: 1tv.ru

Пожар в психоневрологической больнице, тем более с таким большим количеством жертв, — достаточно редкое для России событие. Чего, к сожалению, нельзя сказать о пожарах в домах престарелых, которые случаются регулярно и в которых также порой гибнут десятки людей. Возможно, дело в том, что дома престарелых, как правило, находятся в ведении муниципалитетов, а потому получают намного худшее финансирование, чем больницы, которыми занимаются региональные власти.

Тушение пожара. Фото: 50.mchs.gov.ru

Так, 31 января 2009 года дом престарелых сгорел в селе Подъельск Корткеросского района Республики Коми. Из 26 постояльцев удалось спастись лишь троим. Шансов на спасение у стариков не было. Одноэтажный деревянный дом вспыхнул как спичка, и уже через 10 минут был охвачен огнем полностью. Телефона ни у кого не было, так что директор дома побежал вызывать пожарных,а сторож смог спасти только одного человека, еще двое сами выпрыгнули из окна. Средний возраст погибших — 80 лет.

Суд установил, что глава района Николай Ливсон в нарушение правил пожарной безопасности допустил эксплуатацию деревянного здания 1964 года постройки, а глава Агентства по социальному развитию Коми Константин Сажин и руководитель Центра социального обслуживания населения по Корткеросскому району Татьяна Колданова не остановили работу дома престарелых. Всем им суд дал условные сроки. 3,5 года колонии-поселения получил глава районного пожарного надзора Сергей Стахиев, который не принял мер для приостановки работы дома престарелых, но «мог и должен быи предвидеть, что в случае возникновения в здании пожара эвакуация проживающих в нем людей будет затруднена или вообще невозможна».

20 марта 2007 года в станице Камышеватская под Ейском на Кубани при пожаре в спальном корпусе дома престарелых погибли 63 человека, еще 33 пострадали.

Пожарная часть находилась в 50 километрах от станицы, поэтому первая машина прибыла через час после сообщения о пожаре на пульт «01», который поступил в 1:11 ночи. Пожар произошел несмотря на то, что здание было недавно отремонтировано и была установлена пожарная сигнализация. Предполагается, что причиной пожара стала непотушенная сигарета. Возможно, сам курильщик также погиб.

Под суд попали директор дома Галина Корвель и ее заместитель, отвечавший, в том числе, за пожарную безопасность, Юрий Башко. Они получили 3,5 и 4 года лишения свободы соответственно.

4 ноября 2007 года в селе Велье-Никольское Тульской области сгорел дом-интернат для инвалидов и престарелых. Погибли 34 человека, восемь человек получили ожоги. Следствия пришло к выводу, что причиной пожара стала неисправность электропроводки. Директор дома-интерната Юрий Николаев приговорен к пяти годам колонии-поселения, а его заместитель — к четырем.

Директора сгоревших учреждений, как правило, не уходят от ответственности, а иногда наказанными оказываются даже пожарные, которые не стали предъявлять претензии к состоянию зданий. Это заставляет надеяться, что и сейчас виновные в гибели почти 40 человек не смогут избежать наказания.

Однако наказание виновных не сделает все российские больницы безопасными для пациентов: старая проводка заменяется не по решению суда, а после получения денег на ремонт здания. Вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец уже пообещала разработать целый комплекс мер по ужесточению безопасности в социальных учреждениях, больницах, интернатах и т.д.

Остается надеяться, что ужесточение безопасности отразится не только в появлении новых формуляров, но и в новой проводке, в новой пожарной сигнализации и, наконец, в новых пожарных депо.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.